рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЗВУЧИТ ОРГАН

ЗВУЧИТ ОРГАН - раздел Образование, Жизнь замечательных людей Сколь Бы Ни Были Совершенны Архитектонические, Конструктивные Достоинства Пол...

Сколь бы ни были совершенны архитектонические, конструктивные достоинства полифонических сочинений Баха, они не заслоняют величия его как мелодиста. Эта сторона его творчества покоряет сердце. В органных про­изведениях, как и в других видах творчества Баха, про­ступает живое, непосредственное чувство, оттенки ощу­щений, глубинные явления душевной жизни, недоступ­ные переводу на понятия. В полифонии Баха слушатели улавливают возникновение мелодической темы: ее дви­жение, упругость сплетения голосов, красоту этого спле­тения. Мы живем мелодией. Восторг, а то и благоговение охватывает нас при прямом и непосредственном сопри­косновении с прекрасным.

Органная музыка Баха — своего рода безмерность. Поэтому неизбежно произволен выбор его произведений для обзора в биографической книге. Тем более что по ар­тистическому совершенству сочинения молодого Баха в большинстве своем равноценны его творениям последую­щих десятилетий.

Начнем эту главу с произведения Баха, связанного с традициями его рода, с духом народных движений вре­мен лютеровской Реформации. Явственно воплощен этот дух, протестантский пафос в знаменитых Пассакалии и фуге до минор (582).

Слово «пассакалия» (pasar — идти, calle — улица) обозначает мотивы народного танца. В такой манере, близкой к народным истокам, много сочинял Дитрих


Букстехуде, но Бах своей Пассакалией и фугой превзо­шел наставника.

Первыми же, как бы из глубин органа исходящими звучаниями патетически заявляет о себе трагедийная мысль. Эта мысль передается ансамблям голосов из зву­ковых зон других высот. Ощутим темп шествия, прибли­жающегося издали и вырастающего в своих масштабах. Шествие заполняет все «звуковое пространство», созда­вая величественную картину. Впрочем, образ шествия не обязателен. Воспринять это движение можно и как кар­тину внутренней, душевной жизни человека, алчущего просветленного апофеоза.

Произведение, кажется, достигает наивысшей точки напряжения в коде Пассакалии. Но впереди фуга. Пред­стоит подняться на еще более высокую грань жизни ду­ха... Поначалу скромно, лирически объявляют себя голо­са фуги. Два голоса ведут монологи. Драматизм сопостав­ления двух начал: личного и общинного. Впрочем, но обязательны поиски таких программных сопоставлений, так же как не обязательно для слушателей анализировать форму фуги: уточнять начало и конец экспозиции, разра­ботки, репризы. Мы стремимся охватить цельность фуги с ее прекрасным ведением голосов.

Основа органного, как и клавирного, творчества Баха — форма фуги, предваряемой прелюдией — сочинением сво­бодного склада.

Не все органные прелюдии сочинены Бахом одновре­менно с фугой. Есть прелюдии короткие, есть длительные. Иные из них содержат в каком-то виде и тему фуги, слу­жа как бы порталом здания, открывающим путь в «про­странство» фуги. Одна фуга может звучать контрастно по отношению к импровизационным пассажам прелюдии. Другая же фуга, по словам Швейцера, родством «с моти­вами ее прелюдии так живо бросается в глаза, что, кажет­ся, она непосредственно рождается из прелюдии, как Ве­нера — из пены морской».

Фуги предваряются и токкатами. Это ведомые в бы­стром, ритмованно-размеренном движении пьесы, где про­ступает аккордная ударная техника. Виртуозные, как и прелюдии, токкаты наделены ясными признаками импро­визационности. И в токкате может оказаться «запрятан­ным» эпизод, наделенный приметами фуги.

Вступлением к фуге может быть фантазия. Эта форма отличается свободной импровизационностью. Однако нет


точных границ жанров. Прелюдия может быть иногда в программах концертов названа токкатой, токката — фан­тазией.

В программах баховских концертов обычно не указы­ваются даты сочинения произведений. Настолько едино и цельно его «органное мироздание».

