Преодоление горя

Потеря – это нечто такое, что иногда переживает каждый человек, и горе в такой ситуации естественно. Но когда горе начинает подавлять человека и переходит в депрессию, когда у него нет никакой надежды, стоит изменить эту реакцию. Прием «Преодоления горя» предложен Стивеном и Коннирай Андреас; он эффективен, когда нужно вселить в клиента надежду и тем самым помочь ему преодолеть горе.

Этот прием можно использовать в разных ситуациях: смерть любимого человека, развод, потеря любимого домашнего животного, потеря семейной реликвии. Человек может горевать даже о счастливом детстве, которого у него никогда не было. Хотя все эти ситуации отличаются друг от друга, у них есть общее – потеря надежды.

Когда клиент горюет по поводу смерти матери, его мать уже не может чувствовать ни боли, ни тревоги. Но клиент чувствует, что все, что он получал от матери, потеряно навсегда: нежность, поддержка, любовь, понимание и т.д. Если у него нет никакой надежды найти все это в будущем, то будущее действительно покажется ему мрачным.

К счастью, из того факта, что матери уже нет в живых, логически не следует, что клиент никогда больше не сможет найти поддержку, заботу, любовь или понимание. На самом деле, если у клиента есть ожидание, что он сможет найти все это, то такое ожидание часто становится самоисполняющимся пророчеством. В любом случае, положительный взгляд на вещи вселяет надежду и снова делает жизнь наполненной. Чтобы создать этот положительный взгляд на вещи, мы, естественно, воспользуемся родным языком нашего мозга: звуками, ощущениями и более всего образами.

Поэтому в части А этого приема у клиента создается ожидание, что он найдет те особые качества и черты, связанные с человеком, который был потерян. Поскольку существует разница между самим этим человеком и его качествами, клиент может найти другие способы, как получать нечто важное, что он получал во взаимоотношениях с потерянным человеком, хотя этого человека уже нет рядом. Как только клиент прояснит для себя, что ему было особенно дорого в том человеке, следующим шагом будет предложить ему выбрать символ, ассоциирующийся у него с качествами и чертами того человека (а не с самим человеком). После того, как этот символ «размножится», клиент «посеет» эти символы на временной линии будущего. Таким образом, положительное ожидание создается на уровне первичного опыта; и у подсознания впереди есть ясная цель. И чем больше клиент представляет себе этот символ в будущем, тем более реалистичным становится его ожидание, что он сможет, так или иначе, найти качества, ассоциирующиеся с символом.

Но важно не только отделить человека от его качеств; другая важная идея этого приема состоит в том, что наши счастливые воспоминания принадлежат нам, и никто не имеет права отнять их у нас. К сожалению, несмотря на то, что у клиента есть воспоминания о счастливых годах, проведенных с потерянным человеком, обычно последний болезненный момент запечатлевается особенно ярко. И поэтому этот болезненный конец часто затрудняет доступ к важным, теплым и дорогим воспоминаниям.

Ричард Бендлер рассказывает: «Как-то на вечеринке я наблюдал за одной женщиной. Она прекрасно провела три часа: разговаривала, танцевала, пила шампанское. И перед самым уходом кто-то пролил кофе ей на платье. Когда она почистила платье, она сказала: «О, теперь весь вечер испорчен». Подумайте об этом: одного неприятного момента было достаточно, чтобы испортить три часа веселья. Мне хотелось узнать, как она это сделала, и я попросил ее вспомнить, как она танцевала. Она сказала, что видит себя танцующей с кофейным пятном на платье. Она взяла это кофейное пятно и буквально «запятнала» все свои предыдущие воспоминания»[4].

То, что произошло с этой женщиной, иллюстрирует распространенное явление: несчастный конец лишает человека первоначального удовлетворения и удовольствия. Это несправедливо, и в этом нет необходимости. Если клиент, горюющий по своей бывшей жене, будет вспоминать радостные моменты, когда отношения только начинались, у него будут не только более сбалансированные представления, но и более высокая самооценка. Во второй части приема клиент не только выбирает те моменты, которые ему хотелось бы вспоминать (например, видеть образ матери, когда она была молода и здорова, вместо того, чтобы видеть ее умирающей в больнице), но и использует перенесение субмодальностей, чтобы изменить саму форму этого образа воспоминания. Как модель здесь берется структура воспоминания о том человеке, к которому клиент чувствует близость. Это дает клиенту возможность чувствовать близость положительных, счастливых воспоминаний о потерянном человеке.

Клиент может возразить, что, вспоминая эти счастливые моменты, он будет еще более остро чувствовать свою потерю, потому что того человека уже нет рядом. Вот почему первая часть этого приема так важна. Когда у него есть положительное ожидание, и он знает, что сможет получать то, в чем он нуждается, от других, тогда эти счастливые воспоминания – это прочный фундамент, заложенный в прошлом и служащий основой для будущего. Клиент сможет построить такое будущее, которого он хочет, и он будет чувствовать уверенность в себе и своих способностях.

Таким образом, в части Б этого приема клиент будет работать как с содержанием воспоминаний, так и с формой (субмодальностями). Когда клиент вспоминает человека, по которому он горюет, как далекий, тусклый, застывший образ, то ему трудно чувствовать близость этого человека. Или если клиент вспоминает образ своего отца в гробу, то очевидно, что ему не захочется приближать это воспоминание. Вот почему ему сначала нужно поменять этот образ на теплое и радостное воспоминание, прежде чем менять субмодальности.

Эти две части приема можно применять в любом порядке или по отдельности. Часть А можно применять отдельно, когда клиент горюет по чему-то нематериальному (по работе, например), или просто для того, чтобы создать положительные ожидания в будущем. Часть Б можно использовать отдельно, чтобы создать ощущение близости, когда клиент думает о любимом человеке, с которым он на время расстался.