Архитектура клиент-сервер

Хотя данный раздел и не является подробным обзором архитектуры клиент-сервер, некоторые замечания по этой теме необходимо сделать, так как они напрямую относятся к выбору архитектурных решений для нашей системы.

Что можно отнести к категории клиент-сервер, а что нет, до сих пор является предметом жарких дискуссий [Также как и вопрос о том, что можно считать объектно-ориентированным, а что - нет]. В нашем случае будет достаточно определения решений на базе клиент-сервер как "децентрализованной архитектуры, позволяющей конечным пользователям получать гарантированный доступ к информации в разнородной аппаратной и программной среде. Приложения клиент-сервер сочетают пользовательский графический интерфейс клиента с реляционной базой данных, расположенной на сервере" [2]. Структура таких приложений подразумевает возможность совместной работы пользователей; при этом ответственность за выполнение тех или иных функций ложится на различные, независимые друг от друга элементы открытой распределенной среды. Берсон далее утверждает, что приложение клиент-сервер обычно можно разделить на четыре компонента:

• Логика представления Часть приложения, обеспечивающая связь с инструментами конечного пользователя. Таким инструментом может быть терминал, считыватель штрих-кодов или переносной компьютер. Включает функции: формирование изображения, ввод и вывод информации, управление окнами, поддержка клавиатуры и мыши.
• Бизнес-логика Часть приложения, использующая информацию, вводимую пользователем, и информацию, содержащуюся в базе данных, для выполнения транзакций, удовлетворяющих бизнес-правилам.
• Логика базы данных Часть приложения, "манипулирующая данными приложения". В реляционной базе данных подобные действия обеспечиваются с помощью языка SQL" (SQL, Structured Query Language, язык структурированных запросов).
• Механизмы обращения "Непосредственная работа с базой данных, к базе данных выполняемая СУБД... В идеальном случае механизмы СУБД прозрачны для бизнес-логики приложения" [3].


Один из основных вопросов при проектировании архитектуры системы состоит в оптимальном распределении узлов обработки в сети. Принятие решений здесь усложняется тем, что инструменты и стандарты для архитектур клиент-сервер обновляются с ошеломляющей быстротой. Архитектор должен разобраться, например, с POSIX (Portable Operating System Interface, интерфейс переносимых операционных систем), OSI (Open Systems Interconnection, связь открытых систем), CORBA (Common Object Request Broker, единый брокер объектных запросов), объектно-ориентированным расширением языка SQL (SQL3), и рядом специальных решений фирм-поставщиков типа OLE (Object Linking and Embedding, связывание и внедрение объектов) фирмы Microsoft [Именно по этой причине хорошие архитекторы информационных систем получают либо громадные деньги за свое мастерство, либо - массу удовольствия от самого процесса сборки многих разрозненных технологий в одно согласованное целое].

Но на архитектурные решения оказывает влияние не только обилие стандартов. Имеют значение и такие вопросы, как защита данных, производительность системы и ее объем. Берсон предлагает архитектору несколько основных правил проектирования приложении клиент-сервер:

Если нам удастся выбрать верные архитектурные решения и успешно реализовать их тактические детали, модель клиент-сервер даст системе целый ряд преимуществ. Берсон особо выделяет, что архитектура клиент-сервер:

Мы уменьшим этот риск, используя объектно-ориентированный подход к разработке.