О возникновении политических обществ.

95. Поскольку люди являются, как уже говорилось, по природе свободными,
равными и независимыми, то никто не может быть выведен из этого состояния и
подчинен политической власти другого без своего собственного согласия.
Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей
естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества.- это
соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы
удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей
собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся
членом общества. Это может сделать любое число людей, поскольку здесь нет
ущерба для свободы остальных людей, которые, как и прежде, остаются в
естественном состоянии свободы. Когда какое- либо число людей таким образом
согласилось создать сообщество или государство, то они тем самым уже
объединены и составляют единый политический организм, в котором большинство
имеет право действовать и решать за остальных.

96. Ведь когда какое-либо число людей создало с согласия каждого отдельного
лица сообщество, то они тем самым сделали это сообщество единым организмом,
обладающим правом выступать как единый организм, что может происходить
только по воле и решению большинства. Ведь то, что приводит в действие какое-
либо сообщество, есть лишь согласие составляющих его лиц, а поскольку то, что
является единым целым, должно двигаться в одном направлении, то необходимо,
чтобы это целое двигалось туда, куда его влечет большая сила, которую составляет
согласие большинства: в противном случае оно не в состоянии выступать как
единое целое или продолжать оставаться единым целым, единым сообществом, как
на то согласились все объединенные в него отдельные лица; и, таким образом,
каждый благодаря этому согласию обязан подчиняться большинству. И вот почему
мы видим, что в законодательных собраниях, облеченных властью силою
положительных законов, в тех случаях, когда в положительном законе, который
облек их властью, не указано число, действие большинства считается действием

целого и, разумеется, определяет силу целого, которой по закону природы и разума оно обладает.

97. И таким образом, каждый человек, согласившись вместе с другими составить единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя перед каждым членом этого сообщества обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным; в противном же случае этот первоначальный договор, посредством которого он вместе с другими вступил в одно общество, не будет что-либо значить и вообще не будет договором, если этот человек останется свободным и не будет иметь никаких других уз. кроме тех, которые он имел, находясь в естественном состоянии. Ведь как тогда будет выглядеть любой договор? Какое это будет новое обязательство, если человек будет связан любыми постановлениями общества лишь постольку, поскольку он сам это считает удобным и дал на это свое согласие? Ведь тогда он будет все еще пользоваться такой же свободой, какой он пользовался до этого договора или какой пользуется человек, находящийся в естественном состоянии, который может побудить себя и согласиться на любые действия, если он считает их подходящими для себя.