рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВСТРЕЧИ С ИСКУССТВОМ

ВСТРЕЧИ С ИСКУССТВОМ - раздел Образование, ВСТУПЛЕНИЕ Еще Стояла Перед Глазами Замерзшая Нева. Шпиль Петропавловского Собора Был Во...

Еще стояла перед глазами замерзшая Нева. Шпиль Петропавловского собора был воткнут в низкое небо и ис­чезал в нем. Ветер взметывал полы шуб, прохватывал до дрожи. По Невскому в тучах снежной пыли неслись рысаки, струи пара вырывались из лошадиных ноздрей...

Это было похоже на чудо — благостное итальянское утро, воздух, напоенный запахом цветов и моря, и что-то белое, солнечное вдали, где должна была появиться Ве­неция. И она появилась за искрящейся водой, в дымча­том серебристо-перламутровом воздухе. Косые лучи мар­товского солнца выхватывали из белой массы дома и башни, тени делали их отчетливыми. Белый цвет отсту­пал, и нежная пестрота малиновых, фисташковых, кре­мовых, терракотовых стен, казалось, притягивала к себе, как магнитом, гондолу, в которой сидели Анна Алексеев­на с сыном и Алексей Алексеевич Перовский.

Алеше шел уже четырнадцатый год, он был начитан, свободно владел итальянским языком и готовился к этой поездке тщательно — проштудировал историю искусств и теперь с лихорадочным нетерпением ждал встречи с прекрасным. Хотя солнце вскоре скрылось за тучами и начался дождь, который лил весь март, лихора­дочное состояние, запомнившееся ему до конца жизни, осталось. Он не замечал дурного запаха, стлавшегося над водой каналов, он смотрел на проплывавшие мимо мосты, дворцы венецианских патрициев, на каменные столбы с фонарями и кольцами, к которым привязывали гондолы...

В гостинице «Европа», ступени • главного входа кото­рой спускались прямо в воду Большого канала и были покрыты зелеными водорослями, русских встретили ра­душно и даже угодливо, предоставили роскошные апар­таменты, накормили завтраком с непременными моллю­сками и другими frutti di mare*. Стол был недорог, одна­ко в день с приезжих в гостинице брали по четыре луи­дора — около восьмидесяти рублей.

Потом путешественниками завладел чичероне синьор Антонио Ре.

Алеша решил вести дневник и вел его аккуратно, де­лал рисунки пером: виды, живописно одетые итальянцы... О своем чичероне Антонио он важно, подражая взрос­лым, записал, что «рекомендует его всем путешествен­никам как одного из опытнейших и ученейших путево­дителей».

В дневнике перемешивались собственные впечатления и рассказы синьора Антонио.

«Мнение, что в Венеции нельзя обойтись без гондолы, несправедливо; хотя улицы очень узки, можно, однако, почти везде пройти, исключая немногие дома, у которых крыльцо выдается только на канал.

Гондолы очень узки и длинны; посередине у них — маленькая будочка, обитая черным сукном, а на кон­це — железный гребень и топор. Гребцы ездят с чрезвы­чайным проворством и ловкостью; сидя в лодке, опасно высовывать голову, оттого что топор другой гондолы мо­жет ее отрубить. Также надо остерегаться прыгать в лод­ку, когда в нее садишься, ибо пол, сделанный из тонких досок, может проломиться.

Входить надо задом, в противном случае неловко будет обернуться, чтобы сесть на скамейку, оттого что будка очень узка. В ней могут поместиться четыре человека: двое — на скамейке против гребня и двое — на обеих боковых скамейках; сверх того, есть еще довольно места вне будки.

Мы пришли на площадь св. Марка...»

Мальчика поразил этот архитектурный музей с само­го начала, когда они остановились под арками Фаббрикке Нуове — здания, построенного по совету Наполеона. Громадное замкнутое пространство с красивыми колон­надами, древней церковью святого Марка, стометровой колокольней, Часовой башней... Синьор Антонио водил Алешу с матерью и дядей во дворец дожа, на мраморную Лестницу великанов... В рассказах гида оживала история купеческой республики, ее былое могущество, пиратские нравы, заговоры...

Алеша с восторгом рассматривал львиные головы с открытыми пастями, вделанные в стену, а вечером запи­сывал:

«В эти пасти мог каждый бросать доносы на кого бы то ни было; они падали в комнату инквизиторов, и обви­няемый получал на другой день повеление явиться в ин­квизицию.

Преступников сажали в темницу, соединенную ма­леньким и совсем темным мостиком с дворцом».

Он представлял себе, как заключенные идут по крыто­му темному «мосту вздохов» в комнату судей и как их отсылают оттуда либо на эшафот, либо в Пьомби, темни­цу под самой свинцовой крышей дворца, где люди зады­хались от жары и умирали в страшных мучениях. Он удивлялся богатству и роскоши дворцов, прекрасным картинам, мозаикам, древним статуям...

Но он видел и другое — дворцы были запущенны, многие дома разваливались, на улицах стояла мертвая тишина, черные гондолы на каналах усугубляли печаль­ную картину.

Он рассматривал рукопись Леонардо да Винчи, писав­шего справа налево, картины Тициана и Тинторетто, гля­дел на творения Палладио и все больше влюблялся в прекрасную старину. Впоследствии он вспоминал в од­ном из писем:

«Ты не можешь себе представить, с какою жадно­стью и с каким чутьем я набрасывался на все произведе­ния искусства. В очень короткое время я научился отли­чать прекрасное от посредственного, я выучил имена всех живописцев, всех скульпторов и немного из их био­графии, и я почти чтомог соревновать с знатоками в оценке картин и изваяний. При виде картины я мог всегда назвать живописца и почти никогда не ошибался.

