Вопрос №2

Структура политической психологии содержит два основных элемента: более устойчивую часть (нравы и обычаи, ментальный психологический склад данного этноса или общественного строя, группы, выражающийся в так называемом "здравом смысле") и более подважную, динамичную часть (чувства, эмоции, переживания, желания, ожидания, надежды и т.п.). При характеристики политической психологии как формы политического сознания часто в первую очередь обращают внимание на ее отрицательные черты. Указывают на то, что она является недостаточно глубоким отражением политической реальности, стихийно складывающимся в процессе обыденной жизни "массового рядового человека" на основе его личного ограниченного опыта. Чувства, настроение, желания, надежды людей весьма подвижны. В зависимости от изменения ситуации они легко могут меняться на противоположные, так как носят сугубо оценочный характер применительно к личному интересу в данный момент, да и то не всегда верно понимаемому. Человек легко очаровывается и легко разочаровывается, восторг толпы переходит в ярость, одобрение политики лидера сменяется ее осуждением. Все здесь сиюминутно поверхностно и легковесно. Но нет ясного понимания происходящих политических процессов, нет их систематического изучения. Политическая психология наполнена мифами и заблуждениями. Достаточно взглянуть на изменения в общественном мнении за последние 10 лет, смену оценок с точностью до наоборот, чтобы убедиться в обоснованности такого мнения.

И все же приведенная оценка политической психологии, явно противоставляющая ее политической идеологии, страдает большой односторонностью. Действительно, в силу указанных обстоятельств субъекты политики часто оказываются легкой добычей манипулирующихся или анонимных политических сил, игрушкой в руках продажных средств массовой информации, объектом "психологической войны". Политическая же идеология, дескать, представляет собой четкую систему идей, основанную на той или иной политической теории (об этом речь впереди). Однако при таком подходе упускается из виду целый ряд обстоятельств.

Во-первых, "здравый смысл" народа является таковым не только в кавычках. Очень часто именно этот здравый народный консерватизм охлаждал амбиции зарвавшихся политических демагогов, демонстрировал неприемлемость и утопизм теоретических конструкций того или иного идеолога, заставлял корректировать политические решения лидеров. Менталитет, психология рядового человека наполнены не только предрассудками и мифами. Во-вторых, подвижность политической психологии позволяет ей служить сигнализатором, фактической проверкой идеологических построений. Идеологии не высасываются из пальца или из чистого противоборства друг с другом. Идеологические требования реализуются только через психологический настрой граждан. В противном случае они оказываются кабельными доктринами, оторванными от реальной политической жизни.

Политическая идеология (от греч. Idea - понятие и Iogos - знание) - Система идей, взглядов, представлений, содержащая теоретическое (концептуальное) осмысление политического бытия.

Политическая идеология представляет собой упорядоченное человеческим разумом представление политической жизни, сведенное к определенным представлениям, нормам и ценностям.

Утвержденная относительно ценностей и фактов политической жизни, актуальные для конкретной социальной группы, индивида, партии и выражающие их интересы, называются идеологией.

Как духовное образование, предназначенное для идейной и целевой ориентации граждан, идеология существует на следующих уровнях своего функционирования:

- теоретико-концептуальном;

- программно-политическом;

- актуализированном.

В качестве основных функций идеологии различают:

- ориентированную функцию, которая задает систему смыслов и ориентации в сфере духовно-политической деятельности человека;

- мобилизированную функцию, в рамках которых предлагаемые идеалы более совершенной политико-социальной организации выступают в качестве конкретных мотивов политической деятельности и мобилизируют общество на их реализацию;

- интегративную функцию, при которой политические идеологии противостоят частным интересам, способствуя этим интеграции общества;

- амортизационную функцию, которая заключается в том, что, будучи интерпретаторами политической деятельности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности. Предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих человека находить в себе силы после неудач, вновь стремиться к активным действиям по реализации этих идеалов;

- функцию выражения и защиты интересов определенной группы.

Политические идеологии возникают на базе интересов какой-либо социальной группы и призваны противопоставлять эти интересы интересам других групп.

 

Типы идеологий.

Либерализм (от лат. liberalis) - касающихся свободы, общее название политических движений, выступающих за парламентаризм, гражданские свободы и частное предпринимательство.

Большинству либеральных авторов свойственно выделять следующие основные черты доктрины:

- индивидуализм как философская основа концепций;

- признание высшей ценностью личности, ее свободы и права;

- посылки, что личность обладает естественными правами, которые независимы от формы правления;

- государство и все социальные институты - результат общественного договора.

