рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Детство и юность. 1Q1891—1916 1 У

Детство и юность. 1Q1891—1916 1 У - раздел Образование, Т. А. Горъкова Б. В. Соколов   ...


 


лично особым демоном, назначаемым для этого Люци­фером, причем по окончании опроса демон целует канди­дата. В Чарльстоне депутатом от Люцифера является Баал-Зебуб, в других местах — другие демоны».

У Булгакова Воланд подобным же образом возро­ждает из пепла рукопись романа Мастера о Понтии Пилате, совпадающего с «евангелием от дьявола». Во время сеанса черной магии в. театре Варьете чудесным образом возникает кресло для Воланда, а потом сатана столь же внезапно исчезает вместе с креслом. Собрание правления МАССОЛИТа, которое должен был прово­дить Берлиоз, не состоялось, а сам Михаил Александро­вич (вернее, его голова) оказался среди участников вели­кого бала у сатаны. Судьба головы председателя МАС­СОЛИТа очень напоминает историю одной из реликвий палладистов, о которой рассказывает Батайль — черепа Якова Молэ, последнего гроссмейстера ордена тампли­еров (храмовников), сожженного в Париже 18 марта 1314 года. При этом «череп казненного Якова Молэ остался целым и невредимым... Масоны полагают или, лучше сказать, свято веруют, что Яков Молэ не весь сгорел на костре. Палач, заведывавший сжиганием, был подку­плен друзьями Молэ и устроил так, что когда Молэ был задушен дымом, то палач уменьшил огонь и в конце кон­цов ему удалось сжечь только тело, Молэ, голова же осталась цела, на ней обгорели лишь волосы и борода. Палач ее ловко скрыл и потом передал тем, кто его подкупил. После того череп был очищен и вместе со ста­туей Бафомета (демона, в поклонении которому обви­няли тамплиеров и масонов; изображался либо как чучело человеческой головы, либо как череп, украшен­ный драгоценными камнями и укрепленный на деревян­ном или золотом фаллосе, — отсюда превращение головы Берлиоза в череп на золотой ноге с изумрудными глазами и жемчужными зубами, причем в ранней редак­ции упоминалась ваза, ножкой которой служил золотой фаллос. — Б. С.) отправлен в Шотландию. Там, то есть в руках тамошних масонов, обе эти вещи и хранились», пока в начале XIX века не были переправлены в Амери­ку. Батайль утверждал, что сатана избрал череп Молэ


«орудием для своих проявлений» и описал использование этого черепа в масонском обряде, при котором будто бы сам присутствовал. Череп освещался изнутри ярким све­том живого огня, извергал три снопа пламени через глаз­ницы и носовое отверстие, причем «Альберт Пайк на­чал потом задавать черепу разные вопросы, и череп на них отвечал, да притом не отдельными словами, а длин­ными, совершенно связными фразами, даже целыми речами...».

В булгаковском романе отрезанную голову Берлиоза похищает Бегемот, благодаря чему ее не смогли креми­ровать. А на великом балу у сатаны Воланд точно так же беседует с головой председателя МАССОЛИТа, как Пайк — с черепом гроссмейстера храмовников Молэ. Берлиоз — своего рода настоятель храма советской лите­ратуры и в этом подобен предводителю тамплиеров. Предсказывая гибель Берлиоза, Воланд в полном соответствии с авторологическим каноном отмечает, что наличие Меркурия во втором доме (во второй части эклиптики) означало счастье в торговле. Михаил Алек­сандрович был наказан за то, что ввел торговлю в храм литературы. Булгаков учел и приведенную в книге Орлова масонскую формулу «Igne Natura Renovatur Inte­gra», в переводе с латинского означающую: «огнем вся природа обновляется». Сожжение Дома Грибоедова — храма конъюнктурной литературы открывает возмож­ность ее обновления.

Прямых указаний на масонство в «Мастере и Марга­рите» практически нет, если не считать одно — брил­лиантовый масонский треугольник на золотом портси­гаре Воланда, который видят литераторы. Зато скрытых масонских мотивов — великое множество. Бездомный предлагает философа Канта за его доказательство бытия Божия отправить годика на три в Соловки. Это предло­жение было связано с арестом в конце 1927 года в Ленинграде масонской организации во главе с бывшим гвардейским офицером, участником штурма Зимнего, а в последующем — фининспектором Б. В. Кириченко, известным под псевдонимами Астромов и Ватсон. Как сообщала ленинградская вечерняя «Красная газета»


