рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Погребальный культ и культ предков,представления о загробном мире.

Погребальный культ и культ предков,представления о загробном мире. - Реферат, раздел Образование, Религия древних славян Долгое Время У Славян Сохранялся Патриархально-Родовой Строй. По Свидетельств...

Долгое время у славян сохранялся патриархально-родовой строй. По свидетельству византийских историков, славяне жили племенами и родами, состоявшими из больших семей. Роды и семьи возглавлялись старейшинами. Поэтому у славян сохранился культ почитания предков, который был связан с погребальным культом. На всей территории, на которой когда-то проживали славяне встречаются 2 типа могил: с трупосожжением и трупоположением . Исходя их этого, можно сказать, что у древних славян-язычников практиковались оба обряда, однако трупосожжение преобладало и было более типично. В случае трупоположения как правило покойника укладывали ногами на восток и лицо ,таким образом, всегда было обращено к восходящему солнцу. По сей день при захоронении трупов в могилы сохранилось множество языческих обычаев.

В основном погребальный славянский языческий обряд заключался в том. Что тело умершего с плачем и пением доставлялось на кладбище, скорее всего к общему кострищу или к отдельной могиле, которая уже была подготовлена. Там из поленьев был сложен костер, на который укладывали покойника в одежде, а иногда и в вооружении , которое он часто носил при жизни. После этого родственники поджигали костер .Затем пепел складывали в урну, к которую складывались также и дары, которые должны были служить умершему в загробной жизни. Предки наши верили, что загробная жизнь походит на земную и умершим понадобится их имущество. После погребения совершали на могилах тризны (поминки), которые сопровождались песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями и пирами.

Язычники-славяне почитали души предков, которые назывались Род и Рожаницы. Род считался творцом вселенной. Рожаницы — Хозяйки мира, Прародительницы. Их изображали в виде двух фигур со сросшимися туловищами и головами. Им тоже приносили жертвы, почитая как своих берегинь.

Считалось, что душа, живя на земле, принимает различные виды, но этим не исчерпывается вся полнота представлений предка-язычника о загробной жизни души. Жизнь души, по его представлению, подвержена различным изменениям, согласно с изменением самой природы. Что делалось с природою, то же самое происходило, по представлению древнерусского человека и в мире загробном с душами умерших. Так, с наступлением зимы, когда вся природа коченела, предку казалось, что и души приходили в состояние, подобное сну и смерти; скованные стужею и морозом, они подвергаются оцепенению и пребывают печальными узниками, заключенными в темные, холодные места. Есть и поверье, что во время зимы мертвецы испытывают холод, мрак и тоску, поэтому накануне Рождества Христова и Крещения поселяне жгут посреди дворов навоз, чтобы усопшие могли на том свете немного согреться. Одно же древнее верование говорит, что Карачун в декабре месяце будит мертвецов, разбрасывая их кости, и они выходят из своих гробов .В декабре же месяце у древнего предка был праздник Коляды. Это праздник поворота солнца на лето и вообще возрождения благодатных сил природы . В этот праздник происходило угощение умерших, на что указывает сохранившийся до настоящего времени обычай в Украине и Белоруссии вечером перед Рождеством Христовом и Новым Годом есть кутью, медовую сыту и подобные поминальные кушанья ; угощение же происходило в силу того, чтобы не только принести жертву умершим предкам, но и чтобы задобрить пробуждающихся к жизни вместе с природой от зимнего сна мертвецов . Русалки (которые, как мы знаем, считались за души умерших), по народному верованию, появляются только весной, а остальное время года они спят в своих хрустальных дворцах

 

 

Весною же, когда вся природа пробуждалась от зимнего сна, так сказать, возрождалась, то вместе с природою возрождались и души умерших к жизни, радости и вступали в деятельность, вызывая главным образом разные атмосферные явления. У простого народа даже до сего времени сохранилось поверье, что грозу и дождь производят умершие. Верит народ и в то, что мертвецы могут творить бездождие, посылать засухи, стужи и пр. Эти разрушительные явления народ особенно приписывает утопленникам, удавленникам, опойцам. Кроме указанного представления у предка было и другое, по которому загробная жизнь души носила такой же чувственный характер, как к земная. Предок, однако, шел и дальше в представлении загробной жизни души. Ему казалось, что положение человека на земле вполне определяет и положение души его в загробном мире. На земле жили простые поселяне, ремесленники, воины, и предку казалось, что и за гробом каждый умерший из этих сословий останется тем же, чем был при жизни: пахарь найдет там себе поле и луга и будет их обрабатывать, ремесленник будет заниматься тем же ремеслом, каким занимался при жизни, а воин — сражаться и охранять владения.

 

«Похороны древнеславянского князя» Автор: Семирадский

 

М. Васнецов «Тризна»

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религия древних славян

Реферат... На тему... Религия в современной массовой культуре...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Погребальный культ и культ предков,представления о загробном мире.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вступление
  В первые века нашей эры многочисленные славянские племена занимали обширные территории на востоке Европы: от побережья Балтийского моря на севере дор Дуная на юге, от Дуная на запад

Славянский пантеон: боги, духи, демоны.
Нет сомнения, что славяне в конце языческого периода, как и другие индоевропейские народы, поднялись с низшей ступени демонологии, связанной с магией, к высшим формам религии. Однако достоверно об

Боги славян
  Главным богом, общим для всех славян, был Перун. Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Перуна не без оснований с

Духи и Демоны
Подтверждением того, что у славян бытовали представления о многочисленных духах и демонах, служат сообщения византийский авторов. Я хотела бы привести в пример вышеупомянутый отрывок из книги Проко

Культ, обряды, обычаи
  Различия в развитии религии приводили и к разнообразию культов богов, которые также не везде были одинаковыми. Там , где сказалось влияние чужеземных кельтов, находившейся на более

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги