Политическая социализация

Социализация в широком смысле слова — это процесс передачи обществом и усвоения индивидом социального опыта человечества. Существуют разные виды социализации: правовая, экологическая, политическая и другие. Политическая социализация личности содержательно представляет единство трех процессов:

- политическое образование - овладение системой политических знаний;

- политическое обучение - овладение системой политических умений, навыков, приемов, способов действия;

- политическое воспитание - овладение системой политических социальных установок, ценностных ориентаций и убеждений (система мотивов политической деятельности)

В каждой стране существуют свои специфические каналы и механизмы политической социализации, приобщения людей к политической культуре. Такими институтами (агентами) политической социализации принято рассматривать семью, систему образования, вооруженные силы, средства массовой коммуникации, государственные, партийные, религиозные и общественные организации. Процесс усвоения индивидом, группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих им эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией.

Концепция политической социализации стала активно разрабатываться в США в конце 50-х годов. Ее появление связано с кризисом воспроизводства в среде молодежи традиционных буржуазных ценностей: личного успеха, благосостояния, стремления к богатству. Насыщение материальных потребностей большинства промышленно развитых стран выдвинуло на первый план постматериальные ценности: самореализации личности, благоприятную среду обитания, гармонию человека и природы, солидарность. На основе этих ценностей появились общественные движения (например, хиппи), которые критиковали капитализм за его неспособность создать условия для свободной самореализации, за отсутствие равенства и наличие различных форм дискриминации человека. Хотя хиппи и не предложили альтернативных целей и ценностей господствующей либерально-буржуазной политической культуре, тем не менее, появление таких движений, основу которых составили выходцы их привилегированных слоев населения, могло привести к нестабильности политической системы США. Поэтому правящие круги, используя все возможные средства от насилия до некоторых социальных реформ, сумели снять напряжение и ассимилировать эту разновидность богемной контркультуры в господствующую культуру и включить ее носителей в существующую систему отношений.

Политическая социализация начинается с раннего детства. В зависимости от возраста и политического опыта выделяют этапы первичной и вторичной политической социализации. Первичная социализация (с трех - пяти до тринадцати лет) по мнению Д. Истона и Дж. Денниса является определяющей в создании положительной установки в отношении политической системы. Изучая реакции американских детей на видимые атрибуты политической системы США президенту, полицейскому, государственному флагу, гимну эти авторы выявили четыре фазы социализации. Первый - политизация. В его рамках под влиянием родителей у ребенка формируется осознание политической власти как более важной, чем власть родителей. Второй период - персонализация. Власть предстает как власть президента, полицейского. Третий период - идеализация. Теперь важнейшим политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества. Четвертый период - институализация. На этом этапе ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, т.е. к восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент и т.д.)

Вторичная социализация наступает тогда, когда человек усвоил формы и способы переработки политической информации, осуществления ролей в сфере власти и способен к самостоятельному пересмотру идеологических позиций, культурных норм и традиций.

В западной политологии на основе различия в механизме передачи норм и традиций в тех или иных политических системах выделяют несколько типы политической социализации:

- гармонический тип, отражающий психологически нормальные отношения человека институтов власти, уважительное отношение к правопорядку, государству, гражданскому обществу;

- гегемонистский тип формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей»;

- плюралистический, который свидетельствует о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия, переходить к новым ориентациям;

- конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и потому усматривающий цель политического участия в поддержке своей группы в ее борьбе с политическими противниками.

Данные типы политической социализации выражают зависимость свойств и качеств человека от влияния институтов власти, несущих нормы и ценности господствующей политической культуры (т.е. типы вертикальной социализации).

В СССР была создана стройная система политической социализации, позволяющая контролировать процесс трансляции политических целей КПСС во внутреннюю структуру личности, начиная с семьи и кончая взрослой жизнью. В современной России в результате смены политического режима прежняя система ценностей была дискредитирована, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании и поведении. Общество находиться в поиске идей и целей политического воспитания, которые бы стали объектом консенсуса различных социальных групп.

Другой серьезной проблемой является отсутствие четкой системы политического воспитания и образования. Прежние агенты социализации семья, детские, юношеские и молодежные организации переживают экономические и идеологические трудности. Партии больше заняты обслуживанием групповых интересов руководства, нежели серьезной политико-воспитательной работой среди масс. В современных условиях только государство может организовать работу по организации новой системы политической социализации населения России. Огромная роль в этом принадлежит школьному и вузовскому преподаванию общественных дисциплин – обществознанию, истории и основам права, социологии и политологии. Наибольшие возможности формирования политических предпочтений индивидов в современном мире концентрируются в руках средств массовой информации. Особенность нынешнего информационного общества состоит в том, что люди все чаще начинают верить не самой реальной политической жизни (политическое бытие), а тому, как она освещается, подается, оценивается, интерпретируется СМИ.