ЛОГИКА-ЭТИКА, СЕНСОРИКА – ИНТУИЦИЯ.

В нашей психике работает система ограничителей, которая, с одной стороны, отсеивает ненужную информацию, а с другой — нацеливает на определённый род деятельности, необходимый для жизни социума.

Люди наделены всяческими способностями в различной степени. Какая-то ориентация обычно преобладает. В соответствии с этим можно выделить:

1) мыслительный тип, 2) эмоциональный тип, 3) ощущающий тип, 4) интуитивный тип.

Каковы в самом общем виде их свойства?

Мыслительный тип (логик) воплощает человек, для которого определяющим является объективный мир; мир иерархии и порядка, закономерных связей и чётко выстроенных конструкций.

Его интересы могут быть сосредоточены на изобретении новых машин и механизмов, он может быть поглощен созданием научных теорий или размышлять об устройстве мироздания, но редко его интересует мир человеческих отношений. В людях он ценит прежде всего деловые качества; надёжность, предсказуемость, верность взятым на себя обязательствам.

Аргументами доказательств могут быть только проверенные факты. Если он почему-либо оказывается в ситуации, когда невозможно обойтись без эмоционального отклика, он использует принятые в обществе стереотипы эмоционального проявления, у него стандартный набор жестов, улыбок; если же ситуация оказывается неординарной, он испытывает замешательство.

Эмоциональный тип (этик), напротив, ориентирован на отношения с другими людьми. Теории и конструкции его интересуют меньше всего, а больше — вопросы добра и зла, любви и ненависти, этические и нравственные проблемы.

Эмоциональный тип легко внушаем; мнения окружающих могут для него быть вескими аргументами в принятии того или иного решения. Это особенно справедливо, если аргументы построены на логических доводах; здесь он чувствует себя неуверенно и старается придерживаться норм, принятых в обществе. Ему самому трудно решить, насколько истинно то или иное утверждение о мире объектов, идей, устройстве мироздания.

В проявлениях своих эмоций он, напротив, весьма свободен, использует широкий спектр эмоциональной выразительности. В силу этого он может легко и безошибочно устанавливать психологическую дистанцию в общении, здесь он ориентируется на то, как человек говорит, каковы его жесты, выражение лица, паузы, интонации...

Мыслительная и эмоциональная способности человека связаны обратной зависимостью: сильно выраженный мыслительный тип, как правило, мало эмоционален, и наоборот,— ярко выраженный представитель эмоционального типа лишь в слабой степени обладает свойствами мыслительного типа. Здесь мы, таким образом, имеем дело с альтернативой, которую в соционике принято называть «дихотомия».

В соционике юнговские термины заменены следующим образом: вместо «мыслительный тип» — логик, вместо «эмоциональный тип» — этик. Мы не будем обсуждать целесообразность такой замены, а лишь констатируем, что эти термины прижились в соционике.

Логик – ориентирован на объективную реальность, физические законы мироздания, процессы производства, ради дела может проявить твёрдость, ценит профессионализм.

Этик – человек эмоциональный, хотя внешне не обязательно проявляет свои чувства. Зависим от мнения окружающих, легко втягивается в эмоциональные конфликты, умеет правильно выбрать психологическую дистанцию общения.

Перейдем к следующей дихотомии.

Ощущающий тип (сенсорик) характеризует человека, который живет, как говорят психологи, «здесь и теперь». Его внимание постоянно направлено на все то, что его окружает, его восприятие исключительно конкретно, он легко замечает всякие мелкие изменения в обстановке. Он чувствителен к комфорту и уюту, которые, как правило, легко организует вокруг себя, поскольку к этому стремится.

Такому человеку легко переключить свое внимание от любых неприятностей — для этого достаточно сменить обстановку. Ему трудно ждать, когда наступит благосостояние. Ему надо получить желаемое сегодня (еще лучше — сейчас). Его девиз — действие. Для него характерны умение быстро переключаться, следовать за изменениями обстоятельств и легко приспосабливаться к этим изменениям.

Интуитивный тип (интуит), в отличие от ощущающего, интегрирует непосредственные впечатления в образы, символы. Он может, отстраняясь от отвлекающих внешних мелочей, «увидеть» глубинную суть процессов или явлений. Поэтому внешние проявления всего сущего — для него лишь толчок, чтобы пробудить фантазию, инициировать его к изобретению нового, к прогнозам на будущее. Так же легко он может уйти мыслями в прошлое, подчас переживая его заново, как будто это происходит с ним снова и снова. В обыденной жизни он может оказаться рассеянным, не замечать того, что происходит вокруг, поскольку его мысли принимают произвольное направление, быстро отрываясь от непосредственных впечатлений. Такому человеку чрезвычайно трудно выполнять рутинную работу, поскольку при каждом повторе одного и того же действия его тянет привнести в это действие что-то новое, отличное от прежнего, хотя это новое не всегда может оказаться лучше, чем хорошо проверенное старое.

В соционике вместо юнговских понятий: «ощущающий тип», «интуитивный тип» приняты обозначения — сенсорик, интуит. Здесь, так же, как в случае с парой логик-этик, мы легко можем заметить обратную зависимость. Сенсорик, чье внимание целиком занято конкретными предметами окружающего реального мира, вряд ли будет сколько-нибудь долго погружаться в мечты и фантазии. Интуит, соответственно, не будет утруждать себя разглядыванием подробностей предметного мира,— образ ему дороже реальности.

Сенсорик – воспринимает мир конкретно, живет «здесь и теперь», ценит комфорт и умеет его создать, стремится к практической деятельности, предпочитает получать результаты своего труда в материальном воплощении.

Интуит – характеризуется целостным восприятием действительности, мечтатель и романтик, экспериментатор и генератор множества идей, порой неосуществимых. Бывает рассеян, непредсказуемые возможности предпочитает реальной выгоде.

Уже этих сведений нам достаточно, чтобы прийти к важны выводам. Поскольку оси логика-этика и сенсорика-интуиция не зависимы друг от друга – расположим их на плоскости, перпендикулярно друг другу. Тогда получится четыре области, в которых сильны только две стороны:

I – ПРАКТИКИ – это те, у кого сильны логика и сенсорика;

II – ИССЛЕДОВАТЕЛИ – у кого сильны логика и интуиция.

III – СОЦИАЛЫ – соответственно, с сильными этикой и сенсорикой;

IV – ГУМАНИТАРИИ – наименее практичные люди, с сильными этикой и интуицией.

  Сенсорика Интуиция
Логика ПРАКТИКИ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Этика СОЦИАЛЫ ГУМАНИТАРИИ