КУЛЬТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ В ХIII-Х1V ВВ.

Со второй половины XIII в. новыми центрами культуры России становились Тверь, Москва, Нижний Новгород. Не теряли значения и старые города: Новгород, Псков, Владимир, Ростов. Тверскому княжеству принадлежит видное место в русской средневековой культуре. Строились церкви, мастера расписывали фресками их стены, создавали иконы, украшали миниатюрами. В конце XIII в. в Твери началось летописание. Развитию местной культуры немало способствовал князь Михаил Ярославич. Летописец восхищался его «любовью -к книжному научению». Особо подчеркивалось уважение князя к монахам и священникам, покровительство монастырям и церквям: «...вздавая честь епископам и попам, паче же любяще черньчский чин».

Высоким примером духовности служил первый тверской епископ Симеон, о котором летописец говорит: «...бяше учителен и силён книгам». При нём в Твери приступили к созданию летописного свода и возведению каменного собора.

Тверское летописание начинается с 1285 г., раньше, чем в других новых центрах Северо-Восточной Руси. Утверждение местной летописной традиции отражало рост самосознания тверитян и силу Тверского княжества. История Твери Представлялась авторам частью мировой истории.

Образцом для тверских летописцев послужили древнейшие киевские летописи и знаменитая «Хроника Георгия Амартола». В начале XIV вв. по заказу княжеского дома создан список этой «Хроники». Она представляла собой историческое повествование византийского монаха Георгия (IX в.), называвшего себя Амартолом, то есть «грешным». Сила и власть императора, определённая Богом, — одна из главных тем повествования. Эта идея была близка нескольким поколениям тверских князей, боровшихся за великое Владимирское княжение.

В 1285 г. в Твери начали строительство белокаменного собора во имя Спаса Преображения. Он возводился в кремле, на месте деревянной церкви Козьмы и Дамиана. Постройкой собора Тверь возрождала каменное строительство на Руси, прерванное на несколько десятилетий монголотатарским нашествием.

По-видимому, работы по сооружению храма выполняли мастера, приглашённые из владимирских земель, с участием тверитян. Собор имел 4 придела, в храм вели «высокие ступени церковные», двери его были «медяные», а полы «мраморны». Строительство собора завершилось в 1290 г. Он стал главной святыней Твери, символом величия города и княжества. Древний Спасский собор не сохранился, его разобрали в первой половине XVII в. и перестроили.

На рубеже Х1II-ХIV вв. складывалась самостоятельная тверская школа иконописи. В живописи, как и в архитектуре, Тверь обращалась к художественному наследию Киева и Владимира. Летопись неоднократно отмечает культурные связи с этими городами. Древнейшее из сохранившихся произведений — икона «Борис и Глеб», исполненная в последние десятилетия XIII в. Почитание сыновей киевского князя Владимира, злодейски убитых в 1015 г. по приказу их брата Святополка Окаянного, получило широкое распространение по всей Руси. Тверская икона — одно из самых первых изображений братьев. Она, возможно, воспроизводит ещё реальность их облика, запечатленную современниками князей на первых киевских иконах.

Киевские традиции ощутимы и в миниатюрах «Хроники Георгия Амартола». Текст тверской рукописи содержит 127 миниатюр, исполненных несколькими художниками. На одной из них
надпись: «Многогрешный раб Божий Прокопий
писал». Это единственное известное нам имя
из числа тверских художников княжеской эпохи.
Обращает на себя внимание одна из миниатюр —
Спас на престоле, рядом с которым изображены Михаил Ярославич и его мать Ксения. Интересен образ князя. Это подлинный портрет, выполненный современником. Особенности
сохранившихся тверских икон XIV в. показывают, что в княжестве существовало несколько художественных мастерских.