Я до сих пор ощущаю то лихорадочное чувство, с ко­торым я обходил разные магазины в Венеции. Когда мой дядя торговал какое-нибудь произведение искусства, меня просто трясла лихорадка, если это произведение мне нравилось.

Не зная еще никаких интересов жизни, которые впо­следствии наполнили ее хорошо или дурно, я сосредото­чивал все свои мысли и все свои чувства на любви к ис­кусству» (курсив А. К. Толстого. — Д. Ж.).

Синьор Антонио свел Алексея Перовского с графом Гримани, предки которого были венецианскими дожами. Теперь молодой аристократ ютился в одной из комнат своего развалившегося дворца. Сперва он предложил бо­гатому русскому купить этот дворец целиком, а когда тот отказался, стал суетиться, показывать картины и статуи, доставать бумаги, подтверждавшие их подлинность...

«Дворец был наполнен самыми прекрасными вещами на свете, — продолжал в том же письме Толстой, — но, уверяю тебя, что, несмотря на надежду приобрести неко­торые из них, мне было тяжело видеть эту ра­зоренную семью, принужденную продавать своих пред­ков, писанных во весь рост Тицианом, Тинторетто и дру­гими.

Когда мы отправились в гондоле во дворец Гримани и когда мы проезжали мимо других дворцов, одинаково разрушенных, владельцы которых были одинаково разо­рены и в долгах, я ощущал смешанное чувство уваже­ния, восхищения, жалости и алчности, так как тогда су­ществовало во мне чувство собственности, которое я с тех пор совершенно утратил».

Больше всего Алеше приглянулся бюст фавна. Он стоял в громадной зале с золоченым потолком, с боль­шим мраморным камином и расписанными стенами и... смеялся. Алеша не мог оторваться от смеющегося лесно­го бога и улыбался сам. Граф Гримани, заметив интерес мальчика, тотчас достал бумагу, свидетельствовавшую о том, что бюст якобы был создан самим Микеланджело. Граф говорил, что совсем недавно один англичанин да­вал ему за фавна четыре тысячи фунтов стерлингов, но он его не отдал, потому что еще не нуждался в деньгах.

Перовский купил фавна и еще бюст Геркулеса, две порфировые колонны, девять столов, мозаичных и мра­морных, шесть картин, среди которых был портрет дожа Антонио Гримани, изображенного Тицианом в полный

рост.

Перовский решил пробыть в Венеции всего пять дней, но покупки задержали его. Граф Гримани умолял, чтобы вещи из дворца в гостиницу перевезли ночью, так как не хотел, чтобы венецианцы видели, что он распродает свое наследство, хотя это было секретом полишинеля, да и тор­говался граф упорно и искусно.

Когда бюст фавна наконец оказался в гостинице, Алеша прыгал и даже плакал от радости. Бюст стоял на полу. Мальчик часами лежал возле него, любовался. Ночью он вставал посмотреть на него, ему вдруг пред­ставлялось, что в гостинице может вспыхнуть пожар, и Алеша пытался поднять своего фавна, проверяя, сумеет ли спасти его...

Потом Толстой бывал в Венеции еще не раз, но пер­вые впечатления оказались самыми сильными. Он и че­рез тридцать лет напишет: «Мне кажется, я слышу шум, с которым укладывались гондольерами весла в гондолу, когда подходили к какому-нибудь дворцу, — когда гре­бут, весла у них совсем не шумят, — мне кажется, я чув­ствую запах в каналах, дурной запах, но напоминающий хорошую эпоху в моей жизни!..»

Поездка по Италии только начиналась. Судя по запи­си в дневнике от 1 апреля 1831 года, Алеша с матерью и дядей остановились потом в Вероне, осмотрели громад­ный римский цирк, темные погреба под трибунами, где держали диких зверей перед тем, как выпустить их на арену.

Подъезжая к Милану, они еще издали увидели зна­менитый собор. Описание его в дневнике Толстого весь­ма красочно:

«Это ужасное готическое здание, с высокими башня­ми, сделано из белого камня и усыпано сверху донизу мелкими арабесками резной работы и прекрасными мра­морными статуями и барельефами.

На этой церкви считается башней 400, а статуй 5500. Она слабо освещена большими готическими окнами с цветными стеклами; когда солнечные лучи в эти стекла ударяют, то высокие своды и длинный ряд колонн, веду­щий к алтарю, покрываются каким-то таинственным све­том, которого невозможно изъяснить; вы входите в Древнюю церковь, и шаги ваши раздаются в пространном здании; тень разноцветных стекол рисуется перед вами на каменном полу и на готических колоннах, вы переноситесьмысленно в старые времена средних веков, в вас пробуждаются чувства, которые бы в другом месте мол­чали».

Рекомендательные письма, которые вез с собой Перов­ский, раскрывали перед ними все двери, вплоть до эрцгерцогского дворца, где в одной из кладовок они увидели сваленные в кучу статуи и портреты Наполеона. Это было все, что осталось от почитания его личности. Время ново­го увлечения этой личностью еще не пришло...

Италия заставляла как бы заново пройтись по учебни­кам истории. Миновав место, где Ганнибал одержал по­беду над Сципионом, путешественники прибыли в Ге­ную. Как и в прочих городах Италии, ее улицы темны и нечисты, «оттого что всякую дрянь выбрасывают на улицу», отмечает мальчик. Он описывает одежду италь­янцев, их привычку кричать и жестикулировать при разговоре. И снова:

«Дяденька купил здесь у одного продавца картин портрет Христофора Колумба, [писанный] неизвестным художником. Он очень хорошо был сделан, но его испор­тили, когда хотели уложить».

Во Флоренции они поселились в гостинице рядом с домом Данте. Анна Алексеевна с сыном пошли покупать собаку и вдруг набрели на русскую лавку, где продавали чай. Купецневероятно обрадовался соотечественникам.

Записи Алеши во Флоренции напоминают современ­ные ему путеводители. Он не пропускает ни одной досто­примечательности, восторгается творениями Бенвенуто Челлини, Микеланджело, Кановы... В картинной галерее ему нравятся и Рафаэль, и голландцы, а вот «фигуры Рубенса почти все отвратительны, особенно же женские». Дядя все время что-то покупает, и, очевидно, ему чаще всего подсовывают подделки — слишком часто мелькают в дневнике имена Микеланджело и Леонардо да Винчи. К Перовскому присасываются всякие проходимцы. Ста­новится нахлебником некий Афендулов, рябой, с орли­ным носом и темно-серыми глазами. Он все рассказывал, как жители острова Киндии возмутились против турок и избрали его своим королем и за это будто бы император Александр I навсегда изгнал его из России. Рассказывал он занятно, а заодно промышлял перепродажей картин...

30 апреля рано утром они приехали в Рим, сняли дом на площади Испании, и дяденька тотчас послал человека к Соболевскому, который не замедлил явиться. Приятель Пушкина был большого роста, полный, самоуверенно-важный, в шляпе набекрень и щегольском полуфраке изумрудного цвета. В России он ходил бритый, посколь­ку ношение бород императором не одобрялось, а за гра­ницей отпустил рыжеватую эспаньолку, которая вкупе сярко-рыжими усами придавала ему вид чрезвычайно жи­вописный. Величавость его была обманчива и больше про­истекала от воспитания и сознания полной денежной обеспеченности, поддерживаемой изрядной предприимчи­востью. Ум же у Соболевского был острый и гибкий, его эпиграмм и экспромтов побаивались и самые могучие ли­тераторы.

Соболевский тотчас принялся выкладывать Перовско­му римские новости, касавшиеся русской части населе­ния Вечного города. Много говорил смешного о поселив­шейся в Риме княгине Зинаиде Волконской и воспитате­ле ее сына Степане Шевыреве.

С таким чичероне, как Сергей Александрович Собо­левский, гулять по Риму было вдвое интереснее. И в дневнике Алеши появляются записи, тронутые иронией. Колизей, Пантеон, собор св. Петра — они все описаны им, но вот и другое — мраморная лестница, по которой Иисус будто бы взошел в дом Пилата, и «что лучше всего — обломки лестницы, которую Иаков видел во сне!!!».

Или еще:

«Чтобы предохранить Колоссей от буйства народа, построили в нем несколько часовен и крест, который имеет свойство уменьшать за каждый поцелуй целым днем пребывания в чистилище.

Весьма простое и полезное заведение для грешни­ков!»

Ему явно передался скептицизм Соболевского в отно­шении католических чудес.

2 мая вместе с Соболевским и Шевыревым они побы­вали в Ватикане.

Нет, все-таки Рим был великолепен и заставил при­смиреть даже шутников. Да и устали они. В один день посмотрели собрание статуй и картин в Ватикане, «Рафаэлевы ложи», Сикстинскую капеллу, Траянскую ко­лонну и триумфальные ворота Константина, которые, когда их отрыли до основания, оказались в глубоких ямах. Ходили даже на «скалу Тарпейскую, с которой римляне сбрасывали преступников». Однажды Перовский справился о художнике Карле Брюллове, о котором в Петербург доходили самые фан­тастические слухи.

— Брюллов здесь нарасхват, — сказал Шевырев. — После копии Рафаэлевой «Афинской школы» его считают первейшим художником в Риме. Работает быстро и пре­восходно, с ним не сравнится никто. Правда, с «Послед­ним днем Помпеи» не управился в срок, обещал Деми­дову закончить в прошлом году, но пока успел только фигуры поставить па места и пропачкать в два тона. В две недели это сделал, и от упадка сил у него дрожали голова, руки, ноги. Лечился в Милане. Теперь вернулся в Рим, а за «Помпею» взяться побаивается, пробавляется всякой мелочью. Можешь заказать ему что-нибудь. Надо только подгадать настроение — то веселится вовсю, то строптив и угрюм...

Коренастый белокурый Брюллов встретил их у себя в студии радушно. Совсем недавно он получил от Демидо­ва письмо, в котором тот возобновил расторгнутое было соглашение о. «Помпее». Однако художник все боялся под­ступиться вновь к большому холсту, потом не раз за­ставлявшему его падать в нервном изнеможении. Алеша Толстой записал, что у Брюллова «есть много портретов и других картин, которые все очень хороши».

Торвальдсен же, к которому они ездили с Шевыревым, ему не понравился. Им показали модель Христа, яв­ляющегося апостолам. «Все хвалят эту статую и говорят, что она лучшая, которую сделал Торвальдесоно, — запи­сывает Алеша Толстой. — Мне кажется, однако, что в лице Христа мало выражения и что статуи апостолов, находящихся в той же зале, ее превосходят».

Карл Брюллов стал часто приходить по вечерам, пил чай с Алексеем Перовским, Анной Алексеевной и Алешей Толстыми. 10 мая, кроме обычных сведений о покупках Перовского, Алеша записал: «У нас обедал Брюллов и на­рисовал мне в альбом картинку».

Тогда же Брюллов обещал Перовскому поработать на него, сделать портреты всех троих, как только вернется в Россию.

А на следующее утро Перовский с сестрой и племян­ником выехал в Неаполь. Их сопровождал вооруженный до зубов Соболевский. Ходили слухи о разбойниках, и он напросился в поездку. Теперь он наслаждался своим во­инственным видом и впечатлением, которое производил на располневшую, по еще красивую Анну Алексеевну. Она притворно ахала и кокетливо поправляла прическу, когда Сергей Александрович, приглаживая непокорные рыжие усы, рассказывал о нравах разбойников.

Вот, мол, совсем недавно ограбили одно семейство англичан. Остановили экипаж и положили их лицом к земле. Один обыскивал карманы путешественников, а другой приставлял нож... А то еще уводят людей побо­гаче и требуют выкуп, который должен быть положен под такой-то дуб или камень. А ежели не получат выкупа в назначенное время, то отрубают у путешественника уши, руку или ногу и посылают его родным или знако­мым. И все эти ветурини, наемные кучера, заодно с раз­бойниками... Можно, конечно, взять с собой отряд драгун, да что толку — сии господа, следуя им свойственному влечению, при первом шуме убегают что есть мочи и прячутся куда могут. Одно спасение — общество храб­рого и хорошо вооруженного человека... И Соболевский горделиво подкрутил ус.

Рассказы его производили большое впечатление на Алешу Толстого, который уважительно вглядывался в морщинистую загорелую шею кучера. А один раз его сердце даже заколотилось в предвкушении схватки — на обочине он увидел людей с ружьями и штыками за поя­сом. Но они оказались обыкновенными итальянскими му­жиками.

Путешественники говорили всю дорогу не умол­кая, чтобы не заснуть. Заночевали в придорожной гостинице. Вечером «все деревья в саду заблистали ма­ленькими огоньками, которые потухали, зажига­лись, опускались, подымались, кружились и бросались во все стороны».

Это были, наверно, светлячки.

А потом были Неаполь и море, раскрашенные и позо­лоченные будки с фруктами и лимонадом на главной ули­це, грузчики — лаццарони в коротких штанах, рыбаки, гроты, курившийся Везувий, граф и графиня де Местр, похороны какого-то генерала, которого несли в открытом гробу, как хоронят в Италии холостяков. Была Помпея с храмами и домами без крыш, с глубокими следами колес на каменных плитах, скрепленных железом; фрески на стенах даже в маленьких комнатах. Был менее сохранив­шийся Геркуланум с его подземельем и мозаичными полами. Были итальянские праздники, похожие на языческие; опять всякие дяденькины покупки; восхождение к Везувию по струистой застывшей лаве; бездна кратера, испещренная красным, желтым, зеленым, голубым, белым...

31 мая в 9 утра Соболевский проводил путешествен­ников па французский пароход «Сюлли». Из трубы валил страшной густоты дым, в ниспадающих клочьях которого мелькали изумрудный полуфрак и рыжие усы. Вскоре пристань исчезла из виду, на море началось волнение, и путешественникам сделалось дурно...

Не раз потом Алексей Константинович Толстой воз­вращался в своих письмах к милым ему воспоминаниям об Италии, о встречах с прекрасным, о пробудившейся с невероятной силой любви к искусству. За год до своей смерти он уверял даже, что по возвращении в Россию он впал в нечто вроде ностальгии, в какое-то отчаяние, отка­зывался от пищи и рыдал по ночам, когда ему снился по­терянный рай.

Но это продолжалось недолго, он быстро повзрослел, появились первые любовные увлечения и первые любов­ные стихи:

Я верю в чистую любовь И в душ соединенье; И мысли все, и жизнь, и кровь, И каждой жилки бьенье Отдам я с радостию той, Которой образ милый Меня любовию святой Исполнит до могилы.

Это незрело, как незрелы его «Сказка про короля и монаха», «Вихорь-конь», баллада «Телескоп», но уже обозначились собственные жанры в поэзии — всю жизнь он будет верить «в чистую любовь и в душ соединенье», он не оставит балладу и даже вознесет ее на недосягае­мую высоту.

В 1832 году Перовский берет с собой племянника в Одессу и в Крым. Год спустя Алексей Толстой получает от него письмо из Оренбурга со всякими хозяйственны­ми наказами. Алексей Алексеевич Перовский был в го­стях у брата Василия Алексеевича Перовского, оренбург­ского военного губернатора. В сентябре 1833 года Пуш­кин тоже был в Оренбурге, собирал сведения о пугачев­ском бунте и останавливался у В. А. Перовского и В. И. Даля.

 

* * *

Алексей Перовский стоял перед картоном с брюлловским наброском «Нашествия Гензериха на Рим» и, пока­зывая на пего Пушкину пальцем, восторженно ру­гался:

— Заметь, как прекрасно подлец этот нарисовал всадника, мошенник такой! Как он умел выразить свою канальскую, гениальную мысль, мерзавец он, бестия!

Пушкин описал эту сцену в письме к жене из Москвы в мае 1836 года. И добавил от себя: «Умора».

Он уже побывал у скульптора Витали, где поселился Карл Брюллов, и знал, почему ругается Перовский...

Брюллов зяб после итальянской теплыни, жаловался Пушкину, показывал свои работы.

«У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть, — писал жене Пушкин. — Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного? Не­возможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать те­бя; пожалуйста, не прогони его, как прогнала ты прус­сака Криднера. Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый и готов на все. Здесь Перовский его заполонил: перевез к себе, запер под ключ и заставил работать. Брюллов наси­лу от него удрал...»

Брюллов написал портрет Алексея Толстого. Но это целая история, и ее надо бы рассказать по порядку...

Картина Брюллова «Последний день Помпеи» была выставлена в Риме, Милане. Имела она громадный успех и в Париже. Заказчик картины А. Н. Демидов по­дарил ее императору Николаю I. Она была привезена в Петербург и выставлена. Ей посвятили восторженные стихи Пушкин и Баратынский.

18 марта 1835 года А. Перовский писал племяннику Алексею Толстому из Петербурга: «Третьего дня я ездил смотреть картину Брюллова, которая меня изумила. В са­мом деле изумительное произведение! Я более часу ее рассматривал и часто вспоминал о тебе, жалея, что ты ее не видишь...»

22 марта: «Какого бы роду ни был экзамен, Русскую Историю всегда спрашивать будут. Итак, приготовляйся сколько можешь... И Жуковского еще не видел: теперь идут экзамены у Великого князя, и он очень занят; одна­ко сегодня назвался ко мне обедать». 27 марта: «И Жуковского я видел, любезный Карапу­зик. Он апробует последнюю твою пиэсу и велел тебе сказать, что он отроду не говорил Ване, что вершины Альп твои нехороши: они, напротив, ему нравятся. Он только сказал ему, что греческие пиэсы твои он предпочи­тает, потому что они доказывают, что ты занимаешься древними...» *

9 апреля: «Брюллова картину считаю я самою перво­классною и полагаю, что она ничем не уступит отличней­шим произведениям, а может быть, и превосходит лучшие картины всех времен без исключения».

А Брюллов еще только собирался в Россию, предпола­гая объехать по пути Грецию и Малую Азию. Перовский с нетерпением ждал его, памятуя обещание, данное художником в Риме.

Из писем видно, как высоко он ценил Брюллова. В них же кое-что сказано о делах «любезного Карапу­зика», который вымахал уже в высокого, стройного и мускулистого юношу. И хотя не все понятно из того, о чем пишет Перовский (произведений Алексея Толстого тех лет сохранилось мало), очевидно, что им интересова­лись замечательные поэты — друзья Перовского и что самому Толстому предстояли важные экзамены...

Мало того, он уже год как служил, если можно на­звать службой редкое хождение в Московский главный архив министерства иностранных дел, куда его опреде­лили «студентом» матушка с дядюшкой.

При поступлении в архив Толстому пришлось пред­ставить свидетельство о внесении герба его рода в гербов­ник, в графе же о родовом имуществе написано: «За ро­дительницею его в Черниговской губернии, Кролевецкого уезда, 350 душ...»

Архив был учреждением непростым. Здесь в старин­ном каменном здании, что стояло в кривом переулке за Покровкой, под низкими сводами палат царил Алексей Федорович Малиновский, знавший как свои пять пальцев старинные хартии, которые хранились в этом «каменном шкапе». Ученый был добродушен и не требовал, чтобы в два обязательных присутственных дня — понедельник и четверг — блестящая дворянская молодежь, служившая в архиве, глотала пыль, разбирая, читая и описывая древ­ние столбцы. Кому нравилось, тот этим занимался, но остальные больше увлекались философией и литерату­рой. Тут когда-то изучали философию Шеллинга «любо­мудры», отсюда вышли братья Веневитиновы и Киреев­ские, Хомяков, Соболевский, Кошелев, Шевырев... Тут ступали на свою стезю многие русские литераторы и фи­лософы. Пушкин, правда, посмеивался над архивными юношами, «которые воспитывались в Московском уни­верситете, служат в Московском Архиве, они одарены убийственной памятью, все знают и все читали, которых стоит только тронуть пальцем, чтобы из них полилась всемирная ученость...»

Алексею Толстому в это время жилось привольно. Его мать Анна Алексеевна часто уезжала в Петербург, а он писал стихи, тратил деньги, покупал собак, увлекался танцами, ездил каждый день завиваться, брал (безуспеш­но) уроки игры на флейте и мандолине, влюблялся в се­стер своих приятелей, среди которых были Самарины и молодые князья Мещерские и Черкасские.

Впрочем, у него было слабое горло, он часто просту­жался и в 1835 году взял на четыре месяца отпуск, что­бы подлечиться в Германии. И все это время он готовился к университетскому экзамену. Его дядья Алексей, Василий и Лев Перовские закончили Московский университет с докторскими и кан­дидатскими дипломами, того же они ждали от племян­ника.

Но держал он лишь экзамены «из предметов, состав­ляющих курс словесного факультета, для получе­ния ученого аттестата на право чиновников первого раз­ряда».

Сдал он экзамены по английскому, французскому, не­мецкому языку и словесности, латинскому языку, всеоб­щей и российской истории, русской словесности и россий­ской статистике, получив за все вместе 33 балла.

Это было 17 и 18 декабря 1835 года, а 25 декабря в Москву из-за границы приехал Брюллов.

Карл Павлович Брюллов велел остановить экипаж у гостиницы на Тверской и тотчас щедро рассчитался с со­провождавшим его человеком, подарив ему вдобавок свою лисью шубу. Художник хандрил, у него болела го­лова, но на другой же день он отправился к своему то­варищу по академии Ивану Дурпову. Туда же стали хо­дить московские художники, слушали с открытыми рта­ми Брюллова, невысокого, с белокурыми вьющимися во­лосами, выпуклым лбом. Однажды, вернувшись к себе в гостиницу, он не нашел своих чемоданов и услышал от хозяина:

— Его превосходительство господин Перовский изволили-с забрать. Они тут рядом живут, на Тверской же, в доме господина Олсуфьева...

По-разному описывали пребывание Брюллова в квар­тире Перовского.

Версия приятеля Алексея Толстого князя А. В. Ме­щерского совпадает с тем, что сообщал Пушкин со слов Перовского в письме к жене. Перовский давно уже зака­зал Брюллову портреты сестры, племянника и собствен­ный. Он собирался щедро вознаградить Брюллова, но, зная, мол, о его невоздержанности, о буйной молодости, капризном нраве и непостоянстве, поставил условие, чтобы художник неотлучно находился в квартире до окончания портретов, не брал работ со стороны... Сперва будто бы художник был польщен своим положением в доме и был очень доволен хозяином, который умел очаро­вывать людей. Перовский тоже наслаждался беседами с умницей Брюлловым. Первым художник написал Алек­сея Толстого в охотничьем платье. Все были в восторге, и польщенный Брюллов приступил к портрету Перовско­го, но потом охладел к работе, стал исчезать из дому. Пе­ровский усугубил любезность, но потом как-то не выдержал и «весьма мягкопрочел отеческое наставление». Это стало так раздражатьхудожника, что он кое-как закон­чил портрет Перовского и бежал из дому, не взяв своих чемоданов и так и не начав портрета Анны Алексеевны Толстой.

Воспоминания московских художников не противоре­чат личным впечатлениям Пушкина, но дополняют их любопытными подробностями.

В Москве Брюллова постоянно окружали художники Тропинин, Витали, Дурнов, Маковский и другие. Они на­вещали живописца и тогда, когда он жил у Перовского, однако тот в конце концов велел отказывать им... Они ви­дели портреты Алексея Толстого и Перовского и находи­ли их превосходными. Брюллов, до этого пять месяцев не державший кисти в руке, работал с увлечением.

— Наконец я дорвался до палитры, — говорил он, по­тирая руки.

Правда, портретом Перовского он был недоволен, жа­ловался Егору Маковскому, что затемнил изображение, и приговаривал:

— Ведь вы знаете, что от меня потребуют после «Помпеи»!

Историк искусства Рамазанов пишет, что он «вскоре написал эскиз «Нашествие Гензериха на Рим»; и когда А. С. Пушкин, посетивши К. П. (Карла Павловича Брюл­лова. — Д. Ж.), заметил ему, что картина, произведен­ная по этому эскизу, может стать выше «Последнего дня Помпеи», он отвечал: «Сделаю выше Помпеи!» Потом он нарисовал эскиз «Взятие на небо Божией матери» каран­дашом в подарок графу Толстому; а другой эскиз с тем же сюжетом написал красками для А. А. Перовского. Еще написал для последнего гадающую Светлану...»

Егор Маковский говорил, что видел в комнате худож­ника молодого человека, графа Толстого.

«Он (Брюллов) ему нарисовал свинцовым каранда­шом «Взятие на небо Божией матери» и, показывая этот рисунок преимущественно мне, сказал, хорошо ли он на­гравирован. Размером в открытый лист, из трех фигур, в несколько часов, признаюсь, так было нарисовано в полный штрих... и окончено до миниатюры. Подобного исполнения по правильности рисунка, выражению и эф­фекту я ничего подобного не видывал, и это было сдела­но в подарок графу».

Впоследствии Брюллов написал на ту же тему запре­стольный образ для Казанского собора. Маковский уверял также, что Пушкин будто бы бывал у Перовского, когда еще там жил Брюллов.

«Дурнов мне рассказывал, что, навещавши Карла Павловича не так здорового в квартире г. Перовского, встретил там А. С. Пушкина. У них шел оживленный раз­говор, что писать из русской истории. Поэт говорил о многих сюжетах из истории Петра Великого. Карл Павло­вич слушал с почтительным вниманием. Когда Пушкин кончил, Карл Павлович сказал: я думаю, вот какой сю­жет просится на кисть, и начал объяснять кратко, ярко, с увлечением поэта, так, что Пушкин завертелся и сказал, что он ничего подобного лучше не слышал и что он ви­дит картину писанную перед собою. Дурнов не сказал, ка­кой сюжет, но до того был очарован, что поставил Брюл­лова в красноречии выше Пушкина.

Не видавши Карла Павловича у Перовского, его люди нам стали отказывать, что Брюллов нездоров и его нельзя видеть. Как-то приезжает Карл Павлович ко мне в Кремль, я имел тогда казенную квартиру на углу Коню­шенного корпуса, против церкви Увара. С ним явился и Дурнов. Он сказал, почему мы его не посещали чаще, и узнавши, что нам отказывали, весьма остался недоволен своею квартирою и желал бы из-под опеки освободиться, сказал: я перееду к Маковскому, вот у него есть особая комната и все будем видеться чаще. Сказано и сделано...»

Пребывание у Перовского было временем самым пло­дотворным для Брюллова. Жаль только, что неизвестно, как писал художник портрет молодого Толстого, о чем они говорили во время сеансов... Брюллов несимпатичных ему людей никогда не писал, а иной раз даже бросал на­чатый портрет или превращал его в карикатуру, если ра­зочаровывался.

Алексея Толстого он написал с любовью. На портрете Толстой стоит с ружьем и ягдташем, в архалуке, под ко­торым виднеется белоснежная рубаха с отложным ворот­ником и манжетами; у ног собака; в смутном пейзаже угадывается тростниковое болото. Лицо у Толстого про­долговатое, холеное, волосы завитые и тщательно уло­женные, над фарфоровыми лазурными мечтательными глазами высоко подняты дуги бровей, крупный нос, изящные линии рта и подбородка... А вот плечи, грудь, руки развиты не по возрасту, мышцы распирают арха­лук, бугрятся...

Мещерский, в свое время описывавший этот портрет, свидетельствовал: «Действительно, Алексей Толстой был необыкновенной силы: он гнул подковы, и у меня, между прочим, долго сохранялась серебряная вилка, из которой не только ручку, но и отдельно каждый зуб он скрутил винтом своими пальцами».

Карл Павлович говорил страстно, как всегда. В то время он увлекался русской стариной. Он хотел написать картину о 1812 годе.

— Я так полюбил Москву, — говаривал он, — что на­пишу ее при восхождении солнца и изображу возвраще­ние ее жителей на разоренное пепелище.

В Москве Брюллов взбирался на колокольню, на Ивана Великого, откуда открывалась картина, какой не увидишь ни в одном другом городе мира — больше тыся­чи многоцветных каменных церквей теснились вокруг Кремля, на горизонте вздымались колокольни монасты­рей, воздух был насыщен историей. Брюллову то чудился самозванец, идущий на Москву с разношерстной ордой негодяев, то привиделся встревоженный Годунов, «то до­носились до него крики стрельцов и посреди их голос бо­ярина Артамона Матвеева, то неслись на конях Дмитрий Донской и князь Пожарский, то рисовалась около собо­ров тень Наполеона...». Брюллов любовался кремлевски­ми теремами, а впечатление от Успенского собора было сродни впечатлению, произведенному церковью святого Марка в Венеции.

Они с Толстым говорили об Италии и ее искусстве, они оба любили эту страну. Сохранились рассуждения Брюллова об упадке тогдашней живописи:

— Почему искусство пало? Потому что за мерило прекрасного в композиции взяли одного мастера, в коло­рите — другого и так далее. Сделали из этих художников каких-то недосягаемых богов, пустились подражать им, забыв, что сами живут в другой век, имеющийдругие ин­тересы и идеи, что сами имеют свои собственные ум и чувство, а потому ни Рафаэлями, ни Тицианами не вы­шли, а вышли жалкими обезьянами...

Толстому нравился Рубенс. У Брюллова было особое мнение о месте Рубенса среди великих живописцев.

— Рубенс — молодец, который не ищет нравиться и не силится обмануть зрителя правдоподобием, а просто щеголяет оттого, что богат; рядится пышно и красиво от­того, что это ему к лицу; богат, роскошен, любезен, что

не всем удается. Не всегда строг к истине оттого, что прихотлив и своенравен, потому что богат, а богатство и мудрость, как известно, редко сочетаются. В его карти­нах роскошный пир для очей, а у богатого на пирах ешь, пей, да ума не пропей; пой, танцуй, гуляй, а пришедши домой, коли сам не богат, у себя пиров не зате­вай, а то или ум пропьешь, или с сумой по миру пой­дешь, и пир твой похож будет на тризну, где обыкновен­но уста плачут, а желудок улыбается. С Рубенсом не тя­гайся...

Брюллов обрывал себя вдруг и бормотал: — Тут у меня повисло... Поверните голову немного влево... Нос у вас, милый граф, великоват — будем учить­ся у древних пониманию красот в природе и исправлению недостатков... Здесь нужно облегчить... И руку, руку... Да у вас целый оркестр в руке!.. Пока получается точно в перчатке, а картина должна быть так окончена, чтобы, закрыв ее, по одной руке можно было судить о характере целого... Рука заодно действует при каждом внутреннем движении человека — испуг ли это, удивление, грусть ли... Положим здесь светлой... и оживет...

Брюллов всматривался в крепкого юношу и видел не одну лишь розовую свежесть лица и легкий пушок на щеках. В глазах он улавливал волю, но его смущала ли­ния рта, выдававшего если не слабохарактерность, то из­лишнюю доброту и совестливость, которые будут мешать юноше найти сразу свою дорогу. Художник угадывал в Алексее Толстом художника, и в облике его на портрете все отчетливее складывался артистизм как главная чер­та характера...

Алексей Алексеевич Перовский умирал.

Умирал от «грудной болезни» в Варшаве, в гостини­це, где остановился проездом в Ниццу.

Перовский почувствовал себя очень плохо еще в мае, когда выяснял свои отношения с Брюлловым и разгова­ривал с Пушкиным. Врачи посоветовали выехать на юг Франции. Потом он собирался поселиться в Италии, нуж­ны были деньги, и он срочно распродавал часть своих коллекций.

7 июня Алексей Толстой первый раз в своей жизни подал прошение об увольнении от службы, не поговорив предварительно ни с дядей, ни с матерью. Он уже ре­шил стать поэтом, посвящать все свое время Искусству. Потом он вспоминал: «Все, что печалило меня, — а было это часто, хотя и незаметно для посторонних взглядов, — и все то, чему я хотел бы найти отклик в ум», сердце друга, я подавлял в самом себе, а пока мой дядя был жив, то доверие, которое я питал к нему, сковыва­лось опасением его огорчить, порой — раздражить и уве­ренностью, что он будет со всем пылом восставать про­тив некоторых идей и некоторых устремлений, составляв­ших существо моей умственной и душевной жизни».

Так оно и случилось. Хотя архив, в котором служил Толстой, «к увольнению препятствий не находил», род­ственники забеспокоились, и вскоре директор архива Малиновский получил собственноручное письмо от директора своего департамента графа Н. Виельгорского:

«Милостивый государь Алексей Федорович! На про­шедшей почте имел я честь препроводить к вашему пре­восходительству отношение департамента хозяйственных и счетных дел о дозволении графу Толстому ехать в Ниц­цу на 4 месяца. Полагая, что он воспользуется сею высо­чайшею милостью и отменит намерение оставить службу (курсив мой. — Д. -Ж.), я остановил просьбу о его от­ставке...»

Алексея Толстого заставили отменить свое решение, чего впоследствии он никак не мог себе простить. В 1856 году он напишет в одном из писем: «...Всякий день я сильнее убеждаюсь, что моя жизнь пошла по не­верному пути и что все мои мысли 20 лет тому назад бы­ли справедливы, по крайней мере, что касается самого себя...»

Алексей Перовский отправился в путь вместе с се­строй и племянником. Перед отъездом к ним заехал по­прощаться их старый знакомый А. Я. Булгаков, кото­рый уже тогда понял, что Перовский безнадежен, и отме­тил, что «лицо его еще болезненнее рядом со свежим ве­селым лицом сестры...»

И вот Варшава...

Анна Алексеевна все не верила в тяжелое состояние брата, и теперь она рыдала в соседней комнате. Алексей Толстой вместе с врачами неотлучно был у постели уми­рающего. Дядя заменил ему отца, опекал каждый его шаг и, хотя опека эта порой казалась обременительной, сердце его не могло не откликаться на дядюшкину любовь и ежедневную заботу.

Перовский лучше, чем кто-либо другой, знал, что

жить ему оставалось на свете немного, и тревожился за будущность племянника. Тревога эта вылилась как-то у него в стихи простые и трогательные.

Друг юности моей! Ты требуешь совета?

Ты хочешь, чтобы план я точный начертал,

Как сыну твоему среди соблазнов света,

Среди невидимых, подводных, острых скал

По морю жизни плыть, — безвредно, безмятежно?

Задача трудная! Мой друг, в юдоли сей

Для бедствий мы живем, и горе неизбежно, —

Чрезмерно счастлив тот, кто на закате дня

Успел свой ломкий челн спасти от сокрушенья

И твердым якорем на верпом грунте стать!

Но сколько есть пловцов, которым пет спасенья,

Которым суждено напрасно погибать!

Перовский мучился всю ночь, а наутро позвал «друга Анниньку» и племянника, сделал распоряжение о своем имуществе и долгах. Все его имения переходили в соб­ственность Алеши, но распоряжаться ими должна была Анна Алексеевна.

Перовский угас. Прошло несколько дней, прежде чем Толстые пришли в себя и могли известить многочислен­ную родню.

Алексей Толстой писал к своему двоюродному брату Льву Перовскому: «...мой благодетель скончался после трех дней безмерных мучений, сохраняя ту силу любви и ту готовность принять смерть, которая была присуща ему. Он сохранил присутствие духа и память до конца. Он говорил нам о тебе: «Кланяйтесь Левушке и скажите ему, что я ему дарю те табакерки, которые я дал ему на подержание». Это случилось 9/21 июля в 9 часов утра. Он несколько раз благословил нас, попрощался с нами, дал нам советы и сказал, что следует делать после его смерти. Прощай, мой милый Левушка, я совершенно не в себе. Ни маменька, ни я еще не очнулись. Прощай, мой милый Левушка, помни своего

Алешу».

 

Глава третья

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВСТУПЛЕНИЕ

Англия и Франция натравливали Турцию на Россию Лорд Пальмерстон сперва министр иностранных дел Ве ликобритании а потом и премьер министр не... В российских трактирах читали стихотворение неиз вестного автора... Вот в воинственном азарте Воевода Пальмерстон Поражает Русь на карте Указательным перстом Вдохновен его отвагой И...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВСТРЕЧИ С ИСКУССТВОМ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ВСТУПЛЕНИЕ
Всю неделю с петербургского неба падал мокрый снег, было слякотно и мрачно. А 13 ноября 1816 года ветер вдруг переменился, сквозь разорванные тучи брызнуло солнце, и золоченый шпиль колокольни Симе

ВОСПИТАТЕЛЬ
Говорят, что больше всего знаний о мире человек по­лучает в первые несколько лет своей жизни, что именно тогда складывается его характер и склонности. Если это так, то именно первым младенческим ша

ПРОБА СИЛ
В Россию Толстые вернулись только осенью. В пись­ме, посланном из Петербурга, Алексей Константинович извинился перед директором архива Малиновским о про­срочке отпуска и поблагодарил за представлен

У КОЛЫБЕЛИ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА
К сожалению, осталось мало свидетельств встреч и разговоров Гоголя и Алексея Толстого в сороковые годы. А они были. Этим литераторам, наверно, хватало тем для бесед. И в характерах у них было что-т

ИСКУССТВО ИЛИ СЛУЖБА?
Равнодушный к деньгам, Толстой стал наследником трех громадных состояний, владельцем примерно сорока тысяч десятин земли. Властные родственники уже не ско­вывали его воли, но в своем горе он как-то

СВОБОДНЫЙ ХУДОЖНИК
Вот и исполнилось то, к чему стремился Алексей Кон­стантинович так давно. Ему сорок четыре года, он еще полон сил, в голове теснятся замыслы новых вещей. По-разному описывают его состояние исследов

КРАСНЫЙ РОГ
Афанасий Афанасьевич Фет всегда испытывал чув­ство живейшей симпатии к Алексею Константиновичу Толстому. Редкие случайные встречи их непременно со­провождались задушевными беседами. Фету с Толстыми

Основные даты жизни и творчества А. К. Толстого
1817, 24 августа * — В Петербурге у советника Государственного ассигнационного банка графа Константина Петровича Тол­стого и его супруги Анны Алексеевны, урожденной Перов­ской, родился сын А

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
I. Произведения А. К.Толстого Стихотворения графа А. К. Толстого. Спб., 1867. Полное собрание сочинений гр. А. К. Толстого, т. I—IV, изда­ние А. Ф. Маркса (под ре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги