Дуалистическая концепция власти

Власть следует отличать от господства. Господство есть исключительно материальное принуждение, тогда как власть – это еще и убеждение – со стороны подчиненных – в законности и справедливости такого господства.

 

Власть может быть анонимной, индивидуализированной или институционализированной. Типичная для современного мира, институционализированная власть имеет ряд специфических «измерений»:

 

· она выражается в функционировании определенных институтов;

· она проявляется в действиях;

· она опирается на систему средств и методов властного воздействия;

· ей свойственны изменения;

· результаты ее реализации могут быть зафиксированы.

 

Совокупность средств и методов, применение которых обеспечивает возможность субъекту власти осуществлять влияние на объект, называется ресурсами власти. Это – авторитет правителя, богатство и сила, организация и, наконец, информация.

Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов суверенитета и легитимности. Эти принципы характеризуют политическую власть с разных сторон: с точки зрения, во-первых, выделения внутри нее главного звена – государства и, во-вторых, определения правомерности использования тех или иных средств при достижении политических целей.

 

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти.

Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.

 

Типы легитимности (по М.Веберу):

 

1. традиционная легитимность (основана на божественном «праве на власть» у вождей, монархов);

2. харизматическая легитимность (основана на вере населения в исключительные качества лидера);

3. рационально-легальная легитимность (основана на вере участников политической игры в справедливость ее правил).

Можно добавить и идеологическую легитимность, базирующуюся на соответствии власти идеалам, ценностям, менталитету народа (идеократия). На практике в чистом виде эти типы легитимности не существуют, – поэтому правомернее говорить о смешанных типах легитимности.