Значение идеологии в современной, в том числе сравнительной политологии, трудно переоценить. Сам термин идеология возник в литературе позднего Просвещения (конец XVIII века) и воспринимался как наука об идеях, средство определения истины и рассеяния иллюзий. У Маркса и Манхейма присутствует иное понимание идеологии. В частности, в «Немецкой идеологии» Маркс определяет идеологию как ложное, неистинное мировосприятиеили набор социальных иллюзий, порожденный тем или иным классовым окружением. Только через классовую борьбу, скажем, пролетариат способен изжить этот набор иллюзий, придя к пониманию истинного состояния дел в обществе. Переход к бесклассовому обществу положит конец разнообразной идеологической мифологии и приведет к созданию истинно свободного, не зашоренного стереотипами общественного мнения.
В современном западном обществоведении это определение идеологии в значительной мере искажено, оно в основном используется в значении официозного, тоталитарного, насаждаемого свыше или извне мировоззрения. В частности, формальное отсутствие господствующей идеологии в странах “западной демократии” воспринимается подавляющим большинством их населения как отсутствие идеологии как таковой, как смерть идеологии в современном постиндустриальном обществе.
Таблица 1. ИДЕОЛОГИЯ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ
Миф | Реальность |
Идеологии потеряли свое значение в современном обществе | Как традиционные, так и новые идеологии весьма эффективны |
Политология нейтральна в своих принципах и ценностях | Американская/западная политология базируется на определенном идеологическом основании и весьма зависима от доминирующих в государстве институтов |
Политика основывается на плюрализме, равновесии, взаимных сделках и консенсусе | Доминирующая англо-американская модель не способна осознать реальное содержание понятия капитализм и движущих сил современной политики |
В духе этого не только концептуального, но и, в прямом смысле этого слова, идеологического противостояния, протекает знаменитая «дискуссия» между К. Марксом и М. Вебером, положившая начало двум основным течениям в сравнительной политологии - MAINSTREAM («главному», господствующему в академической науке Запада) и ALTERNATIVE (альтернативному, революционному, нонконформистскому) направлению.
Таблица 2. ИДЕИ К. МАРКСА И М. ВЕБЕРА В ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ
КОНЦЕП-ТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ | К. МАРКС | М. ВЕБЕР | |
Взгляд на историю | Целостный, исторический и материалистический. Основан на способе производства | Фрагментарный и внеисторичный. Никакое знание о мире не может быть полным | |
Реальность | Реальность есть цель исследования | Реальность непостижима, по причине ограниченности возможностей метода и самого исследователя | |
Теория и практика | Практика есть критерий истинности теории | Теория – основание исследования. Приложение знания к теории не имеет большого значения | |
Общест-венно-научное знание | «Освобожденное от идеологии», обществоведение приводит к пониманию эксплуатации как основы классового общества | Эмпирический подход к обществоведению | |
Политика | Обществовед не может быть вне политики, но должен чередовать политическую активность с научным исследованием | Ученый аполитичен и объективен | |
Ценности и нормативы | Объективное знание не отделяется от ценностей, которые всегда имеют материальную основу | Основа исследования – отделение фактов от их оценки. Эмпирическая наука не может конструировать нормы поведения | |
Законы | Ход истории определяется законами, связанными с периодической сменой способа производства, состоянием производства и уровнем экономического развития | Не существует законов исторического развития человечества и, соответственно, история не может вырабатывать общие принципы обществоведения | |
Капитализм | Эксплуатация рабочих при отчуждении результатов их труда. Капитализм неэффективен и иррационален | Способствует развитию через рационализацию, стабильность и эффективность | |
Диалектика | Противоречия капитализма ведут к его крушению | Капитализм преодолевает свои противоречия посредством рационального планирования | |
Общество | Переход к социализму (в перспективе к коммунизму), как только средства производства перейдут в руки рабочих | В конечном итоге, секуляристично и рационально-бюрократично в условиях промышленного капитализма. Соревнование, Высшая цель – национальные интересы. | |
Государство | Исчезает в бесклассовом обществе | Усиливается с индустриальным капитализмом, империалистической экспансией и рационализацией бюрократического порядка. | |
Действие | Отражает объективные материальные условия, определяемые положением в структуре производства | Действующие лица основываются на субъективном понимании своих действий либо воздержания от них | |
Промышленная свобода | Возможна при социализме, но ограничена при капитализме, где выбор определяется классовой позицией, Свобода невозможна без ликвидации отчуждения. | Возможна при капитализме постольку, поскольку люди могут выбирать между альтернативными стилями жизни | |
Категории | Способ производства как материальная основа общества | Идеальные типы в сравнении с реальными ситуациями | |
Метод | Диалектический | Идеальная классификация | |
Мощь | Доминирующие интересы | Соревнующиеся и распыленные интересы | |
Власть | Не признается легитимной – власть господствующего класса | Легитимная доминация через традиционные, харизматические и рациональные формы | |
Империализм | Исторический феномен, обусловленный капитализмом | Экспансионистская внешняя политика правительств | |
Интересно проследить разницу в подходах марксизма и веберианства к четырем принципиальным в сравнительной политологии объектам анализа.