Ких потрясений. к светским твенно к власти религиозных деятелей и пророков( моисея, Магомета

В политической науке в соответствии с различными исследовательскими методами выделяют три основные группы определений политики: 1) социологические, характеризующие политику через другие общественные явления – экономику, право, мораль, культуру; 2) субстанциональные, ориентирующие на раскрытие первоосновы политики, ткани из которой она состоит; 3) научно сконструированные, раскрывающие, её деятельностный характер. Большинство исследователей придерживаются субстанциональнойтрактовки политики, рассматривая в качестве её первоосновы власть и её носителей.

Обобщая данные трактовки, можно определить политику как сферу жизнедеятельности общества, связанную с деятельностью и отношениями между социальными общностями по поводу завоевания, организации и использования власти и управления социальными процессами.

Важнейшими факторами, определяющими жизненность и эффективность политики, являются её соответствие объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, правильный учёт реальных экономических возможностей государства, его национально-этнических особенностей, условий политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества.

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Однако по сравнению с другими формами саморегуляции (моралью, религией, культурой) политика выработала ряд принципиальных особенностей и черт. Специфика политики в

- способности обеспечивать целостность общества, эффективно регулировать социальные взаимодействия с помощью политической, государственной власти. В отличие от других социальных институтов, например, морали политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Поэтому удовлетворение потребностей одной группы (например, приватизация, повышение зарплаты, снижение налогов) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения и без решений государственной власти это осуществить практически невозможно. В силу этого политическая сфера занимает верховное положение по отношению к другим сферам жизни общества. Именно в ней принимаются законы и решения, обязательные для выполнения всеми другими общественными сферами;

- связи частного и общего, интереса личности и интереса социальной общности (группы, страны, человечества) – мы входим в мир политики тогда, когда решаем не только свои частные проблемы, но когда этими же проблемами заняты многие другие люди, связь с действиями и интересами больших масс людей («политика там, где миллионы» - В.И. Ленин);

- универсальности, всеохватывающим характером воздействия политики на практически любые стороны жизни, сферы общества – экономику, социальную сферу, культуру, на события и отношения, начиная с масштабов государства и кончая индивидуальными чертами характера человека;

- инклюзивности, способности проникать в другие сферы общественной жизни, в том числе и способности сочетаться с неполитическими общественными явлениями, сферами;

- свойстве политизации общественной жизни. Универсальность и проникающая способность как свойства политики порождают проблему границ взаимоотношения между политикой и другими сферами жизни общества. В принципе любое социальное явление или событие может приобретать политический характер, политическое звучание, если оно попадает в центр противоречивых общественных интересов, сопряжено с властью или требует ее вмешательства. Нарушение этих границ, расширение пространства политики в современных условиях приводит порой к безмерной политизации, чрезмерной идеологизации неполитических и неидеологических сфер деятельности, жизни и сознания людей. Решение проблемы предотвращения излишней политизации общественной жизни носит конкретно-исторический характер и зависит от уровня развития гражданского общества и правового государства, политической культуры граждан, а также политического режима (авторитарного, тоталитарного или демократического).