Билет 4. (1) Искусство Египта периода раннего царства.

(Видимо, она объединяет понятия Додинастического и Раннего периодов, поэтому даю оба)

Периодизация

(по Матье М.Э. Искусство Древнего Египта.)

1. Додинастический период. Кон. 5 - 4 тыс. до н.э. Объединение Верхнего и Нижнего Египта. Ок. 3000 г. до н.э.

2. Раннее царство. Нач. 3 тыс.до н.э. (с 3000 по 2800 гг.до н.э.)

3. Древнее царство. 3-е тыс. до н.э.

4. Среднее царство. 21 в. – 18 в. до н.э.

5. Новое царство. Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э.

6. Позднее время. 11 в. – 9 в. до н.э.

7. Эллинистический Египет. 332 г. до н.э.(завоевание Александром Македонским) – 30 г. до н.э.

 

Додинастический период

Кон. 5 - 4 тыс. до н.э.

 

 

Уже во времена додинастического периода древние египтяне, жившие родовыми общинами, особенно тщательно оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине.

В изобразительном искусстве этой поры постепенно начинает складываться система определенных способов передачи окружающей действительности – древнеегипетский стиль. Это хорошо прослеживается по важной для истории искусства группе памятников – плиткам с рельефными изображениями. Небольшие плоские каменные пластины служили для растирания и перемешивания красок, применявшихся во время культовых обрядов.

Первый памятник, очень ясно показывающий сложение древнеегипетского стиля, и имеющий общегосударственное значение – плита Нармера.

 

Рисунок 1.Плита (палетка) фараона Нармера. Ок. 3000г. до н.э..Шифер. 64 см.

Она относится к важному времени формирования египетской цивилизации и возникновению первого древнеегипетского государства.

Плита сделана в ознаменование объединения Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта в единое государство.

После победы царь Менес основал новую столицу в Мемфисе, на границе двух стран, что позволяло ему успешнее править объединенным государством.

Плита дошла до нас от его преемника Нармера.

Содержание:

На одной стороне царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне.

На другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания.

В этом памятнике уже можно проследить основные черты складывающегося древнеегипетского стиля:

- Ярусная композиция (важный символ порядка мироздания и социальной системы);

- Сложение законченной композиции с композиционным центром (принцип доминанты и соподчинения)

- Выразительность силуэтов. Принцип изображения человека на плоскости - голова и ноги в профиль, туловище в анфас.

- Последовательность ,симметрия, грамотное построение пропорций в изображении фигур.

- Отдельные фигуры делаются большими, чем остальные, чтобы подчеркнуть их важную роль.

Фигуры силуэтные и целиком принадлежат плоскости. Позволяет смотреть на человека одновременно с двух ракурсов, стоя на одном месте.

В плите заключена концепция «герой» - отождествление героя с правителем.

 

Раннее царство

С 3000 по 2800 гг. до н.э.

Древнейшие памятники - керамика и каменные сосуды.

Рисунок 2.Миска с изображением охотника и собак и высокий сосуд с изображением ладьи и паруса

Архитектура