АРИСТОТЕЛЬ. Политика

1.Поскольку,как мы видим, всякое государство представляет сбой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага( ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидное, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим.

2.Соответственно общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья.

Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, -селение.

Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни отсюда следует, что всякое государство- продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа.

Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое.

Уяснив, из каких элементов состоит государство, мы должны прежде всего сказать об организации семьи, ведь каждое государство слагается из отдельных семей. Семья в свою очередь состоит из элементов, совокупность которых и составляет ее организацию. В совершенной семье два элемента: рабы и свободные.

Так как исследование каждого обьекта должно начинаться прежде всего с состояния мельчайших частей, его составляющих, а первоначальными и мельчайшими частями семьи являются господин и раб, муж и жена, отец и дети, то и следует рассмотреть каждый из этих трех элементов: что каждый из них представляет собой и каковым он должен быть.

Господином называют не за знания, а за природные свойства; точно так же обстоит дело с рабом и свободным.

Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми- с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руководству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.

При замещении большей части государственных должностей между людьми властвующими и подчиненными соблюдается очередность : и те и другие совершенно естественно стремятся к равенству и к уничтожению всяких различий. Тем не менее, когда властвуют, а другие находятся в подчинении, все- таки появляется стремление провести различие между теми и другими в их внешнем виде, в их речах и в знаках почета.