Виртуальные устройства диалога
К ним относятся реально несуществующие устройства, но поддерживаемые программно моделями. Примеры таких устройств:
· тренажеры,
- виртуальные измерительные устройства в системах имитационного моделирования.
При проектировании ПИ необходимо определить:
- структуру диалога,
- возможный сценарий развития диалога (все возможные состояния диалога и пути перехода из одного состояния в другие),
· содержание управляющих сообщений и данных, которыми могут обмениваться пользователь и приложение (семантика сообщений),
- визуальные атрибуты отображаемой информации (цветовая палитра, средства привлечения внимания, исключительные ситуации).
Структура диалога. Возможны 4 варианта структуры диалога:
- Диалог типа "вопрос-ответ" (Q&A). Структура аналогична интервью. Система задает пользователю вопросы и получает информацию из ответа. Форма задания вопроса и ввода ответа может быть разной (списки, поля ввода значений и др).
- Диалог на основе меню. Система предъявляет пользователю перечень возможных решений в виде иерархически организованных меню, в которых пользователь выбирает нужное. В меню могут быть блоки данных, строки данных и пиктограммы.
- Диалог на основе экранных форм. Позволяет на одном шаге получить от пользователя много данных, указываемых в форме. Там могут присутствовать списки выбора, поля ввода и др.
- Диалог на основе командного языка. Часто используется в операционных системах для прямого ввода команды в командной строке.
В основу графического пользовательского интерфейса (ГПИ) положены три метафоры:
- Рабочий стол. Это экран монитора, на котором присутствуют объекты в виде графических образов (пиктограмм и окон). Для изменения рабочей среды пользователю достаточно изменить свойства объектов рабочего стола путем прямого манипулирования объектами.
- Работаешь с тем, что видишь. В каждый момент времени пользователь может работать только с теми документами, которые он видит на рабочем столе.
- Видишь, что получишь. Выполняя какие-либо действия, пользователь сразу видит их результат.
С понятием объекта связываются аспекты:
- Свойства объекта.
- Операции над объектом.
- Связи (или отношения) между объектами. Различают набор объектов (с общими свойствами), объединение объектов, композиция объектов (образует новый объект), контейнер (содержит в себе другие объекты).