Славянский пантеон: боги, духи, демоны.

Нет сомнения, что славяне в конце языческого периода, как и другие индоевропейские народы, поднялись с низшей ступени демонологии, связанной с магией, к высшим формам религии. Однако достоверно об этом известно очень мало. То, что мы знаем, это главным образом обширный мир низших духов, который окружал славянина, и весьма распространенная магия, как единственная форма общения с духами. Этот мир магии и духов лежал в основе мировоззрения славян с древнейших времен и до конца языческого периода.

 

Наряду с верой в демонов появляются и представления о существах высшего порядка, наделенные атрибутами высшей власти, вплоть до первичных представлений об одном возвышающемся над другими боге. Однако наличие подобных представлений с полной достоверностью не подтверждается источниками. Об этом можно говорить лишь в отношении некоторых славянских народов, причем и в этих случаях наши знания настолько скудны, что в действительности смысл их представлений глубоко проникнуть очень затруднительно.

Картина славянского «Олимпа» беднее, чем греческая, иранская, римская, кельтская и даже германская. Она представляет собой богатую демонологию, причем уже в период общеславянского единства из нее стали выделяться и возвышаться над другими отдельные существа, наделенные функциями индивидуальных богов, которые к концу языческого периода создали в совокупности настоящие локальные системы богов с соответствующей иерархией, храмами и культом.