В XIV в. большое влияние на древнерусскую живопись оказывало искусство Византии и православного Востока. В живописи Твери видны традиции греческой и южнославянской
иконописи. Поддерживались постоянные связи с Константинополем, религиозным и культурным центром православия.
Из Твери туда посылалось много «милости оскудения
их ради», то есть богатые подарки, а в Тверь привозили произведения византийского искусства. В 1399 г. Константинопольский патриарх прислал Михаилу Александровичу икону «Страшный суд», которая произвела на князя сильное впечатление.

Ещё в 1240-е гг. Тверь пополнилась мастерами каменного
строительства и резьбы, ювелирами и художниками, бежавшими сюда из Владимирской земли во время монголо-тататарского
нашествия. Они привнесли на Тверскую землю новые художественные традиции. В свою очередь, после разгрома юрского восстания 1327 г. некоторые местные мастера уходили в Москву и Новгород.

Значительным сооружением Тверского кремля являлся княжеский дворец. В XIII в. его срубили из дерева, а в XIV в. отстроили заново, возможно, из белого камня.

Рубеж Х1V-ХV вв. стал временем оживления и подъёма тверского художественного творчества. Тверской епископ Арсений
основал в 1394 г. под Тверью Жёлтиков Успенский монастырь.
Первым храмом в нём была церковь во имя Антония и Феодосия
Печерских. Другим центром культурной жизни становился возникший в 1397-1398 гг. близ Твери Сретенский Саввин монастырь. Его возглавлял выходец из тверского боярского рода, ставший известным на Руси как Савва Вишерский.

Единственный памятник зодчества эпохи великого княжества Тверского, сохранившийся до наших дней, — церковь
Рождества Богородицы в с. Городня Конаковского района, заложенная в 1390 г. В ХIV-ХV вв. на этом месте располагался г.
Вертязин. Древняя церковь представляла собой небольшой
белокаменный куб. Он завершался огромным барабаном,
устремлённым вверх. До сих пор сохранился древний портал.

Дошедшие до нашего времени произведения живописи к архитектуры ХШ-ХГУ вв. — лишь фрагменты богатой и многообразной культурной жизни Твери.

 

§ 12. ПОСЛЕДНИЙ ВЕК САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

 

В 1420-1450-х гг. деятельность тверских князей, стремившихся к искоренению удельных смут и избегавших столкновений с сильной Москвой, принесла свои плоды. Тверь не только оставалась самостоятельной, но на некоторое время вновь стал одним из сильнейших русских княжеств.

Страшная эпидемия чумы охватила в 1420-х гг. все русские земли. «Мор бысть велик», — говорит летописец. Сильно пострадала и Тверь. Среди жертв эпидемии оказались тверские князья. В 1425 г. умер Иван Михайлович, а вскоре и наследовавший ему сын Александр. Княжение перешло к Борису Александровичу, внуку Ивана.

Новый князь укрепил свою власть и окончательно ликвидировал уделы. Следуя традиции союза с Литвой, Борис Александрович в 1427 г. заключил договор о взаимной помощи с великим Литовским князем Витовтом. Такой поддержкой князь старался обезопасить себя от возможной угрозы со стороны Москвы. Но помогать пришлось самой Литве На следующий год тверитяне приняли участие в литовском походе на Новгород. После смерти Витовта Борис Александрович поддержал претендента на литовский престол Свидригайло и не раз посылал на помощь ему тверское войско. В несколких
сражениях тверитян разбили.

В это время в Московском княжестве разгорелась борьба за престол между потомками Дмитрия Донского. Поначалу Борис Александрович никого не поддерживал. Тверь и Кашин стали прибежищем для недовольных и изгнанных всех противоборствующих сторон. Но когда начал побеждать Василий Васильевич, тверской князь около 1440 г. заключил с ним до»
говор. Тверь сохраняла равенство положений с Москвой, тверской князь именовался «братом» московскому. Тверь и Москва обязались вести согласованную политику в отношений татар и Литвы.

