Но Джуди, я уже автор. Я не собираюсь выступать. Сама идея подняться на сцену вызывает у меня тошноту».

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Rob Lotterstein, сценаристом ситкомов, телевизионным продюсером, и бывшим студентом в жанре стэндап.

 

«У меня не было цели стать стэндап-комиком, как это мог сказать вам любой, кто видел мои выступления. Но выступления в жанре стэндап научили меня представлять шутки и идеи сюжетов, которые дают мне работу. А работая перед публикой, я получил настоящее понимание того, что заставляет людей смеяться».

 

Даже если это страшно, и у вас нет никакого намерения становиться стэндап-комиком, вы сможете многому научиться, если попробуете выступать. Стэндап–комиков очень часто нанимают писать ситкомы, политические речи, книги и сценарии телевизионных фильмов, а также режиссировать (ставить) кинофильмы и писать для них сценарии. Почему? Потому что стэндап – это самая концентрированная форма комедии, и если вы поймете основные принципы простейших шуток, вы сможете перенести этот навык на множество различных областей, будь то сочинительство, исполнение или маркетинг. Потому что суть заключается в том, чтобы заставить публику смеяться. И сидит ли эта публика в ночном клубе, смотрит ваш ситком по телевизору или читает ваш сценарий – вы должны заставить этих людей смеяться.

Все комедийные формы, по сути, имеют одинаковую структуру. Шутка – это всего лишь самая скудная (скромная) версия этой формы. Будучи такой же элегантной как хокку, шутка имеет завязку, «поворот» (turn) и развязку (tag). В ситкоме идет Акт 1, затем «поворот» и Разрешение/развязка (resolve). Телесценарий включает те же элементы – просто представляет собой более длинную форму. И взгляните на поздравительную открытку: внешняя сторона представляет собой завязку; откройте открытку – и увидите punch-line. Многие профессионалы комедийного жанра начинали в жанре стэндап. Таким образом, не удивительно, что режиссер комединых хитов Tom Shadyac (поставивший такие фильмы как «Лжец, лжец», «Эйс Вентура», «Чокнутый профессор» и «Целитель Адамс») начинал в жанре стэндап – в моем классе! Сценаристы телевизионных комедийных проектов Rob Lotterstein (сериалы «Dream On», «Каролина в большом городе») и Davey DiGeorgio («Late Show with David Letterman») дали старт своей карьере, занявшись стэндапом на моих семинарах. Комедийные актеры Paul Reiser, Roseanne Barr, и Michael Keaton – все они начинали с выступлений в жанре стэндап – но не в моем классе.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР c Tom Shadyac, кинорежиссером

 

"Начав свою карьеру как стэндап-комик, я теперь могу по-настоящему понять опасения/беспокойство актеров, с которыми я работаю, такими как Jim Carrey, Robin Williams, и Eddie Murphy. Это очень помогает".

 

Иногда шутка становится предпосылкой (основой) для ситкома. Затем она развивается в фильм, становится комиксом, и не успеете вы глазом моргнуть, как она станет лицензированным товаром.

Seth MacFarlane, создатель и исполнительный продюсер мультипликационного фильма «Гриффины» (Family Guy), выступал в жанре стэндап, когда учился в колледже. Когда один из моих студентов, Davey DiGeorgio, проходил собеседование на позицию штатного сценариста в программу «The Late Show with David Letterman», его письменных работ было недостаточно; они захотели посмотреть видео с его выступлением в жанре стэндап. И если вы посмотрите на персонал топовых телевизионных ситкомов, большинство сценаристов и продюсеров начинали с выступлений в жанре стэндап.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Seth MacFarlane, создателем и исполнительным продюсеров «Гриффинов»

 

"Я разработал многие голоса для персонажей «Гриффинов» во время моих стэндап-выступлений".

 

Но не столько важно знать, как писать шутки; крайне необходимо выйти на сцену и исполнить шутки. Т.к. большинство шуток в итоге произносится, а не читается, комедийным авторам необходимо получить непосредственный опыт исполнения собственного материала. Выступление в жанре стэндап перед публикой даст вам непосредственное понимание того, что смешно – чего вы не сможете понять, сидя перед своим компьютером. И хотя примеры шуток в этом разделе взяты в большинстве своем из выступлений стэндап-комиков, позже вы узнаете, как эти принципы написания шуток применимы ко всем формам комедии – ситкомам, статьям, эссе и т.д.

 

"Существует множество способов заставить людей смеяться. Почему так важно начинать в качестве автора шуток?"

 

Вот одна важная причина: изобретение, навсегда изменившее сознание человека – пульт дистанционного управления. Когда этот «малыш» лежит у вас в руке, вы - Бог, вы контролируете то, что вы видите и слышите. И как быстро вам все наскучит, и вы переключите канал? Через 2 секунды, если вы терпеливы. Это значит, что ваш материал должен заворожить публику в очень короткий промежуток времени. А в комедийном бизнесе, в качестве аудитории может выступить кто угодно – алкаш, смотрящий ваше выступление; продюсер, читающий ваш сценарий; директор киностудии, слушающий представление сюжета фильма. Как только вы будете знать состав шутки, вы будете знать принципы завладения и удержания внимания любой аудитории, с которой вы можете столкнуться.

 

 

“Но у меня нет времени работать над этим каждый день. Может, мне стоит подождать, пока у меня не появится больше времени?”

 

Студенты, ждущие того момента, когда у них появится больше времени, обычно так этого момента и не дожидаются. Обратите внимание: эти 26 дней необязательно должны идти подряд. Творческий процесс необязательно происходит по строгому графику. Когда я не пишу несколько дней – это нормально, когда неделю – может показаться, что я халтурщица, особенно когда я катаюсь на сноуборде. Но я понимаю, что мне необходимо это время для того, чтобы обдумать эти идеи на уровне своего подсознания. Мне необходимо вообразить мои идеи, и тогда, когда я возвращаюсь непосредственно к самому процессу сочинительства, все идет как по маслу. Размышления о процессе сочинительства – это тоже работа. Однако если вы ничего не делаете больше 4 дней, вы – халтурщик, и вам необходимо сделать что-то, чтобы вернуться в прежнее русло. Если вы почувствуете, что вы действительно застряли, вернитесь и вновь пройдите 5-ступенчатую программу Джуди по управлению страхом на стр. 46 (Judy's 5-Step Fear Management Program), чтобы оживить ваш творческий процесс.

Приступим…