Вопрос № 2

Слово “власть” в общественном сознании всегда связа­но с понятием силы, насилия, твердости, давления какого-либо субъекта над чем-то или кем-то. Философский энцик­лопедический словарь определяет власть как “...способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать опре­деленное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, наси­лия”.

Научный подход к определению власти требует учета множественности и специфичности ее проявлений в общес­тве, Необходимо разграничивать существующие различные виды власти в обществе: экономическую, политическую, государственную, семейную, личную. Эти виды власти в обществе тесно переплетены между собой, взаимно влияют друг на друга.

Предметом нашего обсуждения будет власть политичес­кая - одна из важнейших категорий политологии.

Политическая власть - это реальная способность данного класса, социальной группы или лидера проводить свою по­литическую линию, навязывать свою политическую волю. На состоянии власти сказываются исторические и нацио­нальные традиции, географические и демографические фак­торы.

Человечество всегда интересовал вопрос о происхожде­нии и сущности власти.

Первыми, кто задумался над этим вопросом, были фило­софы древней Греции. Они искали ответа на него, чтобы объяснить сложившиеся в их обществе формы власти, и считали, что власть есть результат естественного состоя­ния общества.

Средневековье в Европе, идеи древнегре­ческих философов религиозным мировоззрением, считало, что власть имеет божественное происхождение и освещало ее существование мистикой и суевериями.

Зарождение буржуазных отношении привели к пересмотру идеологических концепций власти. Появляются мысли­тели, выражающие классовые позиции молодой буржуазии: Н. Макиавелли, Ф. Бэкон, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье, кото­рые видели земное, естественное происхождение власти и конструировали модели наиболее эффективных форм власти, необходимых для совершенствования экономических отношений.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в дви­жение все ее элементы. Субъект власти воплощает ее ак­тивное, направляющее начало. Власть - всегда двухсторон­нее взаимодействие субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинении нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъ­ект обладает ярко выраженной волей властвования и мощ­ными средствами принуждения. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другими является не­равномерное распределение ресурсов власти - всего того, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.

В каждом конкретном обществе складывались свои специфические условия существования власти. Основными формами отправления власти являются господство, руко­водство, управление, организация и контроль.

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другими. Ис­торические примеры господства как формы существования власти - из рабовладельческого и феодального обществ. Господство проявлялось как неограниченная власть над че­ловеком, его судьбой, его семьей, продуктами и результата­ми его деятельности.

Господство базируется исключительно на физической военной силе и экономическом принуждении, на особых идеологических догмах.

Руководство проявляется в способности власти влиять на общество силой закона, идеологией, авторитетом. Фор­мы воздействия могут носить и принудительный, и добро­вольный характер.

Управление, как форма существования власти, есть не­посредственная организация функционирования всех ин­ститутов власти и общества. Объектом управления являют­ся экономические системы, владение имуществом, произ­водство, распределение и потребление продуктов. Объек­том управления становятся также сложные отношения, скла­дывающиеся между многочисленными слоями общества. Так, власти в цивилизованном обществе приходится учитывать появление и функционирование общественных и полити­ческих организаций, решать проблемы социальной защиты граждан, развитие науки, культуры.

Объектом управления власти становится административ­ная система. Властям приходится управлять процессами борьбы с нарушителями законов, с преступностью, созда­вать и постоянно совершенствовать судебно-правовую и правоохранительную системы. В сферу активной политики власти включается и международная деятельность.

Положительная оценка, принятие населением власти, признание им ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность.

Большой вклад в теорию легитимизации власти внес М. Вебер. Он выделил три типа легитимности власти:

1.Традиционная легитимность - повиновение власти, ос­нованное на вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков.

2. Харизматическая легитимность - основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руко­водителя.

3.Легальная или рационально-правовая легитимность, основанная на рационально понятом интересе, который побуждает людей подчиняться решениям правительства.

Легитимность власти постепенно ослабевает, если не поддерживается реальной эффективностью. Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения его тех функций, который возлагает на нее большинство насе­ления.