Современный либерализм претерпел значительные изменения. В 1930-х гг. он приобрел антитоталитарные и антиэтатистские (антигосударсвтенные) черты. В этих концепциях, получивших название "неолиберальных", государство перестало рассматриваться как основное средство для достижения личных свобод.

Консерватизм (от лат. conservo) - охраняю, сохраняю. Термин используется для характеристики темперамента личности.

Группа авторов философской "французской школы" в работе "Авторитарная личность" (1950) выделяют ситуационный консерватизм, как оппозоционное движение к разрушительным переменам в социальном, экономическом, правовом, религиозном, политическом или культурном порядке, и в этом смысле слово "консерватизм" называют еще "естественным", рассматривая его как человеческую склонность держаться за прошлое и опасаться нового. В таком значение название "консерватизм" может употребляться даже по отношению к левым политическим силам, например политике коммунистов Советского Союза, выступающих за сохранение сложившейся системы. Такой ситуационный консерватизм еще не означает принадлежности к движению политического консерватизма.

Политический консерватизм как идеология и движение имеет длительную историю и крайне разнообразен. Ключевыми идеями большинства консервативных политиков служат следующие предположения:

- существует универсальный моральный порядок;

- за цивилизованным поведением человека всегда скрывается его трудноизменяемая несовершенная природа со свойственными ей беспричинностью и греховностью;

- естественное неравенство людей выражается в качестве их мышления, физической конституции и характера;

- существование общественных классов и слоев необходимо;

- главная роль в достижении личной свободы и в защите социальных устоев принадлежит частной собственности;

- общество нуждается в правящей и исполняющей свои функции аристократии;

- человеческий разум ограничен в своих возможностях и потому традиции, символы и ритуалы и даже предрассудки имеют непреходящее значение;

- направление большинства не может быть разумным и тяготеет к тирании, следственно, власть нуждается в рассеянии, ограничении и балансировке.

Английский историк Дж. Вейсс считал, что консерватор - человек, который желает сохранить или восстановить некую важную часть по­литических структур, общественного трудоустройства, экономических отношений и культурных ценностей прошлого. Консервативными яв­ляются те ценности, которым угрожает общественная модернизация.

В практической политике консерватизм выразился в создании ря­да партий, первые из которых возникли еще в середине XIX в. Современные консервативные партии выступают с лозунгом;“Защита по­рядка и сохранение национальных традиций”, но не владеют, как пра­вило, четко выраженной идеологией, что не мешает им иметь кон­кретные предвыборные программы и участвовать в проведении соци­альных реформ. Современное состояние консервативной мысли сви­детельствует скорее о синтезе консерватизма и либерализма на осно­ве антиэтатистских идей. С середины 70-х гг. неоконсерваторы и не­олибералы совместно выступают с критикой теории “государства все­общего благоденствия” и сомневаются в возможностях массовой де­мократии.

Социализм (от лат. socialis) - общественный, товарищеский. Поня­тие используется во многих значениях. Наиболее употребительны следующие.

1.Социализм как политическое движение XIX-XX вв. Также назы­вается коммунистическим движением.

2.Социализм используется для описания системы отношений со­циалистических государств и партий.

В марксистской теории социализмом называлась первая (низшая) фаза коммунистической общественно-экономической формации на основе общественной собственности на средства производства.

Социализм как идеология и политическое учение имеет длительную историю и огромное количество теоретических вариаций. Общими идеями большинства социалистов является предположение, что: 1) лю­ди равны от природы и должны быть наделены соответствующими рав­ными возможностями для удовлетворения своих потребностей; 2) осно­вой человеческого бытия служит труд; 3) общественное устройство может и должно быть построено на рациональных основах.

Наиболее влиятельным социализм стал в форме марксизма - идейно-политического движения, названного по имени немецкого эко­номиста и философа К. Маркса (1818 - 1883), который в ряде своих работ обосновал неизбежную, с его точки зрения, гибель капитализма и приход социалистического общества.

Национализм (от лат. nasci - родиться и natio - народ) - идеология и политика. Общими идеологическими установками большинства на­ционалистов являются:

- наличие определенной территории;

- владение общей культурой;

- существование самобытных общественных (например, религия) или экономических институтов;

- наличие национального государства или стремление к облада­нию им;

- существование веры в общую историю и в общее этническое, расовое или религиозное происхождение.