Дополнительные понятия

То, что мы описали, составляет существенные элементы диаграммы объектов. Однако многие запутанные вопросы разработки требуют некоторого расширения используемых обозначений. Мы предупреждали при описании диаграмм классов и хотим подчеркнуть опять: дополнительные понятия должны использоваться только при необходимости.

Роли, ключи и ограничения. Выше мы говорили, что на диаграмме классов при изображении ассоциации рядом с нею может быть написана ее роль, обозначающая намерение или мощность связи одного класса с другим. Для некоторых диаграмм объектов полезно заново написать эту роль при указании связи между объектами. Такая метка помогает объяснить, почему один объект оперирует над другим.

Рис. 5-26 дает пример использования этого дополнительного обозначения. Здесь мы видим, что некоторый объект класса PlanAnalyst заносит информацию об определенном посеве (Crop) в анонимный объект CropEncyclopedia (энциклопедия посевов) и делает это, пока находится в роли Автор.

Используя те же обозначения, что и для диаграммы классов, мы можем указать ключи или ограничения, ассоциированные с объектом или связью.

Поток данных. Как было описано в главе 3, данные могут передаваться по или против направления посылки сообщения. Иногда явное указание направления передачи данных помогает объяснить семантику конкретного сценария. Мы используем для этого значок, заимствованный из обозначений структурного проектирования. На рис. 5-26 дан пример его использования: здесь показано, что после завершения сообщения insert (вставить) возвращается значение succeeded (успех). Передаваться и возвращаться может либо объект, либо значение.

Рис. 5-26. Роли.

Видимость. В некоторых запутанных сценариях полезно указать точно, насколько один объект видит другие. Ассоциации на диаграммах классов обозначают семантическую зависимость между классами, но не указывают точно, насколько их экземпляры видят друг друга. С этой целью мы можем украсить связи на наших диаграммах значками, иллюстрирующими видимость одного объекта другим. Эта информация важна и для инструментальных программ, генерирующих код, или наоборот, восстанавливающих по коду логическую модель.

Рис. 5-27 уточняет рис. 5-25 и содержит несколько украшений, дающих информацию о видимости. Они похожи на украшения для физического вхождения на диаграмме классов. Внутри этих украшений помещены буквенные обозначения типа видимости.

Например, канал связи от объекта PlanAnalyst к утилите классов PlanMetrics помечен буквой G; это значит, что утилита класса глобальна. Объект C по-разному виден объекту PlanAnalyst и объекту GardeningPlan: с точки зрения первого объект с класса GrainCrop виден как параметр некоторой операции (обозначается буквой P); с точки зрения второго C виден как атрибут или поле, то есть как часть агрегированного объекта (обозначен буквой F (field)).

Вообще, для указания видимости могут быть использованы следующие обозначения:

В соответствии с украшением для физического вхождения, украшение для видимости представляет собой незакрашенный квадратик с буквой (если объект используется совместно) или закрашенный квадратик с буквой (если он не используется совместно). Если украшение видимости не указано, это означает, что решение о точном типе видимости осталось не уточненным. На практике эти украшения прилагаются только к нескольким ключевым каналам связи на диаграмме объектов. Наиболее часто эти украшения указываются для отношения "часть/целое" (агрегация) между двумя объектами; второе наиболее общее их использование - для представления объектов, которые по сценарию диаграммы посылаются как параметры.

Рис. 5-27. Значки видимости.

Активные объекты и синхронизация. Как отмечалось в главе 3, некоторые объекты могут быть активными, то есть им отводится отдельный поток управления. Другие объекты могут существовать только в однопоточной среде. Третьи, будучи по природе однозадачными, гарантированно переносятся в многопоточную среду.

В каждом из этих случаев мы должны ответить на два вопроса: как выделить активные объекты, управляющие сценарием, и как представить различные формы синхронизации объектов.

Ранее, говоря о дополнительных элементах спецификаций класса, мы заметили, что есть четыре типа семантики: последовательная, защищенная, синхронизированная и активная. По существу, все объекты класса наследуют соответствующую семантику класса; все объекты считаются последовательными, если явно не указано обратное. Мы можем явно показать многозадачную семантику объекта на диаграмме объектов, указав в левом нижнем углу значка объекта одно из слов sequential, guarded, synchronous или active. Например, на рис. 5-28 мы видим, что объекты H, C и некий экземпляр класса EnvironmentalController - активные. Немаркированные объекты, такие как L, считаются последовательными.

Символ синхронизации сообщений, введенный ранее (простая стрелка), представляет обычную последовательную передачу сообщения. Однако, при наличии нескольких потоков управления мы должны указывать и другие формы синхронизации. Пример на рис. 5-28, возможно, несколько надуманный, иллюстрирует различные типы синхронизации сообщений, которые могут появиться на диаграмме объектов. Сообщение turnOn() (включить) - пример простой посылки сообщения; оно изображается простой стрелкой. Семантика простой посылки сообщения гарантирована только в однопоточной среде. Остальные сообщения из этого примера используют некоторые формы синхронизации процессов. Все такие дополнительные виды синхронизации применяются только к серверам, которые не являются последовательными.

Рис. 5-28. Активные объекты и синхронизация.

Например, сообщение startUp() - синхронизированное, то есть клиент будет ждать до тех пор, пока сервер не примет сообщение. Посылка синхронизированного сообщения эквивалентна механизму свиданий задач в языке Ada (rendezvous). В случае сообщения isReady() клиент отложит сообщение, если сервер не сможет его немедленно обработать. Сообщение restart() будет отложено клиентом, если сервер не может его обработать за указанный промежуток времени.

В каждом из трех последних случаев клиент должен ждать, пока сервер обработает сообщение, или отложить пересылку, после чего может быть возобновлено управление. Сообщение failure имеет другую семантику. Это пример несинхронизированного сообщения, которое подразумевает, что клиент посылает событие серверу для обработки, сервер ставит сообщение в очередь, а клиент продолжает работать. Такие асинхронные сообщения сродни прерываниям.

Расписание. В программах, имеющих ограничения по времени, важно отслеживать чистое время с момента начала каждого сценария. Для обозначения относи тельного времени (в секундах) мы ставим знак плюс. Например, на рис. 5-29 сообщение startUp() вызывается в первый раз спустя 5 секунд после начала сценария далее, через 6.5 секунд после начала сценария следует сообщение ready() и затем, спустя 7 секунд после начала сценария, - сообщение turnOn().