Романтизм

Истоки нового отношения к природе, сформировавшегося в начале XIX века, принято находить в творчестве французского философа Жана-Жака Руссо (1712-1778). Его обостренно-личное, преувеличенно эмоциональное отношение к природе было подхвачено романтиками. Это мироощущение, основанное на психологической параллели между переживаниями личности и состоянием окружающей среды, нашло отражение в их творчестве. Нетронутая дикая природа воспринимается художниками как зеркало человеческой души. Изображение явлений природы психологизируется и служит великолепным фоном, на котором высвечиваются переживания гордого и независимого героя. Самые наглядные примеры музыкального романтизма можно найти в фортепианном творчестве Листа (1811-1886) и в симфонических полотнах Берлиоза (1803-1869).

На русской почве ***одним из тех, кому в романтической манере удавалось блистательно передать картины природы, был Римский-Корсаков (1844-1908). Его симфонические зарисовки моря по силе воздействия сродни разве что великолепным полотнам Айвазовского (1817-1900).

***В этот же период в России на почве русского романтизма восходит и звезда бессмертного музыкального гения – Александра Скрябина (1871-1915). Предчувствие мировых катаклизмов привело его не только к поэтическому, но и к символическому восприятию образа огня. В поздний период творчества пламя стало не только основным художественным образом его многочисленных фортепианных поэм, но и симфонического полотна «Прометей». Ко всему, это первое музыкальное произведение, в котором введена строчка, отражающая пожелание автора в сфере световых эффектов. Сочинения Скрябина, пронизанные чрезвычайной патетикой и обжигающими красками, сближают его творчество с важнейшим направлением искусства XX века – экспрессионизмом.

 

*** «Рассвет на Москва-реке» – знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» – изображение в музыке просыпающейся природы.

*** Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин.
Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Н. М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл

Все заглавия пьес были придуманы Бернардом, но к двум из них Чайковский внес свои дополнения: «Святки» получила подзаголовок Вальс, а «Жатва» — Скерцо. В поздних изданиях П. И. Юргенсона подзаголовки композитора были утрачены.

13 декабря 1875 года началась подготовка первых пьес к изданию (на тот момент были готовы 2 пьесы). Пьесы Чайковского открывали каждый номер, кроме сентябрьского, в котором журнал открывала «Сербская походная песня» в переложении для фортепиано композитора В. И.Главача , что было откликом на Балканскую войну. В конце 1876 Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Здесь общее название цикла употреблялось впервые и было дано опять таки Бернардом. На обложке были изображены 12 картинок.

  • 1 Пьесы
    • 1.1 «Январь. У камелька.»
    • 1.2 «Февраль. Масленица»
    • 1.3 «Март. Песня жаворонка»
    • 1.4 «Апрель. Подснежник»
    • 1.5 «Май. Белые ночи»
    • 1.6 «Июнь. Баркарола»
    • 1.7 «Июль. Песня косаря»
    • 1.8 «Август. Жатва»
    • 1.9 «Сентябрь. Охота»
    • 1.10 «Октябрь. Осенняя песня»
    • 1.11 «Ноябрь. На тройке»
    • 1.12 «Декабрь. Святки»