Вопрос № 15

Общественная мысль 30-50-х гг. XIX в.: особенности, основные воп­росы и направления.

1. Факторы, определявшие эволюцию общественного движения: кри­зис крепостнического строя, тормозившего развитие страны, что все яснее понимали мыслящие люди; неготовность правительства осуще­ствлять коренные реформы; влияние опыта общественного и эконо­мического развития европейских стран.

Общественное движение развивалось в условиях жесткого прав­ления Николая I, подавлявшего всякое инакомыслие. Отсутствие воз­можности свободной общественной деятельности привело к тому, что основной формой движения стали малочисленные кружки с неболь­шим количеством участников. Большое общественное значение при­обрели художественная литература и литературная критика.

2. Консервативное направление оформилось в идейном отношении раньше других течений общественной мысли. Его наиболее зна­чительными представителями стали историк М.П. Погодин, филолог С.П. Шевырез, известные журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Карамзина о преимуществах в России самодержавия и православия, о вреде немедленного освобождения крестьян, Погодин в середине 20-х гг. предложил концепцию само­бытности России. История нашей страны, считал он, основана на «веч­ном начале, русском духе», обеспечивающем отсутствие борьбы в об­щественной жизни. Этот народный дух воплощается в православии и самодержавии, его корни лежат в ненасильственном создании русской государственности в результате добровольного приглашения варягов древними славянами. Благодетельность самодержавия и крепостного права отмечал и Шевырев, также писавший о том, что Россия не зна­ет сословной вражды, а истоки русской истории лежат в православии. Действительную народность представители этого направления виде­ли в приверженности православию и самодержавию, характерной для русского народа.

Министр народного просвещения С.С. Уваров, используя неко­торые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформу­лировал основы «теории официальной народности»: самодержавие,

православие и народность как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защи­ту от пагубных революционных идей Запада.

3. Либеральными течениями в общественной мысли стали славяно­фильство и западничество. Славянофильство как течение обществен­ной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были лите­раторы и философы А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Развивая идею самобытнос­ти русской истории, славянофилы главной движущей силой счита­ли не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины.

Основные положения теории славянофильства: важнейшей харак­теристикой российского общества и Российского государства являет­ся народность, а в основе, самобытного российского пути развития ле­жат православие и национальный русский характер; в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению сла­вянофилов, избавляло российское общество от политической борь­бы, в которой погрязла Европа; основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности; Россия развивается ненасильственным путем; в России духовные цен­ности преобладают над материальными; Петр I насильственными ме­тодами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, законсерви­ровало крепостничество и породило социальные конфликты; крепо­стное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности).

Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятель­ности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Каве­лина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, В.П. Боткина, В.Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Основ­ные идеи западничества: Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада; необходимо ликвидировать ис­торическое отставание, восприняв опыт и духовные ценности Запа­да; в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданское общество и, в перспективе, установить кон­ституционную монархию; важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю; необходимо от­менить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп; сле­дует развивать образование и распространять научные знания; запад­ники основными методами своей деятельности считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России пу­тем реформ «сверху».