Критскую цивилизацию открыл Артур Эванс в конце 19 века

Началом античности является крито-микенское искусство.

Критскую цивилизацию открыл Артур Эванс в конце 19 века.

Критская цивилизация светская. Храмов не было, только дворцы. Например дворец Миноса. Самый большой дворец – Кносский. При раскопках были найдены вазы, так открыли стиль Камарес. Светский характер искусства. Когда погибла эта цивилизация от землятресения, ахейцы пришли с материковой части полуострова. Микенскую цивил. открыл Генрих Шлиман. Это более военизированная культура. Цель всегда была захватническая. Крепостная, т.к. города были обнесены крепостями. Позже такие города стали называть акрополями. Вход в акрополь Микен, называвшийся Львиными воротами, был украшен плитой с изображением двух львиц. Знаменитые Микены. Цивил. известна своими гробницами – шахтовыми и купольными. Она дала толчок греческой культуре.

 

Кносский дворец

"Львиные ворота" в Микенах. XIV в. до н. э.

 

Парижанка Фреска кносского дворца

 

 

Искусство Древней Греции. Носит гуманистичекий характер, обращена к человеку, причем к свободному гражданину( проникнута верой в красоту и величие человека). Культура пронизана греческой мифологией. Все скульптуры это мифологические образы богов.

 

Гомеровский период античности

Его называют "гомеровским периодом", так как основным источником информации об этих временах являются сочинения Гомера, "Илиада"…   Фрагмент дипилонского кратера. Дипилонская ваза

Архаический период VII-VI века до н. э.

Началом периода античности принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н. э.

Архитектура

Дальнейшим шагом в развитии архитектуры храма был простиль. На переднем фасаде простильного храма были размешены четыре колонны. В храме… В VII веке до н. э. возникли архитектурные ордеры. В здании, построенном в… Колонны дорического ордера разделены вертикальными желобками - каннелюрами, увенчаны простой капителью и стоят…

Декоративная скульптура

  Курос Кора Куросы ставились в честь победителей, либо на могилах воинов. В архаике пластичность сменяет схематизм. Предельная…

Живопись и вазопись

Развитие вазовой росписи шло от схематизма к сюжетному характеру. В начале появился ориентализирующий или ковровый стиль. Далее утверждается… Родосская ваза (ковровый стиль) Коринфская ваза Крупным центром производства ваз был Коринф. Нередко изготовлялись сосуды причудливой формы в виде фигурки…

Классический период VI-V вв.до.н.э

Во время греко-персидских войн начался первый этап развития классического искусства - ранняя, или строгая классика, - продолжавшаяся всю первую треть V века до н.э. Поиски реалистического изображения человека, и правдивой передачи движения. Стремление к гармоничности и соразмерности, почитавшейся за основное достоинство произведения. В архитектуре наибольшее распространение получают храмы дорического ордера, соответствующие духу гражданственности. Прославленным сооружением этого периода был храм Зевса в Олимпии, его создал зодчий Либон.

 

Храм Зевса

 

Мраморные статуи Храма Зевса

 

 

Геракл и критский бык (метопа) Возничий

В мифологических образах прежде всего раскрывается идеал силы и красоты реального человека, не только внешней, но и внутренней. Впервые человек выступает как божественный хозяин и господин природы, прежде всего своей собственной, т.е. своих чувств и желаний.

Всемирно известный "Возничий". Победитель в беге на колесницах стоит во весь рост, и подобен колонне. Прямолинейность фигуры несколько архаичная, но являет образ совершенства, образ прекрасного человека вообще. На смену условности пришла конкретность. В этом завоевание классики и смысл перехода к новым формам. Мраморные статуи фронтонов храма Зевса в Олимпии. Красноречивый язык жестов и поз. В тему торжественного настроения вплетаются ноты настороженности, предчувствия неожиданной беды. Подлинно классические образы, внутренне эмоциональные и страстные, внешне сохраняют возвышенное спокойствие. На метопах подвиги Геракла. Хотя в статуях показаны исторические личности, портретности нет в их лицах, настолько чувства и мысли греков были проникнуты духом общественности. Скульптор Мирон любил изображать энергичное действие. В статуе Дискобола воплощено физическое напряжение атлета, и волевая сосредоточенность: лицо исполнено властной энергией, но в то же время спокойно. Движение скрыто в совершенном равновесии, впечатление резкости мгновенной остановки. Мирон был новатором, смело и решительно отвергшим традиции архаического искусства.

 

Дискабол Мирона

 

Высокая классика

Афины становятся центром культурной жизни. При государственном деятеле Перикле был построен Акрополь в честь победы над персами. Храм Ники Бескрылой. Автор Калликрат. Первая половина 5 в. При взгляде на Акрополь видны два архитектурных объема: слева крупные и массивные ворота Пропилеи, справа легкий и небольшой храм, посвященный Нике Бескрылой. В дни праздников в пропилеи проходили многолюдные процессии. Мнесикл впервые смело совместил в одной постройке два различных ордера. Внешние дорические колонны, но под кровлей ворот изящная ионика.