Токката и фуга до мажор (564). Это сочинение напи­сано молодым Бахом около 1709 года. Музыкант нахо­дился под мощным влиянием своих учителей, особенно Букстехуде. Опытное ухо распознает в произведении зву­ки возвышенной северогерманской органной школы.

Начало токкаты — длительное педальное соло. Вир­туозно работают ноги музыканта. Поток звуков наполня­ет зал. Вступают регистры мануалов, ручных клавиатур. Во взволнованной фактуре звучаний различима обособ­ленная речь басов. Далее возникают веселые высокие го­лоса, песенные, может быть, даже танцевальные. Свобод­ная импровизация юного, сильного Баха! Токкатный темп на своих устоях несет вперед эту молодую радость.

Завершаемая могучими аккордами, токката перехо­дит в лирическое адажио (это среднее звено данного цик­ла иногда обозначено в программе концерта). Адажио может прозвучать молитвенно, другой музыкант ведет эту музыку как певучую исповедь души; не удивимся, если артист придаст песне некоторую терпкость. Осво­божденная от темпа токкаты, эта часть показывает Ба­ха — проникновенного лирика. Адажио заканчивается содержательным высказыванием спокойных голосов. Пауза.

Начальная часть фуги полна энергии. Быстрая, весе­лая, может быть, с прозрачными голосами, вступающими один за другим. Проводится тема, полная жизнелюбия. Улавливаются мотивы, перекликающиеся с мотивами токкаты. Бегут, бегут голоса. Меняется сила звучаний, это как бы углубляет пространство, заполняемое движе­нием голосов. Мощью поражает фуга ближе к финалу. Если иной органист здесь излишне усилит звучания, он рискует заслонить в нашей памяти лирику адажио. А па­мяти не хочется расставаться с нею...

В токкате, адажио и фуге двадцатичетырехлетнего Себастьяна Баха, как в зернах, как в макромодели, таят­ся безграничные возможности всего его органного твор­чества.

Едва ли не самое популярное органное произведение


юности Баха — Токката и фуга ре минор (565). Относи­тельно короткие в сравнении с другими циклами, эти ток­ката и фуга длятся меньше десяти минут. Но по насы­щенности звучаний, по емкости содержания, по драмати­ческим признакам, по архитектонике сложных форм обе части этого произведения составляют идеальное це­лое и относимы к высочайшим достижениям мирового ор­ганного искусства. Это и пример совершенного слияния фуги с предваряющим вступлением — токкатой; захва­тывающе развивается единое действо. Близость музыки ораторскому искусству проступает в ре-минорной пре­людии.

Начинается токката со взволнованного возгласа. Пау­за. Снова возглас. Еще один. Зал захвачен шквалом зву­ков, насыщенным густыми, низкими голосами. Это не эпиграф. Это развернутое программное высказывание. Оно поражает своим волевым порывом, чтобы оставить нас на миг в глубокой тишине; затем уже возникает ме­лодическая речь. По-молодому мятежная, в темпе токкат-ного движения, эта речь артистически сдерживается го­лосами басов.

После паузы — фуга. Изящные и лиричные голоса воспринимаются как доверительные признания. Фуга не противопоставляет себя токкате. В развитии темы и раз­работке ее также ощущается целеустремленность моло­дых сил. Мятеж бунтаря или напор сил созидания? Одну из этих или какую другую интерпретацию внушит залу исполнитель? Или он захватит нас блеском артистической виртуозности, и это немало! Мы вспомним юного Себа­стьяна. Он — на скамье органа Компениуса на третьем этаже герцогской церкви. Он исполняет свою токкату с фугой, и дух захватывает от его игры у прихожан, дру­зей органиста или гостей города, пришедших сегодня в кирку не столько помолиться, сколько послушать при­дворного органиста, ставшего самым известным Бахом, несмотря на свою молодость.

