Понятие и признаки демократии

Смысл политики - обеспечить стабильность и одновременно развитие общества. Западные политологи выдвигают два условия социальной стабильности:

1. Обеспечение социальной мобильности (вертикальной и горизонтальной).

2. Демократизация общественной жизни.

Термин «демократия» имеет греческое происхождение и означает «власть народа». Существуют четыре понимания термина «демократия»:

1. Первое и основополагающее значение термина «демократия» используется для характеристики типа государства и политической системы в целом.

2. Во втором значении «демократия» трактуется более широко как форма устройства любой организации, основанной на принципах равноправия ее членов, выборности, решения по большинству. В этом смысле говорят о партийной, производственной, профсоюзной и даже семейной демократии.

3. Демократия может рассматриваться как идеал общественного устройства, основанный на ценностях свободы, равноправия, уважения прав человека и меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, политическом плюрализме и политической терпимости.

4. Наконец, демократия трактуется как мировоззренческий идеал, превращаясь в цели деятельности людей, дает начало определенному социально-политическому движению. Это движение, первоначально возникшее под флагом борьбы с абсолютизмом за либеральные ценности, ныне имеет широкой диапазон целей и круг участников. Современные демократические движения включают в себя коммунистов, социал-демократов, либералов, христианских демократов, экологистов и другие движения, основанные на демократических началах.

Мы ведем речь о демократии в первом смысловом значении как типе государства, при котором политическая система и политический режим построены на принципах свободы и равенства. Все граждане обладают равными правами на власть. Этим демократия отличается от монархии (власти одного лица), и от аристократии (власти группы лучших и знатных лиц), и от олигархии (власть осуществляется небольшой группой богатых людей).

Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм: первобытно - общинная и родоплеменная; античная; феодально - сословная (и в частности, вечевая демократия раннего средневековья; сословно - представительная демократия городских коммун и республик Италии, Франции, Новгорода); буржуазная демократия и социалистическая.

В современной политической науке под демократией понимается форма государственного устройства, политический режим, при котором народ служит источником и субъектом государственной власти.

Классическим образцом античной демократии считаются Афины 5 века до н.э. Демократия в то время представляла собой возможность принятия главных решений большинством свободных граждан полиса (города-государства); занятие должностей по жребию; и периодические отчеты должностных лиц. Участвовали в политической жизни города только свободные граждане. Женщины, рабы и приезжие были вне политики и власти. Кроме того, Афины не знали идеи автономной личности с защищенными от произвола большинства правами и свободами, лежащей в основе современной демократии.

Демократия как власть народа выступает скорее как нормативный идеал, привлекательная утопия, чем характеристика реальных демократических государств. В действительности реальная демократия нигде в мире не является «правлением народа, избранным народом и для народа» (А.Линкольн). Дело в том, что это понятие содержит в себе внутреннее противоречие. Суть его состоит в том, что власть народа в полном смысле этого слова означает самоуправление народа, а значит отрицание политического господства, специального аппарата принуждения и других атрибутов государства, одной из форм которого и является реальная демократия. Иными словами, подлинное народовластие несовместимо с существованием государства и демократии как его разновидности. На деле же демократия нигде и никогда не существовала без государства. Отмирание государства, и замена его общественным самоуправлением (согласно марксистскому учению) представляется в обозримом будущем нереальным, учитывая многообразие общественной жизни, свободу человека и неизбежное расхождение интересов, а также необходимость для социальной системы принимать по определенным вопросам обязательные для всех решения.

Итак, реальная демократия представляет собой форму, разновидность государства и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Несмотря на глубокие различия между современными демократическими государствами и существовавшими когда-то в прошлом существуют некоторые общие признаки (принципы) демократии:

- народовластие или признание народа высшим источником власти и носителем суверенитета. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

- выборность основных органов государства;

- равноправие граждан (правда, только формально - юридическое, и прежде всего равенство избирательных прав);

- подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении.

Современные демократии, основанные на ценностях либерализма, дополняют их также принципами:

- прав человека, их приоритета над правами государства;

- конституционного ограничения власти большинства над меньшинством, уважения права меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

- разделения властей, при котором различные ветви государственной власти независимы, контролируют и уравновешивают друг друга, препятствуют установлению диктатуры;

- политического плюрализма, заключающегося в наличии различных автономных социально-политических партий, движений и групп, находящихся в свободной конкуренции в борьбе за власть.