Вступление

 

В первые века нашей эры многочисленные славянские племена занимали обширные территории на востоке Европы: от побережья Балтийского моря на севере дор Дуная на юге, от Дуная на западе до бассейна Днепра и дальше на восток до Оки.

К славянским народам относят предков нынешних поляков, словаков, чехов, составляющих западную их группу. К восточным славянам причисляют предшественников современных русских, украинцев, белорусов.

Южную ветвь составляют предки нынешних болгар, сербов, хорватов и словенцев. Здесь нужно отметить ,что отдаленные славянские народы не были объединены ни экономически, ни политически. Точно также никогда не существовало единой славянской религии. Понятно, что у каждого племени существовали свои культы и верования. В то же время многие обряды могли быть похожими у разных народов, и в религии различных славянских племен было немало общего.

О жизни и быте славян писал Прокопий Кессарийский : «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном можно сказать у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они тёмнокрасные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и актов было одно и то же: в древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну «спораден» . (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и -земли приходится занимать много. Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю достаточным сказанное об этом народе.»

В данной работе мне хотелось бы раскрыть всю красоту славянского языческого мира, и изменить представление о язычестве, как о примитивном и , в некотором смысле, убогом мировоззрении наших предков.

 

 

Сваты. Русь языческая.. Автор: Лаврентьев