Категория падежа существительных

 

В древнерусском языке было не шесть, а семь падежей. Седьмым был звательный падеж. Это падежная форма существительного использовалась для выражения обращения.

Пример из «Слова о полку Игореве»:

И рече ему Буй Туръ Всеволодъ: одинъ братъ, одинъ свЂтъ свЂтлый ты Игорю, оба ес†Святославличи; сЂдлаи, брате, свои тръзыи комони, а мои ти готови, осЂдланы у Курьска на переди…

Затем звательные формы были вытеснены формами именительного падежа, которыми и выражается образование в современном русском языке. Однако некоторые «следы» старой звательной формы сохранились и как средство стилизации используются в некоторых художественных произведениях.

Например, в сказке Пушкина о рыбаке и рыбке есть такая фраза:

Приплыла к нему рыбка и спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Старые звательные формы встречаются также в некоторых сочетаниях, имеющих религиозную окраску.

Например:

о боже, боже мой, боже сохрани, на тебе, что нам не гоже и т.д.

Кроме того, шестой падеж раньше назывался местным – по его смысловому значению. Он всегда указывает на место какого-либо действия. Его грамматической особенностью в древнерусском языке было то, что, как и другие падежные формы, он мог в устной и письменной речи употребляться не только с предлогом, но и без предлога.

Затем эти формы стали употребляться только в сочетании с предлогом. На эту особенность первым из русских учёных обратил внимание М.В. Ломоносов и в своей «Российской грамматике» назвал этот падеж предложным.

 

1.2.2.8 Склонение имён существительных

 

Склонение – это изменение существительного по падежам в единственном и множественном числах.

В русской грамматике принято выделять три типа склонения – первое, второе и третье. Тип склонения определяется в зависимости от рода существительного и от окончания именительного падежа единственного числа.

К первому склонению относятся имена существиетльные женского рода с окончанием –а (-я) в именительном падеже единственного числа.

Например:

страна, работа, земля, статья, экскурсия,

а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями.

Например:

юноша, мужчина, дядя, Степа,Ваня

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием.

Например:

берег□, день□, край□,

а также с окончаниями –о, -е.

Например:

домишко, домище

и среднего рода с окончаниями –о, -е в именительном падеже единственного числа.

Например:

слово, здание, здоровье

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

Например:

рожь□, мышь□, мысль□, радость□

Помимо трёх основных типов можно выделить три дополнительных группы существительных – особосклоняемые, разносклоняемые и несклоняемые.

Первая группа. Это существительные, которые склоняются по типу прилагательных. Среди них есть существительные мужского рода (рабочий, дежурный, портной, мастеровой, часовой), есть существительные женского рода (столовая, чайная, мастерская, проходная) и есть существительные среднего рода (животное, насекомое, приданое).Они имеют падежные окончания имён прилагательных. Все эти существительные по своему происхождению являются прилагательными. А переход прилагательных в разряд существительных называется субстантивацией.

Вторая группа. Это разносклоняемые существительные среднего рода на –мя (их насчитывается в русском языке 10):

бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя (с окончанием –я).

Эти существительные называются разносклоняемыми потому, что они имеют смешанную парадигму, а именно: в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание –и (как существительные третьего склонения типа степь), а в творительном падеже они имеют окончание –ем (как существительные второго склонения типа поле).

Во всех этих существительных в начальной форме (т.е. в именительном падеже) окончанием является лишь конечный гласный –я, а –мя – это лишь сочетание звуков. Особенностью склонения этих существительных является также то, что во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей единственного числа, эти существительные имеют суффикс –ен- (имя – имени – именем). Это связано с историей русского языка.

К разносклоняемым относится и существительное мужского рода «путь». Оно также в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеет окончание –и (как существительные третьего склонения), а в творительном падеже имеет окончание –ом (-ём) (как существительные второго склонения типа конь).

К разносклоняемым примыкает и существительное среднего рода «дитя». В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа оно имеет окончание –и (дитяти), как у существительных третьего склонения, а в творительном падеже имеет окончание –ей (дитятей), как у существительных первого склонения (типа воля – волей). Вспомним сказку Пушкина о попе и работнике его Балде, в которой встречается это разносклоняемое существительное.

Особенностью склонения этих существительных является также то, что в единственном числе, кроме форм именительного и винительного падежей, оно имеет суффикс –ят- (дитяти). Это тоже связано с историей русского языка.

А во всех падежных формах множественного числа этого суффикса нет: детей – детям и т.д.

Третья группа. Это несклоняемые существительные типа пальто, кино, такси, шоссе, кашне, радио, кофе и др. Все они иноязычного происхождения. Несклоняемыми их называют потому, что они имеют одну и ту же форму для всех падежей. В предложении могут иметь лишь значение того или иного падежа, но с помощью окончания это никак не выражается, потому что оно у них нулевое (пальто□).

Например:

я слушаю радио (значение винительного падежа). По радио передавали последние известия (значение дательного падежа)

 

Следует особо помнить об особенностях склонения фамилий.

Иногда в нашей устной и письменной речи, в том числе и в газетных публикациях встречаются ошибки, связанные с неправильным употреблением нерусских фамилий.

Чтобы избежать этих ошибок, надо помнить следующие правила русской грамматики.

1-е правило. Фамилии нерусского происхождения на согласный звук типа Климук, Шевчук, Кравчук, Бондарчук, Мицкевич, Макаревич, Карасевич, Фот, Гегель и др. – склоняются, если обозначают лиц мужского пола, и не склоняются, если обозначают лиц женского пола.

Например:

Я встретился с Борисом Ивановичем Бондарчуком

Задание:

Сравните:

Я встретился с Марией Петровной Бондарчук

 

Сложнее обстоит со склонением фамилий типа Гусь, Жук. По правилам русской грамматики, если эти фамилии обозначают лиц мужского пола, то они должны склоняться. Однако это создаёт неудобство этического характера, что иногда вызывает даже чувство обиды на журналистов у людей с такими фамилиями.

Например:

вчера состоялась встреча избирателей со своим кандидатом в депутаты Законодательного собрания Сергеем Николаевичем Гусём. Жители нашего микрорайона очень тепло отзывались о своём депутате Законодательного собрания Владимире Петровиче Жуке

В таком случае журналист должен соблюдать журналистскую этику и строить свои фразы так, чтобы эти фамилии оставались в начальной форме, т.е. в именительном падеже.

Например:

Депутат Законодательного собрания С.Н. Гусь вчера встретился со своими избирателями. В.П. Жук уже около года является депутатом Законодательного собрания. Жители нашего микрорайона очень тепло отзывались о своём депутате

 

2-е правило. Не склоняются украинские фамилии на –ко: Шевченко, Короленко, Коваленко, Бондаренко, Кошилко и др.

Например:

я очень люблю поэзию Тараса Шевченко (но не Шевченка).

Я был на приёме у А.В. Коваленко (но не Коваленка).

 

Не склоняются фамилии на –ко (ударное).

Например:

Иван ФранкО (также ФрАнко)

 

3-е правило. Не склоняются фамилии на –аго, -яго, -ых, -их, -ово.

Например:

Живаго, Мертваго, Черных, Бледных, Новых, Старых, Тонких, Дурново

 

4-е правило. В русских двойных фамилиях, как правило, склоняются обе части.

Например:

произведения Салтыкова-Щедрина, оперы Н.А. Римского-Корсакова, музыка на стихи В.И. Лебедева-Кумача

 

Однако если вторая часть в такой двойной фамилии на –ко, то она не изменяется.

Например:

постановка В.И. Немировича-Данченко