Прелюдии и фуги веймарского периода соседствуют в программах баховских концертов с его произведениями поздних лет. Лишь в самом общем плане оценок можно сказать, что в органных сочинениях последующей поры жизни чаще господствует величественная простота. Ею отмечены уже и некоторые веймарские фуги. В та­ких фугах меньше бравурности и захватывающей импро-визационности. Их величие, даже суровость сразу могут


быть и не оценены по достоинству слушателем. И только новые встречи с такими фугами заставляют нас прекло­ниться перед их глубочайшей и мудрой простотой. Тако­во одно из ранних произведений Баха — Прелюдия и фуга ми минор, к таким спокойно-величественным созда­ниям относятся до-мажорная и си-минорная фуги, сочи­ненные в разные годы.

Близка этим монументальным произведениям Токката и фуга в дорийском ладу (538). Сочинение ее датируется приблизительно 1727—1730 годы. Правда, некоторые ба-ховеды эту фугу относят к веймарскому периоду.

Дорийский лад — один из древнегреческих, перешед­ший в музыку средних веков, затем в музыку добахов-ского времени. Звукоряд его состоит из двух тетрахордов, уточняет справочник. Нам, слушателям, это сведение ма­ло что дает. Мы живем впечатлениями от образов зву­чащей музыки.

«Дорийская» токката и фуга кажутся академически спокойными. Органисты этим сочинением иногда начи­нают программу концерта. Токкатный темп улавливает­ся в *первом же прозрачном и легком возгласе. Басы утверждают тему и ведут ее, прерывая развитие малыми паузами. В глубине явленного пространства начинает клу­биться в быстро-размеренном движении звуковая ткань. Далее возникает на пути как бы импровизационно воз­никающий «островок», неторопливо и тонко создаваемый ансамблем голосов средней высоты. Никаких программ­ных представлений! Простая, если не сказать скупая мелодия очень ясного рисунка. Лишенная, даже чуждая измельчившим бы ее украшениям, подчиненная токкат-ному темпу, эта мелодия захватывает нас в свой поток. Нет резких подъемов ввысь или резких движений вниз. Лишь легкое усиление звука. Сама мудрость объявляет себя в уравновешенном потоке эмоций, рождаемых рит­мом токкаты. Темп замедляется, протяжный аккорд за­вершает это торжество спокойного величия.

Всецело отдаешься зову начального голоса фуги. Ме­лодия кажется такой знакомой, единственно нужной в эту минуту твоему сердцу. Она захватывает возвышенной правдой и предельной простотой. Упоительная строгость голосоведения. Не тайна ли самой гармонии мироздания открывается сейчас баховским органом? Выходит на пер­вый план солирующий голос, может быть напоминаю­щий звучание какого-то духового инструмента. И ведет

 

 

монолог умудренного, много испытавшего и благослов­ляющего бытие сердца человеческого.

Различимы и другие голоса. Переход к пространным басовым аккордам как бы воздвигает твердь, которая и держит в нашем сознании мелодическую основу творе­ния; на басовой опоре оно запоминается прозрачным в своем мелодическом течении. Еще — легкий виртуоз­ный пассаж. Меняются тембры, мы готовы еще и еще, с неослабным вниманием слушать услаждающее движе­ние голосов. Но снижается сила звучания, органист завер­шает произведение, запоминающееся как цельный образ спокойной силы.

Впрочем, запомнившийся сегодня, этот рисунок фуги может быть заслонен исполнением ее другим органистом.

В программах баховской музыки рядом с фугами зна­чатся органные концерты, сонаты, хоральные прелюдии. К веймарской поре относят Шесть концертов для органа (592—597). Это баховские транскрипции инструменталь­ных концертов других авторов, три из них написаны по сочинениям итальянца Вивальди. С правом гения Себа­стьян Бах брал чужую музыку и свободной обработкой создавал органные концерты, своими достоинствами пре­вышавшие творения знаменитого венецианца.

Органные сонаты, их шесть, предположительно на­писаны отцом для подрастающего старшего сына Фри-демана. Это шесть свободно скомпонованных пьес (525— 530) — жанр сонаты не обрел еще во времена Баха стро­гости своей формы.