20 Борис Соколов. ТРИ ЖИЗНИ МИХАИЛА БУЛГАКОВА

15 июня 1928 года, среди арестованных были «последова­тели Канта, вычищенные из партии». Масоны, как и вся­кая тайная организация, вызывали враждебное отноше­ние со стороны советской власти. Потому-то масонскую тему в романе приходилось маскировать. А сведения ;о масонстве Булгаков черпал не только из небольшой отцовской статьи и компилятивной книги Орлова, но и из солидного труда по истории русского масонства (с обширными экскурсами в историю масонских лож Европы и Америки) — вышедшего в 1914—1915 годах двухтомника под редакцией известного историка С. П. Мельгунова «Масонство в его прошлом и насто­ящем». Почерпнутые отсюда данные о масонских ритуа­лах помогли автору «Мастера и Маргариты» построить многие важные линии романа как пародию на обряды ма­сонов. Статьи о масонских ритуалах и системах в мельгу-новском сборнике были написаны Тирой Оттовной Соко­ловской, которая сама была секретарем московской ложи «Астрея». Традиции масонства не допускали жен­щин в ложи, однако в начале XX века былые запреты ослабли. Кроме Т. О. Соколовской, в России своей при­надлежностью к масонству была известна такая видная общественная деятельница, как Е. Д. Кускова. Данное Соколовской описание обряда посвящения в ученики использовано Булгаковым при разработке образа Ивана Бездомного. Кандидат вводился в ложу с повязкой на глазах: «.. .Вели разутого, полураздетого человека с завя­занными глазами, неуверенно ступавшего, невзирая на дружески направлявшую руку руководителя, одетого вычурно, украшенного различными знаками и лентами, в круглой шляпе и с накинутой на плечи епанчою; длин­ный, сверкающий меч держал руководитель в протяну­той свободной руке и острием его слегка касался обна­женной груди посвящаемого». Повязка на глазах симво­лизировала, что «желающий света должен прежде узреть тьму, окружающую его, и, отличив ее от истинного све­та, обратить к нему все внимание» и, «устраняясь от наружных вещей», обратиться к внутреннему источнику жизни и блаженства. Великий Мастер задавал посвящае­мому следующие вопросы: «Как зовут? Сколько от роду


 

 


 

ГЛАВА 1.

Детство и юность. 1891—1916

лет? Где родился? Какого закона? Где жительство име­ет? Какого звания в гражданском обществе?» Во время обряда испытуемого ставят на колени перед масонским жертвенником: «сам он должен приставить циркуль к обнаженной груди, обрядоначальник подставляет крова­вую чашу, а Мастер, ударяя по головке циркуля моло­том, трижды говорит: «Во имя Великого Строителя мира; в силу данной мне власти и достоинства моего; по согласию всех присутствующих здесь и по всему земному шару рассеянных братии, принимаю я вас в свободные каменщики ученики». Новому ученику вручали «белый кожаный запон, как знак, что профан вступил в братство каменщиков, созидающих великий храм человечества», серебряную лопаточку, пару белых мужских рукавиц, а также пару женских рукавиц, которые «обрядоначаль­ник предлагает передать избраннице сердца, непорочной женщине». Ученику предписывалось «избрать себе сотрудницу, подругу, обручиться ей яко невесте, соче­таться чистым и священным браком с премудростью, с небесною девою Софиею». Эта единственная избранница должна была стать неразлучной спутницей новопосвя­щенного. Ученик обязан слепо верить «слову Великого Мастера, когда с него требуется клятва на Священном Писании».

Погоня Ивана Бездомного за Воландом фактически воспроизводит основные элементы масонского обряда посвящения в ученики. В ходе ее незадачливый поэт, как и подобает посвящаемому, лишается верхней одежды и в ресторане Дома Грибоедова предстает в довольно экстравагантном виде: «Он был бос, в разодранной бело­ватой толстовке, к коей на груди английской булавкой была приколота бумажная иконка со стершимся изобра­жением неизвестного святого, и в полосатых белых каль­сонах. В руке Иван Николаевич нес зажженную венчаль­ную свечу. Правая щека Ивана Николаевича была свеже>-изодрана». В ранней же редакции подчеркивалось, что у Иванушки «на груди, покрытой запекшейся кровью, непосредственно к коже была приколота бумажная икон­ка, изображающая Иисуса». Когда Бездомный оказы­вается в лечебнице, он подвергается там почти такому же


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Т. А. Горъкова Б. В. Соколов

К ЧИТАТЕЛЮ... Посвящается Люде... ISBN...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Детство и юность. 1Q1891—1916 1 У

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Детство и юность. 1891—1916
  смерти: «Беседовали мы с тобою о разных явлениях совре­менной жизни. Взор твой был такой ясный, спокойный, и в то же время такой глубокий, как бы испытующий. «Как

