Формат графического файла (графический формат) — это совокупность информации об изображении и способ его записи в файл.
Графические данные, как правило, занимают большой объем и требуют много места на дисках. В связи с этим в большинстве графических форматов используются различные методы сжатия (компрессии) информации.
В общем случае, все графические форматы можно разделить на две группы:
1. Универсальные (форматы общего назначения) — содержат только само изображение и используются для хранения графических данных и обмена ими между различными программами. Они являются общепризнанными стандартами и поддерживаются практически всеми программами для подготовки и обработки изображений.
2. Специализированные (форматы графических редакторов) — содержат специфическую для каждого графического файла информацию (например, информацию о кривых содержат файлы Corel Draw, файлы Photoshop — информацию о слоях, каналах и т.д.) и предназначены для хранения изображений и промежуточных результатов их редактирования. Эти форматы учитывают специфические особенности и возможности конкретной программы, и поэтому не могут корректно распознаваться и обрабатываться другими программами.
В качестве примера универсальных графических форматов можно привести следующие:
GIF (Graphics Interchange Format) — предназначен для хранения растровых изображений с высокой степенью сжатия; поддерживает прозрачность и анимацию (был создан для Internet).
JPEG/JPG (Joint Photographic Experts Group) — позволяет хранить изображения достаточно высокого качества и относительно небольшого размера (использует различные степени сжатия, балансируя на грани между качеством и объемом).
PNG (Portable Network Graphics) — разработан для передачи растровых изображений по сетям (призванный заменить собой GIF).
TIFF/TIF (Tagged Image File Format) — позволяет сохранять растровые изображения без потери качества (не использует компрессию, поэтому файлы этого формата имеют большой объем). Наиболее часто используется при импорте растровой графики в векторные программы и издательские системы.
BMP (Windows Device Independent Bitmap) — создан компанией Microsoft и применяется для хранения растровых изображений, предназначенных для использования в Windows. Хотя в этом формате может применяться компрессия, большинство программ ее не используют.
EPS (Encapsulated PostScript) — можно использовать для записи как растровой, так и векторной графики. Кроме того, этот формат позволяет записать векторный контур, который будет ограничивать растровое изображение (можно получить фотографию не прямоугольную, а круглую, овальную или любой другой формы).
В качестве примера специализированных графических форматов можно привести форматы следующих популярных программ:
PSD — формат Adobe Photoshop — обеспечивает хранение полноцветных изображений со всеми их особенностями, каналами, масками, различными слоями, векторными фигурами, контурами, эффектами и т.п., характерными, известными и понятными только этой программе. В последнее время стал поддерживаться некоторыми другими программами.
CDR — формат программы CorelDRAW. Его могут импортировать многие другие программы.
AI — формат программы Adobe Illustrator. Напрямую открывается в Photoshop, его также поддерживают почти все программы Macintosh и Windows.
CPT — формат Corel Photo-Paint — обеспечивает хранение полноцветных изображений и векторных объектов. Не распознается другими программами.
SWF — векторный формат программы Macromedia Flash для анимации в Интернете.