Нередко исполняют органисты Сонату № 5 до мажор. Выдержанная в трехголосной манере, она длится минут пятнадцать. Чистейшая лирика Баха! Легкое, прозрачное Аллегро; неторопливое, доверительное Ларго с красивей­шим ведением голосов. Орган звучит то как ансамбль инструментов, то как клавесин (по свидетельству иссле­дователей, сонаты были сочинены первоначально для кла­весина). В Ларго искусный музыкант отыскивает непод­властные передаче словом тончайшие оттенки чувств, при этом он может внести в мелодию и современные лири­ческие интонации — это безотчетно покоряет слушателей. Лирика господствует до конца сонаты...

Себастьяном Бахом сочинено больше ста пятидесяти органных хоральных прелюдий и хоралов. Это трудно­обозримая сфера лирической поэзии. Импровизационный жанр хоральных обработок любили предшественники Ба-


 

ха — Бём, Пахельбель, Рейнкен. И здесь ученик пошел дальше своих наставников.

По содержанию своему это пьесы религиозного харак­тера. Но давно уже понимание нх вышло за пределы религиозного толкования, и прелюдии и хоралы часто воспринимаются свободно, как чистая лирика.

Хоральная прелюдия — краткое вдохновенное повест­вование. Бах берет тему хорала и передает ее избранным им голосом, часто из «верхней» части диапазона, соеди­няя эту тему со свободно ведомой, авторской, самостоя­тельно возникающей и развивающейся; такая тема поэти­чески иллюстрирует или лирически трактует тему хорала. Этим самым традиционная хоральная тема приобретает порой неожиданный выразительный эффект; иная хораль­ная прелюдия Баха, по словам немецкого композитора и органиста начала нашего века Макса Регера, обращается в «миниатюрную симфоническую поэму».

Переезжающий из Веймара в Кётен Себастьян Бах вез в своих пачках нот только что начатую «Органную книжку», сочиняемую для Фридемана. Этот сборник учеб­ных пьес останется в истории музыки антологией шедев­ров, циклом прекрасных хоральных миниатюр-прелюдий.

В них звучат отголоски народной борьбы: ведутся те­мы молитвенных песнопений; хоральные обработки во­влекают нас в глубину душевных состояний. Слышатся мотивы радости и скорби, печали и просветления, покоя и тревоги, созерцания и дерзания, распознается сольное пение человеческого голоса, различимы звучания оркест­ровых инструментов, имитируемых органными трубами.

Неожиданные тембры органных регистров по-свое­му передают одни и те же мысли и чувства. Поражает в миниатюрах поступательное усиление звучаний или же содержательнейшее, мудрое пианиссимо. Слышатся ре­читативы и арии; драматические темы сменяются в цик­лах ликованием жизни, а изобразительная картина — танцевально-песенной народной темой. И всегда мы ощу­щаем духовнуюнаполненность баховских органных пре­людий, неисчерпаемость прекрасного!


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Жизнь замечательных людей

С Морозов... Б А Х... МОСКВА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЗВУЧИТ ОРГАН

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АРНШТАДТСКИИ ОРГАНИСТ
Наезженная дорога была не очень пыльной, повозка весело поскрипывала, Арнштадт издали выглядел при­ветливо в августовский солнечный день. Окруженному старой каменной стеной городку, каза­л

НАДЕЖДА НА ВОЛЬНЫЙ ГОРОД МЮЛЬХАУЗЕН
Весть пришла из Мюльхаузена. В начале декабря в этом городе скончался органист церкви св. Блазиуса (Власия). Это печальное известие о смерти почтенного музыканта и композитора, притом и поэта, в кр

ТРИУМФ АРТИСТА И РЕШЕТКА ГАУПТВАХТЫ
В ноябре 1716 года дошла весть до друзей Себастьяна о кончине в Ганновере философа и ученого Готфрида Лейбница. Вряд ли этот великий сын Германии знал что-либо об артистической игре и музыке Баха,

УДАР СУДЬБЫ
К исполнению должности при дворе ангальт-кётен-ского князя директор камерной музыки приступил Семья еще не разместилась в новом жилище, а Иоганн Себастьян уже отправился в Лейпциг. Мария Б

