О формах государства

132. Поскольку с момента объединения людей в общество большинство
обладало, как было показано, всей властью сообщества, то оно могло употреблять
всю эту власть для сознания время от времени законов для сообщества и для
осуществления этих законов назначенными им должностными лицами: в этом
случае форма правления будет представлять собой совершенную демократию; или
же оно может передать законодательную власть в руки нескольких избранных лиц
и их наследников или преемников, и тогда это будет олигархия; или же в руки
одного лица, и тогда это будет монархия; если в руки его и его наследников, то это
наследственная монархия; если же передана ему только пожизненно, а после его

смерти право назначить преемника возвращается к большинству, то это выборная монархия. И в соответствий с этим сообщество может установить сложные и смешанные формы правления и в зависимости от того, что оно считает лучшим. И если законодательная власть первоначально была передана большинством одному или нескольким лицам лишь пожизненно или на какое-то ограниченное время, а затем верховная власть снова должна была вернуться к большинству, то. когда это происходило, сообщество могло снова передать ее в какие ему угодно руки и, таким образом, создать новую форму правления. Ибо форма правления зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законодательной (невозможно предположить, чтобы низшая власть предписывала высшей или чтобы кто бы то ни было, кроме верховной власти, издавал законы); в соответствии с этим форма государства определяется тем, у кого находится законодательная власть.

133. Под государством я все время подразумеваю не демократию или какую-либо иную форму правления, но любое независимое сообщество (any independent community), которое латиняне обозначили словом «civitas»; этому слову в нашем языке лучше всего обозначили слово «государство» (commonwealth), оно более точно выражает понятие, обозначающее такое общество людей, а английские слова «община» (community) или «город» (city) его выражает, ибо в государстве могут быть подчиненные общины, а слово «город» у нас имеет совершенно иное значение, чем «государство».