Теории демократии

Авторы различных теорий демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо из практики и опираются на нее при формировании системы правления.

1. Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции. Демократию рассматривает как ответственное и компетентное правление. Источник власти – народ, выражающий свою волю не прямо, а через своих представителей.

2. Теория прямой демократии. Ж.-Ж. Руссо, один из авторов этой теории отрицает принцип представительности. По его мнению, демократия – прямое правление народа, который способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.

3. Теория плюралистической демократии. Сторонники этой теории отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно, так как люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Таким образом, общество рассматривается как совокупность социальных rpyпп, стремящихся к реализации своих интересов.

4. Элитарная теория демократии. Шумпетер И., последователь данной теории, использует обратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода. Господствующая элита, избранная на определенный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства населения, лишенного на этот же срок возможности действовать. Требования демократии определяют метод формирования институтов власти. И. Шумпетер отмечал: «Демократический метод – это порядок создания института для достижения политических решений, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством конкурентной борьбы за голоса народа».

5. Теория социалистической демократии. В противоположность индивидуалистическим и групповым носителям власти в условиях демократии данная теория трактует ее как форму классового господства. Здесь можно выделить два направления в трактовке демократического правления – ортодоксальное (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и реформистское (Э. Бернштейн, К. Каутский).

В ортодоксальной интерпретации власть народа устанавливает только социалистическая демократия, но при коммунизме демократия, как принцип существования государства, отмирает вместе с государством.

Социал-реформаторы понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил. Цели общества меняются по мере изменения условий жизни личности.

Каждая из этих моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности.

Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обществах.