ПОЕЗДКА В ГАМБУРГ
Будто угадывая тревожное состояние Баха, еще в сен­тябре 1720 года его гамбургские доброжелатели присла­ли ему весть: в тамошней церкви св. Иакова освободи­лось место органиста. Может быть, и Нойме

ГОРЕ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ
Баху, конечно, доставило боль гамбургское происше­ствие. Рушились надежды на переезд в большой город, где можно было бы устроить старших сыновей в хорошую школу. Органная игра в Гамбурге в

БЕСПОКОЙНЫЕ БУДНИ
Подвластный курфюрсту Саксонскому, в сравнении с Дрезденом Лейпциг был городом провинциальным, хотя и университетским. Охранительные традиции были силь­ны, и буржуазия едва-едва начала выдвигать св

ДВА ПИСЬМА ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА
Решением магистрата Бах был взволнован. Если б и захотел, нелегко теперь ему было сняться с места и по-кинуть Лейпциг: большая семья, Фридеман постудил в университет, подрастают младшие. С

АННА МАГДАЛЕНА. ДРЕЗДЕНСКИЕ ДРУЗЬЯ
Ему шел пятый десяток. Уже были сочинены сотни кантат и инструментальных произведений, «Магнификат» и «Страсти». Он познал горечь столкновений с церковни­ками, феодальным и бюргерским чиновничество

СВЕТСКИЙ КАПЕЛЬМЕЙСТЕР
Вспомним тот день из юности Себастьяна, когда он принес в мюльхаузенское жилище первую напечатанную в типографии тетрадь нот, свою «выборную кантату» в честь городского совета. Она оказалась единст

ВЫСОКАЯ МЕССА
Писал ли Бах си-минорную мессу как преподношение королю и курфюрсту? Подобно «Страстям», жанр мессы был в течение веков канонизированной формой духовной музыки. Замысел мог возникнуть у Иоганна Себ

УТЕСНЕНИЯ ЧЕСТИ И НОВОЕ ГОРЕ
Документы подтверждают: именно когда создавалась вдохновенная музыка Высокой мессы, Иоганн Себастьян был погружен в изнурительные дрязги. Снова проступает «отсед» жизни, заслоняющий истину сокровен

ДОМ ПОЛОН МУЗЫКИ
В 1738 году появился в доме Баха двоюродный брат его, тридцатидвухлетний Иоганн Элиас. Сохранилась переписка Иоганна Элиаса с его родны­ми и Себастьяном. Кузен был лет на восемнадцать мо­л

В СТОЛИЦАХ У СЫНОВЕЙ. ГОЛЬДБЕРГОВСКИЕ ВАРИАЦИИ
Впервые Иоганн Себастьян почувствовал нездоровье, близость старости в 1741 году. Ухудшалось зрение: он всю жизнь не щадил глаз, работая до позднего часа при свечах; замечал в иное воскресенье устал

ПОСЛЕДНИЕ ГАСТРОЛИ
Каркало воронье в сумрачном зимнем небе над кир­кой св. Фомы, над островерхой крышей школы, над ого­ленными Апельскими садами. Пруссаки покинули город. У места гусарских биваков на

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Закат, но не тьма. Свет баховского гения не погасал в сознании мыслящих музыкантов, а по прошествии де­сятилетий вспыхнул новым всходом славы Баха в мире искусства. Еще раз обратимся к Аль

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. С. БАХА
Вокально-инструментальные произведения: около 300 духов­ных кантат (сохранилось 199); 24 светские кантаты (в их числе «Охотничья», «Кофейная», «Крестьянская»); мотеты, хоралы; Рождественская оратор

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ
1685, 21 марта (по грегорианскому календарю 31 марта) в тю-рингском городе Эйзенахе родился Иоганн Себастьян Бах, сын городского музыканта Иоганна Амвросия Баха. 1693—1695

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Б а з у н о в С. А. И. С. Бах, его жизнь и музыкальная дея­тельность. Спб., 1894. В е сс е л е р Г. Бах как новатор. Сб. «Избранные статьи музы­коведов Германской Демократической Республик

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги