З.Вон Юн

Благодетельный из Младших спросил:

-Можно ли привлечь Чжун Ю к правлению?

Учитель ответил:

-Ю человек решительный. С чем он не справится по службе?

-А можно ли и Цы привлечь к правлению?

-Цы человек понятливый. С чем он не справится по службе?

-А можно ли и Цю привлечь к правлению?

-Цю многое умеет. С чем он не справится по службе?

 

4.Янь Юань Чжунгун спросил о том, что такое человечность.

Учитель ответил:

-Это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить

важную персону, руководят народом так, словно совершают

важный жертвенный обряд; не делают другим того, что не хотят

себе; не вызывают ропота в стране, не вызывают ропота в семействе.

Чжунгун сказал:

-Я хоть и не сметлив, позвольте мне заняться исполнением этих слов.

- Цзыгун спросил о том, в чем состоит управление государством.

Учитель ответил:

-Это когда достаточно еды, достаточно оружия и есть доверие народа.

-А что из названного можно первым исключить в случае необходимости ? - спросил Цзыгун.

-Можно исключить оружие.

-А что из остающегося можно первым исключить в случае необходимости ?-снова спросил Цзыгун

-Можно исключить еду.

Смерть издревле никто не может избежать.

Когда ж народ не верит, то не устоять.

Князь Скорбной Памяти спросил Ю Жо:

-Как быть? Нынешний год неурожайный, и на покрытие расходов не хватает средств. Ю Жо ответил:

-А почему бы не взимать налог в размере лишь одной десятой части.

-Я сейчас взимаю две десятых, и мне их не хватает. Как же я обойдусь одной десятой ?- возразил князь.

Ю Жо сказал:

-Как может Вам недоставать, когда будет хватать народу ? Как может Вам хватать, когда народу не хватает ?

Князь Великий из удела Ци спросил Конфуция о том, в чем заключается управление государством.

Конфуций ответил:

-Да будет государем государь, слуга- слугой, отцом -отец и сыном-сын.

-Отлично! Воистину, если не будет государем государь, слуга слугой, отец отцом и сыном сын, то пусть бы даже у меня был хлеб, смогу ли я его вкушать ? - ответил князь.

Цзычжан спросил о том, в чем состоит управление государством.

Учитель ответил:

-Когда руководишь, забудь об отдыхе.

А выполняя поручение, будь честен.

Благодетельный из Младших спросил Конфуция о том, в чем заключается правление.

Конфуций ответил:

-Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, Когда исправитесь Вы сами?

Благодетельный из Младших был обеспокоен воровством и спросил совета у Конфуция.

Конфуций ответил:

-Коль сами будете скромны в желаниях, Не согласятся воровать и за награду.

Благодетельный из Младших, беседуя с Конфуцием об управлении государством, спросил:

-Что, если казнить беспутных ради сближения с теми, у кого есть путь?

Конфуций ответил :

-В ваших руках бразды правления, зачем же Вам казнить? Вам стоит лишь увлечься самому хорошими делами, и весь народ тотчас же устремится ко всему хорошему. У благородного мужа добродетель- ветер, у малых же людей она- трава; склоняется трава вслед ветру.

Цзычжан спросил:

-Каким должен быть ученый муж, который мог бы называться выдающимся?

-А что, по твоему, значит "выдающийся" ?- спросил Учитель.

-Всегда быть прославляемым в стране, всегда быть прославляемым в семействе, - ответил Цзычжан.

Учитель возразил:

-Это прославленный, а не выдающийся. А выдающийся бесхитростен и прям, он любит справедливость, вникает в то, что люди ему говорят, и изучают выражение их лиц, заботится о том, чтобы поставить себя ниже других. Он непременно будет выдающимся в стране и выдающимся в семействе. Кого же прославляют, тот внешне проявляет человечность, а поступает вопреки ей, и так живет, не ведая сомнений. Вот он и будет непременно прославляемым в стране и прославляемым в семействе.