Древний Китай.

Мэи-Цэы (Учитель Мэн)

 

Древнекитайский философ (приблизительно 372-289 гг. до н.э.). Книга, названная его именем, содержит мысли его самого и его учеников, а также другие тексты (не позднее III в. до н.э.).

(Мэн-Цзы) сказал: "Когда зерно меняют на орудия и утварь, это не наносит ущерба гончарам и литейщикам. Когда гончар и кузнецы также меняют орудия и утварь на зерно, разве это наносит ущерб земледельцам? Почему же учитель Сюй не сделался гончаром и литейщиком, тогда все необходимое он брал бы из своего дома? Почему он часто вступает в обмен с различными ремесленниками? Разве его не беспокоят (связанные с этим) хлопоты?

(Чень Сян) ответил: "Когда занимаются различными ремеслами, то никак невозможно возделывать землю".

"Гю Юй" ("Речи царств") – исторический памятник, освещающий события в восьми царствах Древнего Китая с десятого по пятый век до нашей эры.

(Хуань-гун) спросил: "А как же следует поселять людей просвещенных, земледельцев, ремесленников и торговцев?"

Гуань-цзы ответил: "В древности мудрые правители поселяли людей просвещенных в уединении, ремесленников - поблизости от казны" торговцев – на рынке, земледельцев – в полях.

... Если торговцы будут жить все вместе, то, учитывая времена года, они будут проверять свои товары, чтобы обеспечить торговлю на рынке. Они будут переносить товары на себе или запрягать в повозки быков и лошадей с тем, чтобы эти товары распространялись повсюду. Они будут менять то, что имеют, на то, чего не имеют, покупать по низкой цене и продавать по высокой, занимаясь этим с утра до вечера. Поучая своих детей и младших братьев, они будут говорить о выгоде и "оказывать друг другу барыши, чтобы стать опытными в торговле; этим они будут постоянно заниматься с детства. Их сердца будут спокойны, ибо, не видя ничего иного, они не будут к нему стремиться. Поэтому поучения отцов и старших братьев будут естественными, а стремление сыновей и младших братьев к учению без труда увенчается успехом. По этой причине дети торговцев всегда будут также торговцами.

Сюнь-цзы (ок. 313 – ок. 238 гг. до н.э.)

Выдающийся китайский философ. Его учение завершает собою ранний "классический" этап древнекитайской философии. Взгляды Сюнь-цзы оказали большое влияние на развитие экономико-политической доктрины ортодоксального конфуцианства.

Законы вана (предлагают следующее): он устанавливает разряды обложений, правильно ведет дела, совершенствует вещи и тем самым содержит народ. Земельный налог составляет урожай с одной десятой земли; на заставах и рынках проводят лишь досмотр товаров, но не взимают сборов; ...запрещают или разрешают охоту... и (рыболовство)... но не облагают (эти промыслы) налогом. ... Установлены различные пошлины (на, товары) в зависимости от величины (проделанного ими) пути; без ограничений обращаются товары и продукты, хлеб и рис, в результате чего продукты из различных мест могут свободно передвигаться, словно люди, живущие между четырьмя морями, (которые) составляют одну семью... Вот что называется быть старшим над людьми, вот что такое законы вана...

Сейчас дела обстоят не так: стремятся накапливать больше денег и тем самым отнимают (у народа) его имущество, увеличивают налоги с полей и тем самым отнимают (у народа) пищу; взимают непомерные поборы на заставах и рынках и тем самым тормозят обмен.

Древнекитайская философия: Собрание текстов: В 2 т. М, 1972. Т. 1; 1973. Т. 2.