Творческий путь Сергея Есенина.

«…Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный Природой исключительно для поэзии…» - так образно сформулировал свои впечатления М.Горький, потрясенный авторским исполнением «Песни о собаке».

С птицей, поющей без напряжения, без усилий сравнивал поэта Серафимович.

Скульптурный портрет, читающего свои стихи Есенина, создал близкий друг Сергея, народный художник тезка Есенина, Сергей Коненков. Коненковский Есенин – само вдохновение: буйно разметались волосы, закинута за голову крылатая рука, во взоре неистовая, опьяняющая, острая до боли радость творца.

Стихи С.Есенин начал писать рано, лет с девяти. Поэтический талант был, как говориться, дарован Богом. Но развитие этого таланта большое влияние оказала песенная народная среда, в которой он рос. Как вспоминал Есенин, «к стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец даже слагал их, в детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии». Толчки давала бабка, она рассказывала очень много сказок.

Некоторые сказки были с плохим концом, Сережа переделывал их на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

В стихотворении «Мой путь», написанном в 1925 г., Есенин вспоминал:

Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся

От сонма чувств

Вскружилась голова

И я сказал:

Коль этот зуд проснулся

Всю душу выплесну в слова.

Николай Сардановский, друг поэта, вспоминал, что Есенин впервые показал свои стихи в 1910г., их было у него очень много. Первые стихи Есенина были описательными и отчасти лирическими. Главное место в этих стихах занимало описание сельской природы. В январе 1914 г. в журнале «Мирок» было напечатано первое стихотворение Есенина «Береза».

В марте 1915 г. Есенин приехал в Петроград. На второй день, своего пребывания в Петрограде, Есенин отправился к А.Блоку. В своем дневнике А.Блок оставил запись: «Крестьянин Рязанской губернии 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные», он тут же написал рекомендательное письмо поэту С. Городецкому. Тогда на его квартире собирались почти все поэты. О Есенине заговорили, его начали печатать чуть ли не нарасхват.

Городецкий познакомил Есенина с Николаем Клюевым, который своим творчеством примыкал вплотную к былинам и духовным стихам Севера. Клюев сильнее всех стал влиять на поэзию С. Есенина.

«Кудрявенький и светлый, в голубой рубашке, в поддевке и сапогах в гармошку», предстал С.Есенин перед А.М.Горьким в 1915г.

В январе 1916 г. вышла первая книга стихов «Радуница». Название книга получила от старинного русского праздника: в этот весенний день ликования природы, радость бытия затуманивается тихой печалью «…о невозвратных и далеких…».

Первое издание «Радуница» включает 15 стихотворений: «Микола», «Инок», «Богомолки», «Калики», «Шел Господь пытать людей в любови…» и другие. В одном из «Предисловий» к своему изданию Есенин пишет: «Некоторые этапы моего творчества требуют пояснения. Самый щекотливый этап, это моя религиозность, которая очень отчетливо отразилась на моих ранних произведениях. Литературная среда 13-14-15 годов, в которой я вращался, была настроена, как мой дед и бабка, поэтому мои стихи принимались с большим смаком, от которого я сейчас отпихиваюсь руками и ногами. Я не религиозный человек и не мистик. Я реалист и романтик. Моя романтика самая настоящая, земная. Я просил бы читателей относиться к моим Исусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии. Отрицать я в себе этого этапа вычеркиванием не могу, так же как все человечество не может вычеркнуть 2000 лет христианской культуры. Главное в моих стихах лирическое чувствование и образность. Образ есть основа русского духа и глаза. Я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах».

Прочитав в детстве «Слово о полку Игореве», Сергей был потрясен образностью этого произведения. «Вот откуда может быть начало моего имажинизма».

Имажинизм (образность) – это течение в поэзии, которое возглавлял в начале века Сергей Есенин. Символизм возглавлял Александр Блок, а футуризм – Владимир Маяковский.

Для Есенина природа, это вечная красота и вечная гармония мира.

Природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Возвышенно – просветленно и благостно воздействуют на нас его стихотворения.

Спит ковыль. Равнина дорогая.

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

………………………………………………………………

Свет Луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Живые и трепетные картины природы в стихах Есенина учат любить и хранить мир земной красоты. Они способствуют формированию нравственных основ нашего характера и нашего гуманистического мировоззрения. В стихах: «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица», «Табун» речь идет не о человеке, а его отношении к окружающему миру.

В творчестве Есенина также очень остро поставлена гражданская социальная тема: «Богач, посмотри вокруг себя. Стоны и плач заглушают твою радость. Богатые и бедные наделены одинаковыми правами перед Богом» - говорит Есенин словами героев в своей прозе.

Образ Родины наполнен у Есенина большим социальным содержанием:

Монархия! Зловещий смрад!

Веками шли пиры за пиром

И продал власть аристократ

Промышленникам и банкирам.

Народ стонал, и в эту жуть

Страна ждала кого-нибудь…

И он пришел.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

И мы пошли под визг метели,

Куда глаза его глядели:

Пошли туда, где видел он,

Освобождение всех племен…

На глазах поэта умирала старая патриархальная Русь.

Что придет ей на смену? В феврале 1917 г. поэт писал:

О Русь, взмахни крылами

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

За «Февралем» последовал «Октябрь»!

«В годы революции, свидетельствует Есенин – был всецело на стороне «Октября», но принимал все по своему, с крестьянским уклоном».

Небо – как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – Родина,

Я – большевик.

…………………………………….

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглоблю.

……………………………………..

Мы радугу тебе – дугой

Полярный круг – на сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.

Началась Гражданская война. Это самые тяжелые для Родины дни и самые драматические в жизни для самого поэта. Казалось, невозможно найти ответ на мучительный вопрос: «Куда несет нас рок событий?»

А события, которые происходили в стране, способствовали глубочайшему разочарованию. Бунт крестьян в Тамбовской губ., под руководством Антонова, мятеж кронштадтских моряков. Было тяжело и обидно видеть, что навек, утратила Россия. Совесть и правду… доброту, любовь и веру. Все, чем испокон веков жил русский народ отравили ложью и злобой «заезжие люди». Есенин сам был из деревни Константиново Рязанской губ., он говорил, что ему тяжело бывать на родине и видеть разруху некогда богатого села, он ощущал всю трагедию, обрушившуюся на Россию. Памятуя, что многие большевистские вожди были евреями, позволял себе антисемитские высказывания. В его творчестве прорывался национализм и ненависть к евреям. Есенин находился под сильным влиянием Иванова-Разумника, своего духовного наставника, который восставал против марксистского зверя, он писал: «Этот зверь, притворившийся лисицей, сумел проглотить по очереди всех: в январе 1918 г. Учредительное собрание и правое крыло эсеров, в апреле анархистов, в июне левое крыло эсеров».

В поэме «Страна негодяев» комиссар Чекистов, он же Лейбман (Троцкий), высказывает жуткую ненависть к России и к «русским равнинным мужикам»:

Замарашкин: «Легче бранись Чекистов!

От ругательств твоих

Даже у будки краснеют стены

И с чего это брат мой,

Ты такой неистов?»

……………………………………………

Там…За Самарой… Я слышал…

Люди едят друг друга

Такой выпал нам год!

Скверный год!»

Чекистов: «А народ ваш сидит, бездельник,

И не хочет себе ж помочь

Нет бездарней и лицемерней,

Чем ваш русский равнинный мужик!

…То ли дело Европа.

Замарашкин: «Слушай Чекистов!

С каких это пор

Ты стал иностранец?

Я знаю, что ты еврей,

И фамилия твоя Лейбман…

Чекистов-Лейбман объясняет:

«Я гражданин из Веймара

Приехал сюда не как еврей,

А как обладающий даром

Укрощать дураков и зверей.

Я ругаюсь и буду упорно

Проклинать вас тысячу лет

Потому что…

Потому что хочу в уборную

А уборных в России нет.

Странный и смешной вы народ!

Жили вы весь век нищими

А строили храмы большие…

Да я б их давным-давно

Перестроил в места отхожие

Ха-ха!

В этой же поэме «Страна негодяев» Есенин пишет:

От еврея и до китайца

Проходимец и джентельмен,

Все в единой графе считаются

Одинаково – business men

На цилиндры, шапо и кепи

Дождик акций свистит и льет

Вот где вам мировые цепи,

Вот где вам мировое жулье.

Если хочешь здесь душу выржать,

То сочтут: или глуп или пьян.

Вот она мировая биржа!

Вот они подлецы всех стран!

В те далекие годы, эти строки написаны об Америке, которую посетил Есенин в 1922 г. вместе с А.Дункан. Поэме «Страна негодяев» была создана репутация неудавшегося произведения.

После возвращения С.Есенина из-за границы, к нему был приставлен откровенный агент ЧКа – восторженный «ученик» и подобострастный льстивый «друг» 23летний Вольф Эрлих, который должен был информировать власть о новых опасных произведениях поэта – патриота.

В.Эрлих, имея свою квартиру, не отступал от Есенина ни на шаг, везде и всюду, как друг, находился с Есениным, а Сергей писал еще более дерзко:

Что-то всеми навек утрачено

Май мой синий, июнь голубой!

Не с того ль так чадит мертвячиной

Над пропащею этой гульбой.

Защити меня влага нежная

Май мой синий, июнь голубой!

Одолели нас люди заезжие

А своих не пускают домой.

Видно кто-то нас смог рассеять

И ничья не понятна вина

Ты Росея моя, Рос-сея…

Азиатская сторона…

 

В письме своему другу С.Кусикову 7 февраля 1923г. пишет: «Мною овладевает уныние. Я перестаю понимать революцию, которой принадлежу. Могу видеть только одно, что это не «Февраль» и не «Октябрь». Нам нужен «Ноябрь». Сергей имел в виду мюнхенское восстание немецких патриотов во главе с Гитлером в 1923г, против таких же интернационалистов.

После смерти Ленина в 1924г., когда Маяковский писал:

Ты не умер, Ты жив, Ильич!

Мы докончим твою работу…

Есенин демонстративно не стал петь хвалу захватчикам России, а горестно констатировал действительность:

Ленин умер!

Их смерть к тоске не привела

Еще суровей и угрюмей

Они творят его дела…

«Они» не могли допустить, чтобы этот русский писал такое:

Жалко им, что Октябрь суровый

Обманул их в своей пурге.

И уж удалью точится новый

Крепко спрятанный нож в сапоге.

……………………………………………………..

Как тогда я отважный и гордый

Только новью мой брызжет шаг,

Если раньше мне били морду,

То теперь вся в крови душа.

 

В Москве ГПУ стало пристально наблюдать за Есениным, он чувствовал постоянную слежку. Мало того «прогрессивное гегемонское общество» стало устраивать травлю Сергея Есенина. Рина Зеленая в своей книге «Разрозненные страницы» пишет: «Шел концерт, народу было очень много. Какие-то кретины стали задевать Сергея оскорбительными репликами. Есенин легко поддавался на провокации, началась драка. Эта была ужасающая атмосфера травли поэта».

В романе «Есенин» Виталий Безруков рассказывает, как Сергею приходилось скрываться от преследований ГПУ в психиатрической больнице.

Предчувствуя серьезную опасность, Есенин заканчивал угрюмую поэму «Черный человек». Над поэмой Есенин начал работать еще в 1923г. В начальном варианте она была более длинной и более драматической. Говоря об этой вещи, Есенин упоминал о влиянии на нее пушкинского «Моцарта и Сальери». Черный человек у Есенина, это не только и не столько его личный враг. Он враг всего прекрасного, враг Человека. Очень высокую, глубоко проницательную, оценку поэме «Черный человек» дал Максим Горький. Он писал 7 февр. 1926 г. из Неаполя Францу Элленсу, писателю, который переводил стихи Есенина на французский язык : «Как великолепна поэма «Черный человек», какие чудесные, искренние и трогательные стихи написал Есенин!»

 

Противоположную оценку поэме дает В. Вронский, редактор «Красной нови»: «Поэма «Черный человек» является материалом для психиатра».

«Черный человек!

Ты прескверный гость.

Эта слава давно

Про тебя разноситься».

Я взбешен, разъярен,

И летит моя трость

Прямо к морде его

В переносицу…

 

Во время ареста «русских фашистов» в 1924г., когда был расстрелян друг А.Ганин, Есенин по чьему-то мудрому совету уехал на Кавказ.

1924 год пребывания на Кавказе был очень плодотворным в творчестве С.Есенина. На Кавказе написаны большие поэмы, посвященные революции и Гражданской войне: «Песнь о великом походе», «Поэма о 36», «Баллада о двадцати шести», «Русь уходящая», «Русь советская», «Русь бесприютная» и другие. В этих произведениях звучит тема великих перемен, тема обновленной родины, а также вера в будущее и пророческий оптимизм:

Но и тогда, Когда по всей планете

Пройдет вражда племен

Исчезнет ложь и грусть, -

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»