Выполняя условия договора, тверские полки участвовали в новгородском походе 1440г., предпринятом Василием. Пользуясь поддержкой Москвы и внутренними распрями в Новгороде, Борис Александрович в 1444-1445 гг. неоднократно разорял Бежецкий Верх и новоторжские волости.

Тем временем Василий был свергнут с московского престола и ослеплён Дмитрием Шемякой, за что получил прозвище «Тёмный». Он обратился за помощью к тверскому князю. В подтверждение московско-тверского союза его сын Иван, будущий Государь всея Руси Иван III, обручился с тверской княжной Марией Борисовной. Тверские полки выступили на стороне Василия. Борис Александрович даже прислал ему для захвата Углича пушки из Твери.

В знак мира и союза великий князь Московский уступил Тверскому княжеству Ржев. Жители города отказались подчиниться, и тверитяне осадили Ржев. Во время трёхнедельной осады «повеле князь великий Борис пушками бити град». И тогда город сдался. Литва, обеспокоенная сближением своего традиционного союзника с Москвой, решила вмешаться. В 1448 г. литовские отряды захватили Ржев и удерживали его более года, до заключения нового литовско-тверского договора.

В 1456 г. Москва и Тверь заключили новый равноправный мирный договор. Князья называли друг друга «братьями», обязались проводить общую внешнюю политику, «быть вместе на татар, ляхов и немцев». Соглашением предусматривалось, что тверской князь сохранял свободу самостоятельных отношений с Литвой и Золотой Ордой.



Борис Александрович скончался в 1461 г. Его 36+летнее
правление стало временем благополучия Тверского княжества.
Современник восклицал: "...воистину достоен есть великий
князь Борис Александрович венцу царскому». Это период активного строительства в Твери. В устье Тьмаки, напротив
кремля, в 1446 г. выросла крепость Любовен. Заново отстроили
и «великий град запустевший именем Кашин».

С ликвидацией уделов к середине XV в. Тверское княжество
стало единым. Расширились его международные связи. В 1438-
1439 гг. тверской посол боярин Фома принял участие во Флорентийском церковном соборе. В Твери создавались литературные произведения, в который прославлялась деятельность
князя Михаила Александровича, правившего Тверью во второй
половине XIV в.

Договор 1462 г. нового тверского князя Михаила Борисовича с Москвой подтвердил прежние обязательства обоих государств. Тверские полки участвовали в московских походах 1471 и 1477 гг. на Новгород, в результате которых Новгородская республика потеряла самостоятельность. В 1480 г. тверские отряды входили в состав русских войск, которые московский
князь Иван III привёл на р. Утру, чтобы преградить путь
татарам. С этого времени Русь окончательно освободилась от монголо-татарского ига.

С покорением Новгорода Тверь оказалась почти окружённой московскими владениями. В этих условиях она надеялась на помощь Литвы. В 1483 г. Михаил Борисович заключил договор о взаимной помощи с Казимиром IV, королём Польши и Литвы. Одновременно Тверь рассчитывала на заключение династического брака своего князя с внучкой Казимира.

Москва расценила действия Твери как измену. Зимой 1484- 1485 гг. Иван III организовал поход на Тверское княжество. Казимир не прислал помощь Твери. Не имея сил для сопротивления, Михаил Борисович отправил посольство в Москву с просьбой о мире. По новому договору тверской князь признавал себя «младшим братом» Ивана III и обязался порвать отношения с Литвой.

Понимая, что дни независимости сочтены, тверские бояре и служилые князья начали переходить в Москву. Новая попытка переговоров Михаила Борисовича с Литвой стала известна Ивану III, и в сентябре 1485 г. московские полки подошли к Твери. Михаил, видя свое «изнеможение», бежал в Литву. Горожане открыли ворота Ивану III.

Великое княжество Тверское окончательно утратило независимость. Его передали в управление Ивану Молодому, сыну Ивана III, а с 1497 г. включили в состав Московского государства.