Подготовительный Шаг 4: Понимание Структуры Ситкома

По мнению Билла Айделсона («Напряги извилины» /Get Smart, «Энди Гриффит» /Andy Griffith, «Странная парочка» / The Odd Couple, «Счастливые дни» /Happy Days, «Чертова служба в госпитале МЭШ» /M*A*S*H, автора книги «Писать ради бабла» /Writing for Dough), структура ситкома очень проста.

Во всех историях присутствуют следующие элементы: герой, цель героя и препятствие на пути героя к данной цели. Кто-то хочет чего-то и есть нечто, что ему мешает. Посмотрите на Джека и Бобовое зернышко. Джек (герой) хочет помочь своей матери (цель). Он получает волшебные бобы и по стеблю выросшего боба вскарабкивается наверх, где его ждут несметные богатства. Но также там, наверху, он встречает великана (препятствие).

 

Айделсон прав. Насколько бы простой ни была структура этой старой сказки, она ничем не отличается от структуры современных ситкомов. Сюжет ситкома обычно делится на 6 битов:

 

  1. Завязка—в раю возникает проблема.
  2. Осложнение и усугубление – проблема становится значительнее/серьезнее.
  3. Поворот (пауза, завершающая акт)—все идет не так, как предполагали герои.
  4. Герои обдумывают, что делать с тем, что только что произошло.
  5. По мере выполнения плана конфликт усугубляется еще больше – это самая важная эмоциональная или физическая комедийная сцена.
  6. Ситуация разрешается – все проблемы в сюжете так или иначе разрешаются, и обычно у главного героя происходит какой-то «момент озарения/осознания», и он выносит из произошедшего некий жизненный урок.

 

Вот пример из серии сериала «Все любят Рэймонда», разбитый на 6 сюжетных битов:

 

  1. Завязка—Эмми разрывает отношения с Робертом, и Дебра с Эмми размышляют над тем, не является ли Роберт геем.
  2. Осложнения—Дебра злится на Рэя за то, что он негативно относится даже к возможности, что его брат может оказаться гомосексуалистом.
  3. Поворот (пауза акта)—Рэй задумывается над тем, что Дебра может быть права относительно зашоренности его семьи в отношении геев, и спрашивает своих родителей, как бы они отреагировали, если бы кто-то в их семье оказался бы геем. Родители думают, что таким образом Рэй говорит им, что Роберт на самом деле гомосексуалист – отец в ужасе, а мать на удивление воспринимает это нормально. Когда приходит Роберт, мать говорит ему, что «быть геем это не преступление/это - нормально». Рекламная пауза.
  4. План—Семья пытается принять тот факт, что Роберт – гей.
  5. Усугубление конфликта—Роберт в замешательстве: если вся его семья считает его геем, может он на самом деле такой и есть? Приходит Рэй, чтобы извиниться за всю эту неразбериху. Он тоже начинает задумываться над тем, не гей ли он сам. Затем приходит их отец, злой из-за ссоры с женой, и говорит: «Женщины! Кому они нужны?» Теперь Роберт и Рэй считают, что Фрэнк тоже может быть геем. Рекламная пауза.
  6. Разрешение—Роберт прощает Рэймонда за то, что тот устроил эту неразбериху. Рэй мирится с Деброй, решив остаться дома с ней и с ее подругами вместо того, чтобы пойти потусить со своими друзьями. Он осознает, что он – натурал…но он несчастен.

Цель главного героя, Рэя, состоит в том, чтобы осчастливить Дебру, показав, что он и его семья не ненавидят гомосексуалистов.

Препятствия – неприязнь отца и его собственная к гомосексуалистам.

Теперь выпишите 6 битов серии ситкома в соответствии с приведенным выше примером, а затем ответьте на эти вопросы:

 

 

 

Резюме (Log Line)

 

Посмотрите на схему сцен в ситкоме, который вы исследуете, и напишите базовое резюме (log line) истории в таком формате: «Когда с героем происходит ХХХ, он пытается ХХХ и попадает в еще большие неприятности».

Резюме для описанной выше истории было бы таким:

 

(Все любят Рэймонда) Когда Роберт и Эмми снова расстаются, семья начинает задумываться над тем, не является ли он гомосексуалистом.

 

Резюме можно найти в справочнике по сериалам TV Guide или на Интернет-страницах, посвященных шоу.

 

(Секс в большом городе) Когда Кэрри сталкивается с на первый взгляд идеальной невестой Мистера Бига, Наташей, она задается вопросом: неужели в Нью-Йорке есть женщины, которые живут ради одной только цели – заставить других женщин чувствовать себя ничтожествами?

(Гриффины) Когда исчезает трофей, выигранный Питером и его соседями в первом ежегодном Параде Урожая, победители начинают подозревать в краже друг друга.