Детство и юность. Ш1916
тических братьев», в том числе «подробнейшие описания «создания гомункула в хрустальных ретортах из майской росы и человеческой крови». У Булгакова Воланд среди «мастеров социалистической литератур

Детство и юность. 1891—1916
название высшей масонской степени для литературного творчества. Например, в письме к своему другу П. С. По­пову 19 марта 1932 года он, комментируя внезапный отказ Большого Драматического Театра ста

Детство и юность. Й91—1916
 

Детство и юность. 1891—1916
  Михаила 8 ноября праздновали, как в прежние годы. Подробный рассказ об этом сохранился в письме Илла-рии (Лили) Михайловны Булгаковой ее двоюродной сестре Н. А. Зе

Детство и юность. A Q 1891—1916 4-J
  себя. Михаил повернулся, а тот выговорил: „Типейка... только..." — и свалился. Наповал. Он хотел сказать, что там никаких папирос нету, только копейка: „Типейка там..

Детство и юность. 1891—1916
  Юмористическая струя в творчестве юного Булгакова питалась не только популярным в семействе Чеховым и обожаемым Гоголем... Н. А. Земская в 60-е годы писала К. Паус

Детство и юность. Ш1—1916
 

Детство и юность. 1891—1916
 

Михаил Булгаков в годы гражданской войны. 1918—1920
  братья куда-то ушли. И вот в третьем часу вдруг такие звонки!.. Мы кинулись с Варькой открывать дверь — ну, конечно, он. Почему-то он сильно бежал, дрожал весь, и

Михаил Булгаков—журналист •Л/) J драматург, прозаик. 1921—1929 Zt J%J
 

Михаил Булгаков—журналистдраматург, прозаик. 1921—1929
Добродушный, презрительный хохоток над теми, кто приезжал с такой распискою в штаб германцев в Город. И реквизированные лошади, и отобранный хлеб, и помещики с толстыми лицами, вернувш

Михаил Булгаков—журналистдраматург, прозаик. 1921—1929
ческая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве». Режиссер спектакля А. Д. Попов подходил к оценке пьесы накануне премьеры очень осторожно, стре

Михаил Булгаков — журналист
драматург, прозаик. 1921—1929 229   впоследствии подружился, а в 1938 году безуспешно хло­потал перед Сталиным об облегчении участи Эрдмана, со

Михаил Булгаков — журналист
драматург, прозаик. 1921—1929  

Михаил Булгаков—журналист
-1929 драматург, прозаик. к. 1921—1' 257  

Михаил Булгаков—режиссер,либреттист, романист.1930—1940
усердным в воспевании новой власти — грозили репрес­сии. Неактуальной теперь оказалась и критика белых генералов, и поворот ряда эмигрантов к сотрудничеству с Советами, равно как и разложение опред

Михаил Булгаков — режиссер, либреттист, романист. 1930—1940
почему она хотела познакомиться с Булгаковым: «Я интересовалась им давно. С тех пор, как прочитала „Ро­ковые яйца" и „Белую гвардию". Я почувствовала, что это совершенно особый писатель,

Михаил Булгаков — режиссер, либреттист, романист. 1930—1940
была доведена театром Сатиры до генеральной репети­ции 13 мая 1936 года, но не допущена до постановки после снятия МХАТом «Мольера». Главной же для Булгакова в первой половине 30-х годов,

МихаилБулгаков—режиссер, D О 1
либреттист, романист. 1930—1940 OJJ. дается, тКак>, напр<имер>, вариант окончания пов<ести> «Рок<овые> яйца» и повесть «Собачье сердце». О

Михаил Булгаков — режиссер,либреттист, романист. 1930—1940
341  

Михаил Булгаков—режиссер, либреттист, романист. 1930—1940
347  

Либреттист, романист. 1930—1940
355   особам, о цензуре и пр.). За некоторыми из этих замеча­ний д

МихаилБулгаков — режиссер, либреттист, романист. 1930—1940
там маленький, курносый, чиновника играет, руки у него белые, голос сиплый, но теория ему не нужна, и этот, играющий убийцу в белых перчатках... Не нужна ему теория!» Осенью 1937 года рабо

Михаил Булгаков—режиссер,либреттист, романист.1930—1940
существовать в современном (по позднейшей терминоло­гии — тоталитарном) обществе. Как легендарный Фри­дрих Барбаросса, которому суждено спать вечным сном в недрах горы Кифгайзер и пробудиться лишь

Михаил Булгаков—режиссер, либреттист, романист. 1930—1940
371  

Михаил Булгаков — режиссер, либреттист, романист.1930—1940
375  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги