рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жизнь замечательных людей

Жизнь замечательных людей - раздел Образование, Жизнь Замечательных Людей ...

Жизнь замечательных людей

С. Морозов

Б А Х

МОСКВА

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»


 


 

I. НАСЛЕДНИК МУЗЫКАНТСКОГО РОДА

ДЕТСТВО. ШКОЛЬНЫЕ

годы


В семье ждали ребенка. Суетились родственницы в накрахмаленных чепцах и фартуках, грелась вода на очаге, были наготове тазы и кувшины. Маленьких, семи­летнюю Саломею и трехлетнего Якоба, отправили к род­ственникам.


Если появится на свет мальчик, что ж, одним музы­кантом будет больше: мальчики в роду непременно по­полняли этот цех. Впрочем, на все воля божья. Четырех младенцев потерял уже Амвросий Бах. Его жена Элиза­бет рожает восьмой раз. Муж нервно приглаживает усы, надевает овечью безрукавку, зовет старшего сына Хри-стофа и выходит с ним во двор, осторожно прикрывая за собой дверь.

Кончается март, набухают почки на деревьях в саду возле дома. Амвросий идет в беседку и принимается стро­гать доску — сколько дней уже он мастерит футляр для скрипки старшему сыну.

Иоганну Амвросию Баху, эйзенахскому музыканту, сорок лет. Он коренаст, с лицом крестьянина, нетороплив в движениях, даже степенен. Всего лишь три-четыре го­да назад он поселился в Эйзенахе, переехав сюда из Эр-фурта. По обычаям Бахов его заместил в Эрфурте род­ственник-музыкант. Дело свое Иоганн Амвросий справля­ет с достоинством, держит себя самостоятельно, без подо­бострастия к власть имущим. Городского музыканта Stadtpfeifer'a часто называют даже Kunstpfeifer'oм, му­зыкантом-солистом.

Нож идет сегодня неровно. Амвросий откладывает его, еще, еще раз приглаживает усы, они у него кустятся над углами губ, а под самым носом растут плохо...

Много ли, мало ли прошло времени, наконец раскры­лась дверь, и на крыльцо высунулась голова в белом чепце.

— Сын! — услышал Амвросий веселое слово. И, по­хлопав по плечу своего первенца, деля с ним радость, он отправился уверенной, чуть тяжеловатой походкой в дом. На пороге они услышали крик новорожденного.

Так, может быть, прошел этот день в семье Амвросия Баха. Никаких свидетельств об обстоятельствах рожде­ния будущего великого музыканта не сохранилось. Толь­ко в магистратско-церковной книге записано, что по ста­рому летосчислению 21 марта 1685 года (по новому же, грегорианскому, которое будет введено в Германии не­сколько лет спустя, — 31 марта) появился на свет сын у городского музыканта Амвросиуса Баха и его жены Элизабет, урожденной Леммерхирт, нареченный Иоган­ном Себастьяном.

Дом этот сохранился в Эйзенахе. В начале нашего века он превращен в Дом-музей И. С. Баха. Тысячи и

6
тысячи пилигримов и туристов со всей Германии и раз­ных стран мира приезжают в Тюрингию и посещают этот двухэтажный домик, хранящий обаяние своего времени. Медный колокольчик, задетый открываемой входной дверью, своим настороженным звоном призывает к тиши­не и вниманию. В доме хранится редкая коллекция му­зыкальных инструментов времен Баха.

Достаток городского музыканта Амвросия был скро­мен. И в ожидании увеличения семейства в 1684 году он вынужден был обратиться в магистрат Эйзенаха с проше­нием о вспомоществовании, ибо концы с концами в се­мейных расходах не сводились, а по случаю кончины вы­сокоцарственной особы дворяне и бюргеры на время от­ложили намечавшиеся было свадьбы, прекратили увеселения, так что доходы штадтпфейфера вовсе умень­шились. Амвросий подумывал даже о возвращении в Эр-фурт. Магистрат не отпустил музыканта, приобретшего за небольшой срок почтенную репутацию в городе. Иоганн Амвросий был мастером на все руки. Он служил своим ремеслом скрипача и чембалиста духовной музыке, без­упречно справлял свое дело и в дни городских торжеств, на свадьбах и других семейных праздниках у горожан. Ко времени рождения Себастьяна Амвросий, поддержан­ный городским советом, уже твердо решил не покидать Эйзенаха.

Спустя два дня после рождения младенца крестили в церкви св. Георга близ Рыночной площади. Крестными отцами значатся в записи лесник Иоганн Георг Кох и давний приятель Амвросия музыкант из города Готы, Себастьян Нагель, чьим тезкой и стал новый наследник Баха.

Мало что известно о годах раннего детства Себастья­на. По словам одного из первых биографов Баха, его отец был человеком «внутренне самостоятельным», в доме со­блюдались добрые обычаи лютеранской семьи. Амвросий «рано подметил большое музыкальное дарование сына и принял зависевшие от него меры к развитию их». Обуче­ние сыновей музыке с малолетства было в обычаях семей музыкантов. Почтенный Иоганн Амвросий не оставлял отцовским вниманием и старших братьев Себастьяна. Он сначала сам давал им познания игры на скрипке и — сколько мог — на клавесине. Как заведено было в семьях мастеров, первенцам отдавалось предпочтение. Себастья­ну и года еще не исполнилось, а старший, Иоганн Хри-


стоф, подготовленный отцом, ездил в Эрфурт на уроки к знаменитому во всей Германии органисту и композито­ру Иоганну Пахельбелю; в 1690 году девятнадцатилетний Христоф занял уже самостоятельное место церковного органиста в другом, довольно крупном по тем временам городе Ордруфе.

Семилетнего Себастьяна в 1693 году отдают в эйзе-нахскую городскую школу. И пока он переходит из класса в класс — из сексты в квинту, из квинты в кварту, — уделим две-три страницы книги рассказу о музыкальном роде Бахов. Род этот ярок, интересен и едва ли не един­ственный в истории германской музыки: о поколениях му­зыкантов Бахов написаны целые книги, завершаемые жизнеописанием Иоганна Себастьяна и его сыновей.

Называют музыкантский род Баха плебейским. Много ли аристократических дворянских фамилий могли назвать столько талантов, сколько их было в баховском роду, глу­боко вросшем в народную почву Тюрингии? Сам Иоганн Себастьян Бах с достоинством нес честь своей фамилии и уже в зрелые годы собственноручно вписал в заведен­ную для того тетрадь, названную «Происхождение му­зыкальной семьи Бахов», только ему известных больше пятидесяти предков и сверстников, связанных с музыкант­ским ремеслом. В городах Тюрингии, где были свиты первые гнезда этого рода, доброе столетие имя Бахов слу­жило нарицательным: Бах — пренепременно обозначало музыкант.

В роду были странствующие шпильманы, подобно цыганам они кочевали от города к городу, были музыкан­ты-любители — гудошники и оседлые искусные ма­стера — церковные органисты и городские музыканты, подобные отцу Себастьяна. Были сочинители музыки и виртуозы исполнители. Не заслони Себастьян своим ге­нием род, в историю немецкой музыки вошло бы несколь­ко достойных Бахов.

Родоначальник фамилии Витус, или Фейт Бах, не­мец из Тюрингии, переселился было в Венгрию. Но не прижился там: из-за начавшихся гонений протестантов в XVI веке верный лютеранин, по ремеслу булочник, воз­вратился на родную землю. По преданию, предок рода не расставался с каким-то гитарообразным инструментом наподобие цитры. Даже на мельнице, ожидая, когда бу­дет измолото зерно, булочник-музыкант наигрывал народ­ные песни и танцевальные мотивы.

8
Фейт умер в 1619 году и оставил двух взрослых сы­новей. Второй его сын, Ганс Бах, по преданию, веселого нрава и способный в игре на скрипке, станет прадедом Иоганна Себастьяна. Отец отдал его в обучение родствен­нику-музыканту. Однако этого неверного ремесла было мало, и, женившись, Ганс вступил в цех мастеровых-тка­чей. Но музыки он не оставлял; скрипача зазывали в раз­ные городки Тюрингии то родственники, то приятельские семьи, он умел и потешать, и увеселять, искусно испол­нял народные песни и танцы.

Впрочем, оба сына недолго пережили отца. Землю Тюрингии охватила война, жестокая, разорительная, губи­тельная, прозванная впоследствии Тридцатилетней. Уже спустя четыре года после смерти Фейта тюрингские земли наполняются войсками. Всюду грабежи и насилия. Выжи­гаются целые селения. Мужчин забирают в солдаты, бед­ствующие семьи спасаются в лесах или бегут в большие города. Не прошло и трех лет военных бедствий, как страну настигла чума. Погибают оба сына Фейта, а впо­следствии еще немало Бахов. Спустя девять лет после первой эпидемии разоренную землю снова поражает чу­ма. Из девяти сыновей Ганса в эти тяжкие времена выживут только трое. Прирожденные музыканты, они вскормят, наделят знаниями своего искусства семерых сыновей.

Древо Бахов, опаленное пожарами войны, останется несокрушимым. Крона его разрастется, десятки одарен­ных потомков Фейта Баха — внуков и внучек, правну­ков и правнучек — продолжат этот род. Большинство Бахов останется в Тюрингии, кое-кто пустит корни в других немецких землях. Но ни один Бах-музыкант не покинет пределов Германии.

Младшие сыны Христофа, среднего из наследников Ганса, появились на свет за три года до окончания Три­дцатилетней войны — в 1645 году. Их звали Иоганн Хри­стоф и Иоганн Амвросий.

Христоф и Амвросий были близнецами. Поразитель­ное сходство оставалось и в зрелые годы, оно столь удив­ляло всех, что первый биограф Себастьяна Баха, Иоганн Николаи Форкель, в своей книге, вышедшей в 1802 году в Лейпциге, историю жизни великого композитора даже начинает с молвы о сходстве его отца и дяди. На семей­ных сборищах охочие до шутки Бахи уверяли, что взрос­лых братьев-близнецов даже их жены различали по

 


платью. То-то было смеху. Может быть, и усы свои, не очень красивые, Амвросий отпустил, чтобы его не путали с братом Христофом, тоже проживавшим в Эйзенахе! Были схожи у братьев голоса, повадки, нрав, вкусы, му­зыкальные способности, манера исполнения мелодий на скрипке и клавикорде.

Самыми талантливыми Бахами этого поколения спра­ведливо считаются двоюродные братья Амвросия и Хри-стофа, сыновья Генриха.

Скрипач Генрих был известным во второй половине XVII века композитором, теоретически образованным му­зыкантом, незаурядной натуры художником. Его же сы­новья вошли в историю рода выдающимися композитора­ми уже после Тридцатилетней войны. Это были Иоганн Михаэль (1648-1694) и Иоганн Христоф (1642-1703).

Не будь Иоганна Себастьяна, двоюродный его дядя Иоганн Христоф остался бы высшим представителем ба-ховского рода. Произведения этого Баха, дошедшие до нас, смелые и опережают век. Талантливым музыкантом и сочинителем был Иоганн Михаэль. Еще в детстве Се­бастьян узнает музыку своих дядей. А имя Иоганна Ми­хаэля войдет в жизнь Себастьяна не только именем дя­ди-музыканта: дочери Михаэля суждено будет стать же­ной великого Баха. Так сплетутся ветви баховского ро­да и в творчестве и в жизни Себастьяна.

Тюрингия, родина Бахов, — сердцевина Германии. Именно эта немецкая земля дала стране богослова и од­ного из руководителей реформации, Мартина Лютера. После Крестьянской войны против феодалов Лютер — современник и почти сверстник вождя этого революцион­ного народного движения Томаса Мюнцера, — отражая глубочайшие социальные противоречия эпохи и идеи на­родного движения, восстал со своими приверженцами про­тив окостеневших латинских католических догм и ри­туалов. Революционно для той эпохи Мартин Лютер ввел в церковь богослужебные ритуалы, основанные преимуще­ственно на проповедях по Евангелию и на общинном мо­литвенном пении.

Лютер выступил и мейстерзингером; издревле быто­вавшие в светской народной песне мотивы и мелодии он ввел в церковные песнопения. Переводчик Библии на не­мецкий язык, Лютер был и одним из творцов протестант­ского хорала; он брал размеренную прозаическую речь и,


деля ее на строфы, создавал сообща с соратниками по Реформации доступную народу форму песнопений.

Сам Лютер сочинил якобы только один хорал: «Ein'feste Burg ist unser Gott» («Господь — твердыня наша»). В своем анализе народных творений, вызванных Реформацией, Фридрих Энгельс назвал Лютеров хорал, «проникнутый уверенностью в победе», «Марсельезой XVI века». Настолько воинственный, непоколебимый дух пронизывал это программное произведение Мартина Лю­тера, как и некоторые другие хоралы эпохи Реформации.

Феодалы отстаивали католицизм, их чиновничество и часть зарождавшегося бюргерства, служа феодализму, по­давляли движение Реформации, захватившее народные массы. Введение в церковный обиход немецкого языка и новых форм духовной музыки в эту пору представляли опасность для правящего класса феодальной Германии. Религиозные преследования, объясняемые в конечном счете классовой борьбой, привели к опустошительной войне. Тюрингия, родина Лютера, пострадала больше все­го, ибо здесь Реформация прочнее была связана с кре­стьянством, ремесленным людом и малосостоятельным бюргерством.

Фейт Бах, покинувший Венгрию из-за насильствен­ных действий контрреформации, попал со своими роди­чами из огня да в полымя. Однако всеобщее огрубление нравов, даже одичание, будто и не коснулось рода Фей-та. Сторонники протестантства, Бахи — их жилища и имущество, сама жизнь их — не были охраняемы зако­ном. Выжил крепкий музыкантский род. Поколение Ам­вросия, его братьев и двоюродных братьев познало уже последствия Тридцатилетней войны, формально закончив­шейся в 1648 году. Печальную картину тогда являла со­бой обнищавшая и разграбленная Германия. Произвол чинили мелкие владетели земель и их придворная челядь. Еще и в первой половине XVIII века народ испытывал на себе пагубные последствия Тридцатилетней войны.

Если все же Германия, отброшенная бедствиями на­зад и отставшая в своем развитии от других стран Ев­ропы, пользуясь словами Ромена Роллана из его книги «Музыканты прошлых дней», «сохранила веры и энер­гии», то эти сокровища сохранялись прежде всего в фа­мильных сообществах простонародья, подобных баховско-му роду. В таких семьях проявили себя «простые и ге­роические характеры». В музыке же, порожденной Ре-


 

 

формацией, как близком народу искусстве, сохранена бы­ла ох умерщвления народная мысль, мудрость.

История немецкой музыки этой эпохи знает несколь­ко композиторов высокого дарования. Эхо Генрих Шюц, в страшные годы военных бедствий сохранивший народ­ные начала в духовной музыке; в тяжкую годину он вглядывался в сокровища и итальянской музыки, черпая оттуда опыт концертного стиля, и в традиционную не­мецкую музыку, которую он почихал превыше всего. Шю-цем были сочинены первая немецкая опера и первый не­мецкий балех. Позже развернулись таланты Пахельбеля, Рейнкена, Букстехуде, Цахау, Кунау, чьи имена еще встретит читатель в повествовании о жизни Себастьяна Баха.

В раздробленной феодальной Германии известность отечественных композиторов редко выходила за пределы княжеств и герцогств. Такая обстановка сохранялась и в конце XVII — начале XVIII века, когда в глубине Тю­рингии рос маленький Себастьян Бах, получая первые уроки на скрипке и клавикордах у своего отца.

Весной, а именно в мае, 1694 года семью Амвросия постигло горе: умерла жена, мать, заботливая хозяйка дома Элизабет, оставив четверых детей, из которых толь­ко старший уже зарабатывал свой хлеб и служил органи­стом в Ордруфе.

Амвросий поспешил снова жениться. Но беда не при­ходит одна. В феврале будущего, 1695 года семье нане­сен был судьбой новый удар: скончался сам Иоганн Ам­вросий. Трое детей остались на руках мачехи, еще и не успевшей заменить им мать. Она попросила вспомоще­ствования у магистрата. Но могла ли наладиться жизнь вдовы с неродными детьми?

Обычай рода обязал взять на себя обязанности кор­мильца и наставника братьев старшего, двадцатичетырех­летнего (всего-то!), незадолго до того женившегося Ио­ганна Христофа. Достойное рода Бахов деяние! Иоганн Якоб и Иоганн Себастьян к лету 1696 года были уже в Ордруфе, а в июле их имена занесли в списки учени­ков гимназии.

Немногое известно о годах Себасхьяна в Ордруфе: он с братом поступил в гимназию, которая была на хорошем счету в Тюрингии. Обучение и воспитание в школе ве­лось по опыту и учению великого чешского гуманиста, философа и педагога Яна Амоса Коменского. Он умер за 12

12
четверть века до того, как его идеи начали входить в жизнь. Коменский, основоположник дидактики, на­ставлял педагогов и воспитателей: на уроках при передаче знаний касаться нужно первоначально не столько чувств, что, впрочем, тоже обогащает учащихся, а обращаться к мышлению, к корням сознания и, питая их, возбуждать чувства, что вместе с мышлением укрепит знания в па­мяти. Не здесь ли, в классах ордруфской гимназии, у мальчика-музыканта в зачатке на равных стали жить и получили впоследствии совместное развитие интеллект и чувство, гармоническое слияние которых в творчестве Баха редко ценилось современниками, но с поразительной полнотой оценено в нашем XX веке?

В гимназии основательно проходили латинский язык, читали в подлиннике римских ораторов и писателей; в старших классах проводились даже маленькие диспуты. Строго обучали письму. Себастьян был склонен к усид­чивой и упрямой работе. Музыкантом он был уже подго­товленным; старший брат — наставник проявил себя стро­гим учителем младших. Так что в сочетании со школь­ными уроками музыки, а там занимались ею пять часов в неделю, Себастьян, как видим, получил хорошую под­готовку в своем фамильном ремесле. Упомянем к слову, что еще в Эйзенахе он участвовал в бродячем хоре для «фигурального пения»: в праздничные дни школьные певчие ходили по домам горожан и в предместьях, распе­вали мотеты — так назывались несложные кантаты. Этот хор возник в эйзенахской школе будто бы в 1600 году, а бродили школьники-певчие в тех же местах, где хажи­вал когда-то юный Лютер.

В жизнеописаниях Баха, даже кратких, едва ли уже не вошло в обычай недобрым словом упоминать о по­печителе братьев Иоганне Христофе как педанте-настав­нике. Он прослыл недалеким церковным органистом, ис­полнявшим из месяца в месяц, из года в год в ордруф­ской кирке одни и те же прелюдии и хоральные мелодии. Даже за органом видится он сидящим чопорно, опасаясь прибавить к музыке лишний форшлаг или какую-либо украшающую мелодию фигуру. Да, Христоф не принад­лежал к создателям музыки или виртуозам. Но, три го­да проучившись у знаменитого Пахельбеля, он, ко­нечно же, знал толк в ремесле и знал музыкальную лите­ратуру. Биограф Иоганна Себастьяна Форкель со слов современников писал, что у Христофа был том нот с про-


изведениями знаменитых в ту пору авторов. «Под руко­водством брата, — сообщает Форкель о Себастьяне, — он приобрел основные навыки игры на клавире (запомним: отец обучал скрипичной игре! — С. М.). Любовь и склон­ность к музыке исключительно проявлялись в маленьком Себастьяне уже в младенческие годы. Музыкальные пье­сы, которые предлагал ему для исполнения брат, он из­учил в совершенстве в короткое время». Жадная любо­знательность мальчика могла пугать Христофа. В свои двадцать пять лет тот знал уже из опыта Бахов, как опасно искушать церковное начальство новшествами в музыке. Себастьяна тянет к великой музыке, повседнев­ная же церковная служба — это ремесло, угодное маги­стратам и консисториям.

Тень на старшего брата бросает рассказываемая во всех биографиях Себастьяна такая история. Будто бы жажда музыкальных познаний толкнула Себастьяна на невинный обман, как пишет Форкель. Редчайшая для того времени тетрадь с нотами произведений Пахельбеля и других знаменитых композиторов хранилась Иоганном Христофом в шкафу за решетчатой запирающейся двер­цей. Строго-настрого было запрещено младшим играть эти пьесы — кто знает, куда поведет такое увлечение!

Маленький Бах упрям. Он попробовал: если просу­нуть сквозь решетку руку, то, свернув тетрадь в трубку, можно вытащить ее из шкафа. Дождавшись лунной но­чи — о том, чтобы зажечь свечу, и думать нельзя было! — он вытащил тетрадь. И, как гласит предание, стал стра­ница за страницей переписывать композиции, влекущие своей тайной. Спустя шесть месяцев с таким трудом до­бытое сокровище было переписано маленьким музыкан­том. Христоф раскрыл обман ослушавшегося Себастьяна и безжалостно отобрал рукопись...

Соответствует ли истине эта семейная история? Нуж­но было быть очень доброжелательной к маленькому му­зыканту самой луне, чтобы в течение целого полугодия в дни полного своего свечения разгонять облака и часами прилежно освещать комнаты Себастьяна, может быть, приостанавливая для того даже свой ход на небо­склоне! Предание малодостоверно, но его нельзя обойти в книге о Бахе: это лишь одна из множества историй, долгое время заменявших подлинные факты из жизни композитора, удостоверенные документами и свидетель­ствами современников.


Иоганн Христоф добросовестно обучал младшего брата технике игры на клавесине, отрывая эти часы от служеб­ных обязанностей и семейных хлопот.

Себастьяна поощряли за старательность учителя орд-руфской школы. Слава богу, он уже дошел до выпускного класса — примы. Знакомый Христофу кантор Элиас Герда хвалит дискант Себастьяна и сулит ему успех. Об­стоятельства складываются удачно. Товарищ Себастьяна Баха по классу Георг Эрдман, тоже дискантист, приходит­ся земляком кантору, оба они из города Лейне. Когда за­нятия закончились, кантор Герда рекомендовал Эрдмана, а вместе с ним и Себастьяна в Люнебург. Там при кирке св. Михаэля давно существует лицей, славящийся поста­новкой образования в старших классах по широкой про­грамме, включая серьезное обучение музыке.

Себастьян рад был освободить брата от опеки. В марте 1700 года он с Эрдманом отправился в новый город, где они и были приняты стипендиатами в лицей.

Бах и Эрдман зачислены в хор, в группу голосов со­прано. При полном пансионе им была положена хорошая плата за участие в хоре. Только альтист да тенор полу­чали больше. Школа св. Михаэля была известна в Гер­мании еще своей музыкальной библиотекой. В ее не­сколько мрачных помещениях на полках хранились ното­печатные и переписанные сборники произведений немец­ких и итальянских музыкантов. За дубовым столом свод­чатой библиотеки всегда сидел за перепиской нот кто-нибудь из приезжих канторов, органистов и капельмей­стеров.

Сюда зачастил и Себастьян. Он обладал поразитель­ной способностью слышать музыку «внутренним слухом». Партитуры и «голоса» были для него звучащей музыкой.

В Люнебурге жил органист и композитор Георг Бём. Сорокалетний музыкант был в расцвете сил. Известно, что на формирование музыкального миросознания юного пев­ца, скрипача и клавесиниста он оказал заметное влияние, хотя нет данных о том, что Себастьян брал у Бёма уро­ки. В органных произведениях Баха это влияние уста­новлено. Бём служил органистом не в церкви св. Михаэ­ля. Но Себастьян с товарищами, конечно, слушал игру талантливого мастера. В юности Бём получил образова­ние в Вене, был осведомлен в творчестве выдающихся композиторов Италии; до переезда в 1698 году в Лю­небург лет пять жил в Гамбурге, а этот большой город,


не входивший ни в одно из княжеств, считался свобод­ным и слыл счастливым пристанищем для музыкантов. Здесь господствовала северогерманская школа музыки, возглавляемая знаменитым старым органистом Рейнкеном. Но сказывались и влияния, идущие из Франции. Бёму в Люнебурге были близки веяния гамбургского искусства. Верный традициям немецкой музыки, он писал пьесы для клавира, слыл искусным сочинителем и исполнителем органных фуг с прелюдиями и хоральных прелюдий. Оче­видно, под влиянием Бёма Себастьян уже в Люнебур­ге делает попытки сочинения первых своих орган­ных пьес.

Бём мог много интересного рассказать своему юному почитателю о Гамбурге. Себастьян побывал в этом городе не раз. По нынешним мерам расстояния до Гамбурга от Люнебурга сорок километров. Маленькие путешествия, как передает семейная хроника, Себастьян совершал пеш­ком. Возможно. В Гамбурге же он останавливался у род­ственников, так что путешествия обходились недорого.

Себастьян слушал там знаменитую оперную труппу, первую тогда в Германии. Опера была в расцвете, руково­димая молодым, не достигшим еще и тридцати лет, ком­позитором Рейнхардом Кейзером. Он сочинял оперы в итало-французской манере на мифологические сюжеты. Лишь несколько позже Кейзер приблизил оперу к тра­дициям немецкой музыки, взяв жанровые сюжеты, близ­кие народной жизни. Будучи очень способным мелоди­стом, Кейзер одним из первых в Германии композиторов ввел в оперу речитатив.

Можно представить, с каким интересом юный музы­кант из провинции всматривался в сцену с декорациями, вслушивался в оперное представление с участием про­фессиональных артистов и, что было ново, с участием певиц. Даже в княжеских капеллах в те годы редко-ред­ко звучали женские голоса. Ни слова не дошло до нас о впечатлениях люнебургского лицеиста от оперы. Однако Ромен Роллан доказал влияние Кейзера на музыкальную речь Баха. Вместе с тем последующая творческая жизнь Иоганна Себастьяна позволяет сказать, что опера, в част­ности гамбургская, как музыкальный жанр, не увлекла его ни в юности, ни в последующие годы. Путь Кейзера был далек от пути, избранного Бахом.

Коснувшись же имени Кейзера, отметим, что его опе­ра немалое влияние оказала на сверстника Баха — Ге-


орга Генделя. Слава Кейзера возрастала; разносторонне образованный музыкант прожил в Гамбурге до самой смерти, он скончался в 1739 году. За несколько лет до того он побывал в России и даже занимался переложени­ем для оркестровых инструментов мотивов русских песен.

Что же самое важное вывез из Гамбурга Себастьян? Впечатление, полученное от игры знаменитого органиста, импровизатора и композитора Адама Рейнкена. Старый органист церкви св. Катарины потряс своей игрой. Стро­гой и вместе с тем поэтически-импровизационной. Своды собора то наполнялись безмерной мощью звуков, то лег­чайшими звуковыми узорами песни-исповеди. Себастьян, конечно, не смел и подойти к этому мастеру, когда тот после службы спускался с хоров и, держась величаво, покидал храм, — на плечах его воистину держались тра­диции органного искусства Северной Германии, ведущего начало свое от ранней поры XVII века.

Посещал ли Себастьян Гамбург в одиночку или с то­варищами по люнебургской школе, неизвестно. Но ради того, чтобы послушать Рейнкена, он готов был еще и еще раз побывать в этом «великом городе», как называли то­гда Гамбург. С каким нетерпением по возвращении са­дился он за орган, если Георг Бём разрешал ему это в свободный от службы час в церкви св. Иоанна.

Окончив в 1703 году обучение в лицее, Бах уже был сочтен искусным скрипачом и клавесинистом, благодаря же изучению рукописей и сборников в музыкальной биб­лиотеке он знал итальянцев — Палестрину, Габриелей, Монтеверди и немцев — от Шейдта и Шюца, ученика А. Габриели, от Хакслера и Франка до современных ему композиторов Германии. Никак нельзя счесть Себастьяна самоучкой, каким его представляли некоторые биографы. Георг Бём своим примером помог собраться воле Себа­стьяна, а игра Рейнкена придала целеустремленность его художническим порывам.

Что же сталось с певческими способностями стипен­диата школы Михаэля? Случился казус в час пения в хо­ре. Из гортани прилежного и ценимого дискантиста вы­рвался звук в неположенном регистре. Растерянный Се­бастьян сомкнул губы. Мутация голоса повзрослевшего юнца, увы, лишила его вокального дара. Но Бах остался стипендиатом — теперь уже как скрипач школьной ка­пеллы.

Еще об одной поездке из Люнебурга нужно упомянуть.


В Целле, резиденцию герцога Брауншвейгского. Женив­шись на гугенотке, герцог Вильгельм окружил себя ис­ключительно французскими приближенными и завел ка­пеллу, исполнявшую преимущественно, а может быть, только французскую музыку. Из Люнебурга попасть в Целле было непросто, потому что путь туда вел через дикие еще леса. Может быть, доброжелатель Бём помог Себастьяну в такой поездке. Бах побывал в Целле, слы­шал аллегорическую музыку, сюиты, музыку на воздухе — пленэрную, по версальскому образцу. Могла здесь звучать и клавесинная музыка в стиле сорокалетнего тогда фран­цуза-виртуоза Луи Маршана, чье имя еще встретится в этой книге, и пасторали парижанина Клерамбо. Не под влиянием ли этой поездки Себастьян перепишет в Лю-небурге для своего собрания пьесы французских сочини­телей?

Обучение в школе св. Михаэля Бах заканчивает вес­ной 1703 года. Кто-то из лицеистов стремится в универ­ситет. Георг Эрдман подумывает о служебной карьере юриста. Какое же будущее изберет Себастьян? В литера­туре не раз высказывалось сожаление, что для малоиму­щего выпускника школы была закрыта дорога к универ­ситетскому образованию. Возможно, это так, но нет ре­шительно никаких указаний на то, что восемнадцатилет­ний музыкант выражал желание идти в университет. Богословский факультет не притягивал его к себе, пото­му что ни пастором, ни ученым Бах себя не видел. Бу­дущие музыканты шли обычно на юридические факуль­теты немецких университетов, получая там общее гума­нитарное образование. Но Бах уже знал свое призвание. Кровь потомственного шпильмана звала к жизненной му­зыкальной практике.

Расставание с Люнебургом было быстрым. В начале апреля 1703 года Себастьян оказался уже на службе скрипачом маленькой капеллы герцога Иоганна Эрнста в Веймаре. Это был не царствующий саксеи-веймарский герцог, а его брат, имевший довольно скромную резиден­цию, именуемую «Красным замком».

А между тем о способном молодом Бахе прослышали в Арнштадте. В этом городе, в церкви, построенной на месте сгоревшей кирки св. Бонифация, сооружался новый орган. Работа подошла к концу. Магистрат и консисто­рия города, где имена Бахов-музыкантов уважались дав­но, доверили испытание построенного органа Себастьяну.


Не прошло и трех месяцев службы в веймарском «Крас­ном замке», как 3 июля он оказался уже за испытанием нового инструмента в Арнштадте. И так понравился там, что в начале августа восемнадцатилетнего музыканта утвердили в должности органиста Новой церкви и руко­водителя школьного хора.

АРНШТАДТСКИИ ОРГАНИСТ

Окруженному старой каменной стеной городку, каза­лось, было тесно за ней; красные черепичные крыши ле­пились одна к другой, над ними поблескивало… Город имел пять ворот, в одни из них въезжал Се­бастьян. Как и в остальных… Жила в ту пору в Арнштадте Регина Ведерман; ее се­стра была замужем за двоюродным дядей Себастьяна, Иоганном Михаэлем,…

НАДЕЖДА НА ВОЛЬНЫЙ ГОРОД МЮЛЬХАУЗЕН

Мюльхаузен считался в Германии свободным импер­ским городом, с давними музыкальными традициями мно­гоголосной музыки, сложившимися еще в XVI… его месте, конечно, именитого музыканта. По установив­шемуся порядку органист… Иоганн Себастьян молод для занятия такой должно­сти и не имеет университетского образования. Но об его игре наслышаны…

ТРИУМФ АРТИСТА И РЕШЕТКА ГАУПТВАХТЫ

Лейбниц стремился к объединению раздробленной Гер­мании под началом просвещенной власти, в области же церковной политики — к объединению… Лейбниц умер, когда его молодой современник Себа­стьян Бах уже выказал… В Веймаре музыкант мог воплощать свой идеал пре­красного в полифоническом творчестве, не чувствуя да­вящей власти…

ЗВУЧИТ ОРГАН

Органная музыка Баха — своего рода безмерность. Поэтому неизбежно произволен выбор его произведений для обзора в биографической книге. Тем более что… Начнем эту главу с произведения Баха, связанного с традициями его рода, с… Слово «пассакалия» (pasar — идти, calle — улица) обозначает мотивы народного танца. В такой манере, близкой к народным…

КЁТЕН.

ДНИ СЧАСТЬЯ.

УДАР СУДЬБЫ

Семья еще не разместилась в новом жилище, а Иоганн Себастьян уже отправился в Лейпциг. Мария Барбара    

ПОЕЗДКА В ГАМБУРГ

Князь Леопольд дал согласие на путешествие в музы- кальную столицу тогдашней Германии, хотя и не соби­рался отпускать со службы… Иоганн Себастьян пробыл в Гамбурге с конца ноября по первую половину декабря 1720 года. Он играл не только в церкви…

ГОРЕ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ

Органная игра в Гамбурге возбудила сильное жела­ние возвратиться к этому инструменту. Верный лютера­нин не мог примириться с отсутствием в… Бах писал в эту пору много, часами не выпускал из рук гусиного пера. Теперь,… Бах создавал музыку, свободную от личностных пере­живаний, сколь бы пи владели они им в трудные, тяж­кие дни жизни. Но…

БЕСПОКОЙНЫЕ БУДНИ

лотов. Здесь нередко происходили столкновения мнений и престижных интересов между магистратом, консисторией и академическими кругами. Иоганна Себастьяна нельзя считать человеком, не ос­ведомленным в сословных… Он знал, что начальство нередко входило в пререкания еще с его предшественником Кунау. Но к старому кан­тору…

ДВА ПИСЬМА ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА

Сохранились автографы писем Иоганна Себастьяна. Датиреванные августом и сентябрем 1729 года, эти два документа раскрывают правду переживаний Баха. … Первый документ — обширное послание совету города Лейпцига: Бах борется за… В письме говорится о нехватке исполнителей инстру­ментальной музыки: скрипачей, альтистов, виолон-челистов,…

АННА МАГДАЛЕНА. ДРЕЗДЕНСКИЕ ДРУЗЬЯ

Жестока сила репутаций! Были времена, когда твор­чество Баха академизировали, произведения его показы­вали по-музейному архаично. Слывший… да Ландовска. Это говорится о Бахе, писала она, отце стольких детей, имевшем… любил!

СВЕТСКИЙ КАПЕЛЬМЕЙСТЕР

Только в 1726 году, в начале пятого десятка жизни, Себастьян снова увидел свеженапечатанную тетрадь своих нот. Это была клавирная партита (825),… В течение следующих нескольких лет вышли в свет еще четыре партиты. А в 1731… «Упражнения для клавира» — скромное название: можно подумать, что это едва ли не учебные пьесы. Между тем сюиты Баха…

ВЫСОКАЯ МЕССА

Двухчастная месса на традиционный греческий текст, «короткая месса», была принята и в католической, и в протестантской церкви, так что Бах… Позже придворный композитор пришлет королю еще четыре малые мессы (233, 234,… Для всех месс Иоганн Себастьян заимствовал много музыки из других своих духовных и даже светских кан­тат. Красивы…

УТЕСНЕНИЯ ЧЕСТИ И НОВОЕ ГОРЕ

Фридеман, прощаясь с отцом в Дрездене в декабре 1736 года, мог заметить осунувшееся лицо, обостривший­ся, выдвинутый вперед подбородок, складки под… Дрезденский концерт 1 декабря и получение декрета о придворном звании не… Огорчения причинял едва ли не четыре года дливший­ся новый служебный конфликт кантора-учителя с началь­ством.

ДОМ ПОЛОН МУЗЫКИ

Сохранилась переписка Иоганна Элиаса с его родны­ми и Себастьяном. Кузен был лет на восемнадцать мо­ложе Иоганна Себастьяна и, можно сказать, с… Два желания влекли Элиаса в Лейпциг: прослушать лекции по богословию в… Элиас упражнялся под наблюдением брата в игре на органе и клавире. Спустя три года он покинет дом и зай­мет должность…

В СТОЛИЦАХ У СЫНОВЕЙ. ГОЛЬДБЕРГОВСКИЕ ВАРИАЦИИ

Саксония с 1740 года жила в военной тревоге. Моло­дой король Пруссии Фридрих II в первые же месяцы властвования обнаружил милитаристский характер. Прус­ские войска вторглись в… Когда тревога коснулась Лейпцига, и семья кантора испытала беспокойство: Филипп Эммануель служит у ко­роля, с которым…

РУБЕЖ

Представился случай еще раз посмеяться Иоганну Себастьяну. Ему предложили сочинить и исполнить непременно веселую кантату по случаю перехода некоего поместья близ Лейпцига во владение нового господина.

Снова Бахом приглашен неизменный Пикандер. Либ­ретто было сочинено складно. Басовую тему для быстро­ты дела сочинители позаимствовали у богемского музы­канта Зеемана. Кантату приготовили и разучили с со­листами и музыкантами к сроку, а именно ко дню въезда нового владельца в имение, по случаю чего там и устроен был праздник. Кантату назвали «К нам приехало новое начальство» (212). По тогдашним обычаям подобное представление должно было обязательно содержать юмор для снисходительного осмеяния почтенными гостями наивности простаков-крестьян.

Но Баху захотелось поменять героев ролями. Он пред­почел показать живой ум и усмешку, свойственные про­стонародью. Показать крестьянское «себе на уме».

Время по справедливости оценило это произведение Иоганна Себастьяна.

«...При близком рассмотрении «Крестьянской канта­ты», — пишет Янош Хаммершлаг, — можно заметить то, что, по всей вероятности, ускользнуло от внимания тог­дашних слушателей-господ, а именно, что Бах повернул


игру наоборот. Простой, крепкий и здоровый гуманизм Баха, весь его образ жизни были далеки от модных утонченностей придворной жизни... Два главных персо­нажа кантаты, крестьянская девушка (партия сопра­но. — С. М.) и парень (партия баса) в своих ариях не только дают понять, что они кое-что смыслят в модной тонкой городской музыке, не только поднимаются на выс­шую ступень итальянского бельканто, но и иронизируют над его преувеличениями».

Это был последний всплеск веселья в музыке Баха.

1743 и 1744 годы. В нотографических справочниках почти нет произведений Баха, отмеченных этими датами. Именно с этих лет начинается для биографов полоса, ко­торую принято обозначать «Последние годы жизни и творчества». Или, смягчая, называют оставшееся деся­тилетие его бытия периодом «сосредоточения на внутрен­ней жизни». Да, Бах уходит в себя. Бах замыкается. Бах отгораживает свою духовную жизпь от какого-либо вмешательства извне. Да, зенит бытия пройден, но будем осторожны. Не отчленим от жизни художника последнее десятилетие, как нечто, лишенное подвижности, не имею­щее связи с внешним миром.

Бах прекратил руководство студенческой Collegium musicum? Но и раньше он прерывал занятия на долгие годы. К тому же есть сведения, что он иногда выступал со студентами и в последующие годы. Дом Баха посе­щают ученики. Ректор Эрнести грубо наговаривал на кантора, обвиняя его в денежной корысти: на самом же деле часто Бах давал приватные уроки бесплатно. Что же касается учеников школы св. Фомы, то, хотя ректор и старался попрать авторитет кантора-учителя, бывшие воспитанники школы, если оставались музыкантами, всю жизнь гордились тем, что их учил сам господин Бах. Что ни месяц, директор музыки пишет все новые атте­статы, дает все новые рекомендации своим ученикам. Подпись лейпцигского кантора открывала жизненный путь молодым музыкантам.

По почину состоятельного и довольно образованного бюргера, крупного торговца Земши вскоре в Лейпциге было учреждено общество «Больших концертов». Бах от­казался управлять в нем музыкой, хотя его учтиво при­глашали. Он отклонил предложение, ибо чувствовал, по мнению одного биографа, «что новое поколение и он взаимно не понимают друг друга».


Лаконично высказался в своей книге Г. Хубов: «Бах искал путей к новому не в отречении от музыкальных традиций прошлого и не в подражании моде дня, а в глу­боком познании народного искусства, в критическом усвоении «наследства» музыкальной культуры. И в этом отношении он сделал все, что возможно сделать, — в пре­делах большой человеческой жизни».

Большая человеческая жизнь! Пусть это будет три­виальное сравнение, но жизнь композитора из крепкого музыкального рода корнями своими уходила в глубь на­родной почвы, она поистине под стать мощному, кряжи­стому дубу. Не молнии и стихии рока расщепляли могу­чее древо этой жизни. Сказывалось время. Здоровье духа гения соблаговолило болезням тела вершить свое неот­вратимое деяние.

...В школе св. Фомы привыкли к некоторой отчужден­ности и даже странностям кантора. Но школьников он обучает исправно и за составом хоров следит строго. Кантор охраняет свои права, но не очень уже доро­жит ими.

Бах предпочитает отныне писать строгую музыку с признаками учености. В 1744 году он заканчивает вто­рой том «Хорошо темперированного клавира», двадцать четыре прелюдии и фуги во всех тональностях (870—893). Завершен давний замысел молодости. Но этим циклом открывается и серия новых произведений умудренного опытом художника.

Иоганн Себастьян сочиняет и исполняет духовные кантаты и мотеты. Их датировку исследователи устанав­ливают приблизительно, относя созданные в этот период кантаты к годам между 1735-м и 1744-м. Только некото­рые имеют точную дату создания. Обновление изобра­зительных средств в кантатах все меньше интересует автора. Больше внимания в композициях этих лет он обращает на ведение контрапункта.

Если и раньше, в молодые годы и годы зрелости, как напишет в биографии композитора Форкель, Бах был далек от того, чтобы эксплуатировать свой артистиче­ский талант в поисках золота, то теперь он никуда из Лейпцига не выезжает, еще больше привязан к домаш­нему очагу. Покинул семью патрона благодарный Элиас Бах, двоюродный брат. Не было рядом собеседников — старших сыновей. Близких друзей в Лейпциге Бах так и не обрел. Доброжелательно относясь к людям, он редко


кого допускал в свой духовный мир. Теперь тем более. Небезынтересно отметить, что крестными последнего младенца, Регины Сусанны, были приглашены не колле­ги по службе и искусству, а соседи, вероятно по выбору Анны Магдалены две сестры из семейства Бозе, прожи­вавшего в доме близ Томасшуле, и некий господин Графф, юрист, о котором только и известно, что он по­читал музыку и приобретал клавирные упражнения, издаваемые Бахом...

Подрастал прилежно музицирующий Христоф Фрид­рих, и Иоганну Христиану, любимцу родителей, было уже около десяти, и он не терпел приступить к самостоя­тельной игре.

В начале 1744 года пришла весть из Берлина: женил­ся Эммануель. Избраннице его, Марийхен, незадолго до свадьбы исполнилось девятнадцать лет. Колесо жизни идет своей колеей.

...А на дорогах германских земель загремели колес­ницы войны. Иоганн Себастьян успел, однако, побывать еще раз в Дрездене. Поводом послужило приглашение для пробы нового органа.

Удовольствие отцу доставил выход в свет шести кла-вирных сонат Вильгельма Фридемана. Как явствовало из публикаций, желающие имели возможность приобрести это издание у автора в Дрездене, у его отца в Лейпциге или у брата в Берлине.

Осенью начались военные действия между Пруссией и Саксонией. Войска Фридриха вторглись во владения курфюрста Саксонского; вскоре обозначился перевес их сил. События развивались быстро. В тревоге жила сто­лица; Лейпциг же оказался близким к фронту военных действий.

Крестьянство тяготилось безмерными налогами и тру­довой повинностью и в мирное время, теперь тяготы уве­личились и в Пруссии, и в Саксонии. Война утяжеляла существование ремесленного люда. Бюргерство опаса­лось не столько за свою жизнь, сколько за свое благо­состояние. Сократились торговые сделки. Надежнее запи­рались лавки. Усиливалась стража у городских ворот. Но обычаи не нарушались. Не нарушался ход жизни в школе и церквах. 20 октября кантор со своим хором на траурной службе исполнил мотет памяти некой Са­бины Натан, Кто это? Богатая вдова, умершая сто три­дцать с лишком лет назад; на проценты со своего капи-


тала она завещала ежегодно в одной из «главных церк­вей» города служить панихиду по себе с исполнением мотета. Эта оплачиваемая обязанность по традиции вы­полнялась кантором Томаскирхе. Из года в год управлял мотетом Бах, за что, судя по сохранившимся квитанциям, получал два гульдена, а три гульдена делились между певчими и музыкантами школы. Ни междоусобицы, ни войны, ни бедствия не отменяли исполнения сей требы...

Шли молебствия в церквах по случаю военных опас­ностей.

События развивались неотвратимо. Тревожны сообще­ния газет. Прусские гусары приближаются, войска про­тивника поджигают селения, обирают население городов. К концу ноября их передовые отряды подошли к пред­местьям Лейпцига, заграждения у застав смяты. Сохра­нилась картина: депутаты города в виду лейпцигских стен, коленопреклоненные, передают ключи победителям. 30 ноября подписывается соглашение о капитуляции го­рода.

Пруссаки накладывают контрибуцию: реквизируют за­пасы продовольствия в богатом торговом Лейпциге. Их передовые части захватывают дороги, ведущие к Дрез­дену, и 18 декабря сдается войскам Фридриха II саксон­ская столица.

В эту военную пору невесть каким путем, может быть через прусских же штабных офицеров, до кантора доходит весть от придворного чембалиста, личного акком­паниатора его величества короля, что жена Эммануеля — Иоганна Мария — благополучно разрешилась от бремени и родила сына, названного Иоганном Адамом, впрочем, вскоре получившего имя Иоганн Август.

Еще один шаг в будущее рода Бахов: стал дедом ком­позитор и кантор. Еще одна грань жизни. Недуги, одна­ко, одолевают Иоганна Себастьяна. Одолевают стареюще­го человека, но непоколебим дух творца музыки...

В конце декабря, в канун 1745 года, между Саксо­нией и Пруссией заключается мир. Курфюрст снова по­лучает под свою власть саксонскую землю.

ПОСЛЕДНИЕ ГАСТРОЛИ

У места гусарских биваков на торговой площади шустрые воробьи выклевывали овсяные зерна из затоптанного на­воза. Пооткрывали свои лавки купцы. И… В точно установленные часы Баха встречали на пути из дома в школу, в кирку.… Из-под шляпы виднелись пряди парика под цвет се­дины, походка кантора потеряла приметы быстроты. Он ходил несколько…

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Еще раз обратимся к Альберту Швейцеру, к словам книги его об Иоганне Себастьяне: «Гении начинают по­учать тогда, когда глаза их давно закрыты и… Да не заслонит величие Баха творчества его одарен­нейших современников, немало… Бах, быть может, отстранял от себя и от своего цель­ного музыкального мироздания некоторые интересные веяния…

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. С. БАХА

Арии и песни — из второй Нотной тетради Анны Магдале­ны Бах. Для оркестра и оркестра с солирующими инструментами: 6 Бранденбургских концертов; 4 сюиты («увертюры»); 7 концер­тов для клавесина (клавира) с оркестром; 3 концерта для…

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ

1693—1695 — Обучение в школе. 1694 — Смерть матери, Элизабет, урожденной Леммерхирт. Вто- ричная женитьба отца.

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

В е сс е л е р Г. Бах как новатор. Сб. «Избранные статьи музы­коведов Германской Демократической Республики». Сост. Н. Но-тович. Пер. с нем. М.,… Бэлза И. Высокая месса. Вступительная статья к изданию: Бах И. С. Месса си… Вольфрум Ф. Иоганн Себастьян Бах. Вступительная статья Е. Браудо. Пер. с нем., т. 1—2. Пб. — М., 1912.

– Конец работы –

Используемые теги: Жизнь, замечательных, людей0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жизнь замечательных людей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Дмитрий Львович Быков Борис Пастернак Жизнь замечательных людей – 2007
Борис Пастернак... Жизнь замечательных людей Борис Пастернак...

С. Пророкова Кэте Кольвиц Жизнь замечательных людей (436)
Кэте Кольвиц... Жизнь замечательных людей... Молодая гвардия МОСКВА Вступление Заход солнца Жаркий августовский день редкий подарок своенравного...

Это книга о том, как жизнь меняет человека, и о том, что каждый может изменить жизнь
Зеркало Кассандры... Бернард Вербер... Ей всего семнадцать Она ничего не знает о своем прошлом Ее зовут Кассандра...

Люди, которые смеются, и люди, над которыми смеются
Между тем комизм определяется не тем и не другим в отдельности, а воздействием объективных данных на человека. О важности психологического фактора не раз писалось в эстетиках. Конечно,… В мире должно быть место юмору, поэтому надо понять его механизм и функции, но не забывая при этом, что серьезным…

Лексическая тема: Из жизни замечательных людей. Учёные-медики. Грамматическая тема: Типы сложноподчиненных предложений.
Специальность Общая медицина... Кафедра русского языка... Методические рекомендации...

Лексическая тема: Из жизни замечательных людей. Учёные-медики. Грамматическая тема: Сложноподчиненное предложение. Типы сложноподчиненных предложений.
Кафедра русского языка... Методические рекомендации... Для практических занятий...

Философия научила нас почитать божество, любить людей, верить, что у богов власть, а среди людей тесное сообщество (Ер. ad. Luc.,90,3
Философия научила нас почитать божество любить людей верить что у богов власть а среди людей тесное сообщество Ер ad Luc... Мы должны представить в воображении своем два государ ства одно которое... Страсти меняют выражение лица заставляют хмурить лоб улыбаться краснеть или бледнеть И неужели ты думаешь что...

Поэтому, когда, допустим, больше хороших людей, и обстановка более хорошая. Когда больше плохих людей, то и обстановка более негативная
Задали вопрос Просчитываем Звезды и Земли а что дает каждая Земля Звезда в...

Сама Наталия объясняет свое обаяние так: «Я просто очень люблю людей, жизнь, Бога и ста­раюсь найти то, что нас всех объединяет».
На сайте allrefs.net читайте: Сама Наталия объясняет свое обаяние так: «Я просто очень люблю людей, жизнь, Бога и ста­раюсь найти то, что нас всех объединяет»....

Казахские люди: история и современность
Большая их часть сосредоточена в регионах, граничащих с Казахстаном. Понятие диаспора применимо к ним с оговорками в большинстве своем это потомки… В Москве есть улицы, носящие казахские названия Алма-Атинская, Кустанайская, Алии Молдагуловой. В честь Алии…

0.028
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Горький М. «Бывшие люди» в пьесе «На дне» В одной из рукописных редакций пьеса так и называлась: “На дне жизни”. Но вместе с тем эти люди находятся также и на дне чувств, мыслей, каждому из… В начале пьесы мы видим обитателей ночлежки, недовольных жизнью, собой, друг… Так, Клещ думает, что после смерти жены он будет много работать и сумеет обеспечить себе лучшее существование. Он…
  • Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой Подразумевалось, что именно ему Богом дано понять Истину – и объяснить её прочим. Каждый из поэтов ощущал себя немного пророком, на нём лежала… Но русская литература 20 века развивалась стремительными темпами. Свой вклад в… В семье было шестеро детей. Прабабушка Анны по материнской линии вела род от татарского хана Ахмата; поэтому юная…
  • Жизнь и творчество Блока Мать — переводчица и детская писательница. Детство Блока прошло в доме деда — бывшего ректора Петербургского университета, профессора-ботаника А. Н.… Каждое стихотворение Блока включает лишь один момент из духовной биографии… Биографическая основа книги — история любви Блока к его будущей жене Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого…
  • Жизнь и творчество Бориса Леонидовича Пастернака Отец поэта, Леонид Осипович Пастернак, академик живописи, преподавал в этом училище. Мать, Роза Кауфман, известная пианистка, привила сыну любовь к… Из наставников до гимназической поры, с благодарностью вспоминает Пастернак… Но Пастернака удручало отсутствие у него абсолютного слуха, и он оставил музыку оправданно для себя, неожиданно и…
  • Жизнь и творчество Гипократа Если для современников Гиппократ был, прежде всего, врач- целитель, то для потомства - он врач- писатель, «отец медицины». То, что Гиппократ не был… И кому кажется несомненным, что все «сочинения Гиппократа» действительно… Гиппократ выступил на медицинском поприще, когда греческая медицина достигла уже значительного развития; он внёс и в…