О состоянии войны

16. Состояние войны есть состояние вражды и разрушения. И, следовательно.
сообщая словом или действием не об опрометчивом и поспешно принятом, но о
продуманном и твердом решении лишить жизни другого человека, сделавший это
вовлекает себя в состояние войны с тем, в отношении кого он заявит о подобном
намерении, и, таким образом, подвергает свою собственную жизнь опасности со
стороны другого или всякого, кто будет помогать .тому защищаться и примет его
сторону. Вполне здраво и справедливо, чтобы я обладал правом уничтожить его,
что угрожает мне уничтожением. Ибо по основному закону природы нужно
стремиться оберегать человека насколько возможно; когда нельзя уберечь всех,
то необходимо в первую очередь думать о безопасности невинных. И человек
может уничтожить того, кто с ним воюет или проявляет враждебность по
отношению к нему и является угрозой для его существа, по той же причине, по
которой он может убить волка или льва; ведь люди эти не связать узами общего
закона разума, ими руководят только сила и насилие, и. следовательно, их можно
рассматривать как хищных зверей, как только он окажется в их власти.

17. Отсюда следует, что тот. кто пытается полностью подчинить другого
человека своей власти, тем самым вовлекает себя в состояние войны с ним; это
следует понимать как явление об умысле против его жизни. Ибо у меня имеется
основание заключить, что тот, кто хочет подчинить меня своей власти без моего

согласия, будет поступать со мной, добившись своего, как ему заблагорассудится. и может даже уничтожить меня, если у него будет такая прихоть; ведь никто не может желать иметь меня в своей неограниченной власти, если только он не собирается принудить меня силой к тому, что противоречить праву моей свободы, т.е. сделать рабом. Быть свободным от подобной силы является единственным залогом и моего сохранения; и разум побуждает меня смотреть на него как на врага моей безопасности, который стремится отнять у меня свободу, обеспечивающую ее; таким образом, тот, кто пытается поработить меня, тем самым ставит себя в состояние войны со мной. Того, кто в естественном состоянии пожелал бы отнять свободу, которой обладает всякий в этом состоянии, по необходимости следует считать умышляющим отнять и все остальное, поскольку свобода является основанием всего остального. Подобным образом того, кто в общественном состоянии пожелал бы отнять свободу, принадлежащую членам этого общества или государства, следует подозревать в умысле отнять у них и все остальное и, таким образом, считать находящимися в состоянии войны.