В архитектуре Парфенона верхняя часть не такая тяжелая, как в зданиях архаики. Парфенон не производит впечатления суровой мощи. Ощущение, естественности усилия, которое испытывают колонны, несущие верх храма. Дорические колонные окружали стены храма. В облике Парфенона нет прямых линий и правильных плоскостей, поэтому он кажется таким живым, будто выросшим из каменной глыбы Акрополя. Снаружи храм Афины был украшен метопами с рельефными изображениями. Зодчие Иктин и Каликрат.

 

 

Фидий. Рельеф Парфенона

 

Пропилеи Храм Ники Бескрылой

Стремление изобразить прекрасного, гармонически развитого человека лежало в основе творчества скульптора Поликлета. В его статуе Дорифор, где показан победивший на состязаниях юноша, спокойно стоящий с копьем на плече, показано стремление обобщить, раскрыть в конкретном образе общие моменты действительности. Нет портретных черт, но этот образ - идеал доблестного гражданина эллинского города-полиса. Поликлет создал не дошедшее до нас сочинение - "Канон" о человеческом теле в скульптуре. Поздняя статуя Поликлета Диадумен - атлет, повязывающий на голову победную ленту. Юноша более строен, нежели Дорифор, дальше отставлена нога и сильнее выдвинуто бедро, сложнее положение рук. Переданы ликующие чувства победы, гордости и торжества.

Великим скульптором классики был Фидий. Он мог показать движение в одежде!!! Через складки одежды создается иллюзия всех движений!

Полигнот –живописец 5 в.до н.э. Наибольшей популярностью пользовались картины, написанные Полигнотом в Лесхии.

 

Дорифор Диадумен

 

 

Метопа с фриза Парфенона Афина Парфенос

 

 

Панафинейская процессия, фриз Парфенона

Панафинейская процессия в целом является обобщенным изображением празднества. Статуями были украшены фронтоны Парфенона.

 

Фрагмент скульптуры восточного фронтона Парфенона

Богини судьбы «Мойры»

В этих образах есть некая интимность, слитая с общечеловеческим, великое выражено в простом, обобщение в конкретных живых формах. В целле храма стояла двенадцатиметровая статуя Афины - произведение Фидия. Драгоценные камни - сапфиры помещались в глазницах. На правой ладони, покоившейся на колонне, стояла статуя богини Победы Ники. Левая рука Афины опиралась на щит с изображением битвы греков с амазонками.

Переход к поздней классике

В конце V века до н. э. идеалы общества времен Перикла утрачивают смысл.

Прекрасное стремятся найти в роскоши, украшениях, и наслаждении. Возникал интерес ко всему особенному, неповторимому, индивидуальному. Развитие реалистических тенденций. В конце V века до н. э. строился Эрехтейон, храм Афины, Посейдона и Эрехтея (царя). Эрехтейон сложен и асимметричен. Ионический ордер. С трёх сторон храм имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кор (кариатид) на южной стороне. Шесть стройных мраморных девушек - знаменитые кариатиды - выполняют роль колонн.

 

Южный портик Эрехтейона

Коринфская капитель была большим новшеством. В дальнейшем нарядная коринфская капитель, подчеркивающая красоту форм, стала широко использоваться зодчими поздней классики и эллинизма.

Произведения конца V века пронизаны драматической выразительностью.

Творчеством трёх крупнейших мастеров-новаторов: Скопаса, Праксителя и Лисиппа определяется развитие скульптуры поздней классики. Скопас создал свой особенный стиль. Пафос, взволнованность чувств характерны для его произведений. Его искусство несло противостояние и борьбу, трагический конфликт между личной судьбой и долгом. Другие настроения выражал в своих произведениях Пракситель. У него доминируют покой, нега, мечтательная задумчивость, обнажённые богини, женственные юноши. Он создал новый идеал женской красоты, его образ прекрасной обнажённой богини освободился от торжественной величавости, свойственной женским изображениям предыдущего времени.

 

Скопас. Менада. Отдыхающий сатир. Пракситель

 

Аполлон Сауроктон .Пракситель Венера Книдская .Пракситель

Лисипп был одним из портретистов античности. Он отходит от типизации, стремится к раскрытию в образе портретируемого его внутренней сущности. Лисиппу чужда была и идеализация образа. Его ученик создал одно из семи чудес света – Колосс Родосский.

Леохар – древнегреческий скульптор, работал со Скопасом. Показал только лишь каноны, правила знания тела, но не внутренний мир.

 

Аполлон. Леохар.

 

Эллинизм

Маяк   Александрия основана Александром Македонским.

Римский период.

    Триумфальная арка Колонна Траяна