КУЛЬТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ В XV - НАЧАЛЕ XVI ВВ.

Особенности культуры средневековых русских центров тесно
связаны с их экономическим и политическим положением.
К началу XV в. Тверь являлась крупнейшим после Москвы
княжеством Северо-Восточной Руси и поддерживала устойчивые связи с другими русскими княжествами.

В 1406 г. Тверском Жёлтиковом Успенском монастыре
завершилось строительство храма в честь Успения Богородицы.

Велось храмовое строительство в Старице. Из построек начала XV в. известна Никольская церковь. Её и возведённый
ранее Михаилоархангельский собор художники украсили
стенной росписью.

Вторым по значению после Твери центром княжества оставался Кашин. Первые десятилетия XV в. — время культурного
подъёма города. В 1425 г. на основе тверских летописей создан
Кашинский летописный свод. Стремясь к самостоятельности,
кашинцы чеканили собственную монету. В городе работали
строители, чеканщики, резчики, художники из Москвы.

Огромный вред застройке наносили пожары. Летопись приводит описание тверского пожара 1413 г., уничтожившего «князя
великого двор и весь град и стена вся». В числе сгоревших построек упоминаются 20 церквей. После пожара 1412 г. перестраивалась церковь Рождества Богородицы в Вертязине.

Сведения о средневековой городской планировке дают археологические раскопки. Исследования Тверского кремля,
Малого городища в Торопце, Нижнего городища в Торжке,
Старицкого городища выявили остатки жилых и хозяйственных построек, общественных зданий, мостовых.

В 1408 г., спасаясь от татарского набега на Москву, в Твери
нашли пристанище монахи из Троице-Сергиевой лавры и Иосифо-Волоцкого монастыря. Они принесли с собой предметы византийского и московского искусства, с которыми могли познакомиться местные мастера. В числе московских беженцев находился Епифаний Премудрый, крупнейший писатель с русского средневековья. С его приездом в Твери оказалось
Евангелие, украшенное миниатюрами работы Феофана Грека, знаменитого художника, выходца из Византии.

Среди письменных источников выделяется «Послание», направленное в 1415 г. Епифанием Премудрым из Троице-Сергиевой лавры
архимандриту Тверского Спасо-Афанасьева
монастыря Кириллу. В нём автор, отвечая на вопросы тверского архимандрита, подробно рассказал о храме Святой Софии в Константинополе, о «палатном письме», которым художник Феофан Грек расписывал здания в Москве.

Значительную роль в тверской духовной жизни играли связи с монастырями на горе Афон в Греции — крупнейшим центром православия. Тверские книжники работали в хранилищах рукописей на Афоне, составляли
списки произведений отцов церкви.

Несмотря на конфликты между московскими и тверскими князьями, отношения двух княжеств сохранялись и развивались. В пополнении библиотеки Тверской епархии участвовал московский митрополит Киприан. По инициативе тверского епископа Арсения в 1406 г. создан список
Киево-Печерского патерика — собрания сведений о святых.

При княжеском дворе и при епископе продолжалось летописание, были подготовлены новые редакции повестей о Михаиле Ярославиче и Михаиле Александровиче.

В круге литературных произведений XV в. особое место занимает «Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом
князе Борисе Александровиче». «Слово» содержит восторженное описание деятельности тверского князя.

Поводом к написанию «Слова» стало взятие турками в 1453 г.
Константинополя и уничтожение его как главного центра
православия. Столетиями Русь ориентировалась на духовную
и художественную культуру Византии. С падением Константинополя — «второго Рима» — Руси, по мысли автора «Слова»,
предстояло стать оплотом православной веры. Он считал, что именно Тверь достойна славы «нового Рима». Позже, в XVI в.,
эта идея легла в основу русской государственности.

«Слово похвальное...» сообщает о большом городском ^
строительстве, о художественных работах, развитии ремесла
и прикладного искусства. Известны имена мастеров-денежников Арефьева и Федотова. О специалисте по литью пушек
Микуле Кречетникове автор «Слова» сообщает, что «таков
бяше той мастер Микула Тверитянин, яко и среди немец
не обрести такова». У тверского князя работали умелые
мастера оружейного дела, ювелиры. Одним из шедевров
русского прикладного искусства является парадная рогатина князя Бориса Александровича. Её украшают серебряные пластины с резными рисунками тонкой работы. Великолепными произведениями иконописи XV в. по праву считаются образа «Кашинского иконостаса» и икона "Митрополит Пётр" из Тверского Отроча монастыря.

Присоединение Тверского княжества в 1485 г. к Московскому государству отразились на духовной жизни и искусстве тверских земель. Захват Твери войском Ивана III сопровождался вывозом художественных ценностей и архивов: «И тако великий князь Иван Васильевич взят град Тверь... и много богатства взя...». Интересно, что на чертеже Русского государства 1497 г. Тверь даже не обозначена.

Утрата независимости привела к уходу части тверских
мастеров в столицу и в другие города и монастыри. В Иосифо-Волоцком монастыре трудились тверские, кашинские и микулинские переписчики книг. Тверской строитель Ермола работал в Новгородском Хутынском монастыре в 1535-1536 гг., другие мастера участвовали в обустройстве Свенского монастыря под Брянском и в Волоколамске. Но в это же время
в Старице, Кашине, Калязине работали московские строители.

Значительные культурные ценности (храмовые постройки,
иконы, произведения прикладного искусства) создавались в Калязинском Троицком Макарьеве монастыре, основанном ещё в 1434 г. в устье Жабни.

В едином Московском государстве постепенно растворялись
самобытные тверские художественные традиции, местная
культура приобретала общерусский характер.

 

Глава III

В СОСТАВЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

§§ 18-19. ТВЕРСКИЕ ЗЕМЛИ