Специфика политического лидерства в России

Исходя из классификации М. Вебера, можно утверждать, что история России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое.

1. Вплоть до Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года доминировал традиционный тип лидерства: монарх-самодержец, власть была основана на вере в святость передачи власти по наследству, верности ритуалу и привычке подчиняться. Воля императора не ограничивалась какими-либо юридическими нормами.

2. Советский период породил особую разновидность харизматического лидерства – вождизм. Харизматический вождь, к числу которых можно отнести В.И. Ленина и И.В. Сталина, является наиболее точным синонимом термина «лидер». Такая разновидность лидерства широко распространилась с возникновением и развитием в России революционного движения. Власть вождя опиралась не только на его собственную харизму, но и на монопольно властвующую партию, разветвленные структуры насилия, идеологическую обработку масс. Вождизм представляет феномен подданической политической культуры, культуры полной зависимости человека от власти.

3. В основе власти вождя может лежать также политический миф о его исключительности, который поддерживается в массовом сознании. Личность вождя обожествляют, ей поклоняются. Культ вождя, ритуалы его почитания со временем становятся элементом политической культуры советского типа, разновидностью своеобразной политической религии.

После смерти Сталина и его развенчания мифологичность как важнейший компонент лидерства в Советском Союзе переживала острейший кризис, ибо задача создания и поддержания мифов об исключительности Л.И. Брежнева и К.У. Черненко оказалась практически неосуществимой.

Что касается М.С. Горбачева, то на первом этапе своей деятельности, он несомненно, обладал харизмой реформатора. Однако общественные надежды, связанные с его реформами и улучшением жизни, не оправдались. Авторитет Горбачева стал стремительно разрушаться особенно после того, как у него появился мощный оппонент в лице Б.Н. Ельцина. Он выступил как вождь популистского типа, вызывавший восторг больших масс людей и умевший добиваться их безоговорочной поддержки. На первом этапе, народ в основном, воспринимал его как борца против коррупции и привилегий чиновников, выражавшего реальные нужды широких народных масс. Став президентом России на всеобщих выборах, Б. Ельцин формально получил рационально-легальную легитимность. Однако, с введением поста всенародно избранного президента страны меняются лишь внешние атрибуты личной власти, правила ее формирования.. В действительности концентрация в руках президента России огромного объема законодательных, исполнительных, представительских (не считая военных) полномочий, отсутствие реальных правовых рычагов контроля за его деятельностью сохраняют вождизм как сущность персонифицированной власти.

Изменение харизматических представлений о лидерстве возможно лишь с выходом на политическую сцену новой генерации политических лидеров, которые должны:

• проходить специальные подготовку и отбор;

• профессионально заниматься политической деятельностью;

• действовать в рамках определенных демократических норм и процедур принятия политических решений, взаимодействия различных видов власти;

• не только предложить обществу мечту, проект будущего, желаемого большинством граждан, но и убедить их в том, что пути продвижения вперед известны.

Переходным типом – от вождистского к рациональному – является лидерство В.В. Путина, для которого как лидера характерно влияние прежних политических традиций в принятии решений, высокая доля красивой политической фразы, неспособность защитить общество от беззакония и самоуправства бюрократии, низкая социальная эффективность реформ, отсутствие механизма политической ответственности элиты и лидеров за свою деятельность.