Люди в черном 3

Люди в черном 3

Режиссер - Барри Зонненфельд. В ролях - Уилл Смит, Джош Бролин, Томми Ли Джонс, Джемейн Клемент, Элис Ив, Эмма Томпсон, Майкл Стулбарг, Билл Хэйдер. США. 2012. 105 мин.

Знаменитое спецподразделение "Людей в черном" продолжает защищать нашу Землю от инопланетных посетителей, однако и у них, и у всей планеты Земля возникла жуткая проблема. Борис по кличке Животное (Джемейн Клемент) - единственный оставшийся в живых представитель очень воинственных инопланетных существ, который последние сорок лет отбывал заключение в специально для него построенной лунной тюрьме, - совершенно неожиданно сбежал и объявился на Земле.

Когда-то сорок лет назад именно агент Кей (Томми Ли Джонс) арестовал Бориса: он тогда отстрелил негодяю руку, посадил его и запустил на орбиту сеть Аркнет, которая стала надежно защищать Землю от враждебных вторжений.

Борис это прекрасно помнит, поэтому он приходит к сыну человека, изобретшего машину времени, получает эту машину и отправляется в шестидесятые, чтобы изменить ход истории: убить Кея и не дать запустить сеть Аркнет.

Судя по всему, у Бориса все получилось, потому что когда в очередной раз агент Джей (Уилл Смит) просыпается и отправляется в Управление, он выясняет, что в его жизни Кея нет, потому что он умер сорок лет назад - был убит Борисом.

При этом, что самое страшное, боевое племя Бориса в этой реальности не уничтожено и оно направляется на захват Земли, так как никакой защитной сети Аркнет также не существует.

Ситуация критическая, Бориса немедленно нужно остановить, поэтому агент Джей, как легендарный Остин Пауэрс, отправляется в шестидесятые: он должен найти юного агента Кея и предупредить его, чтобы Кей не арестовывал Бориса, а во что бы то ни стало пристрелил его.

Однако против Кея теперь выступают оба Бориса - тот, шестидесятник, и новый из будущего, так что Джею придется помогать своему будущему бывшему напарнику. А им, в свою очередь, поможет инопланетное создание по имени Гриффин (Майкл Стулбарг) - оно существует сразу в пяти измерениях, видит параллельное вероятностное развитие событий, а самое главное - именно Гриффин дал Кею медальон, который, если его доставить на орбиту, запустит защитную сеть Аркнет.

***

Первый фильм "Люди в черном" был снят Барри Зонненфельдом по не слишком известным комиксам пятидесятых художника Ловелла Каннигама. Уилл Смит, за год до этого вышедший в звезды в фильме "День независимости", в этой картине сниматься совершенно не хотел, и его уговорила жена, сказав, что он шикарно смотрится в черном костюме и очках Ray-Ban. Студия Columbia Pictures и Зонненфельд продолжение снимать не планировали, поэтому с исполнителями главных ролей даже не были заключены стандартные для подобных случаев контракты с обязательствами сняться в продолжениях на определенных условиях.

Однако первый фильм при бюджете в $90 млн собрал под $600 млн, так что всем было понятно, что продолжение снимать нужно обязательно.

Под сиквел старую команду все-таки собрали, хотя и с большим скрипом и некоторыми потерями. С сюжетом там особо не заморачивались, сосредоточившись на колоритных инопланетянах, крутейших тачках и шутках агента Джея. Получилось, на мой взгляд, хорошо, несмотря на отсутствие принципиально новых идей. Агент Джей круто шутил, разнообразие жизненных форм инопланетян поражало воображение, "Мерседес" Е-класса вызывал желание немедленно приобрести точно такой же, причем по возможности с теми же гаджетами, а уж собачка-напарник Джея - это был просто отвал башки. Тогда при $140 млн бюджета собрали $426 млн, так что триквел был не за горами.

Однако до него добрались только через десять лет. Томми Ли Джонс поначалу наотрез отказывался участвовать в триквеле, и его в конце концов уговорили только потому, что примерно две трети фильма действует молодой агент Кей, которого сыграл Джош Бролин.

Уилл Смит, который раньше снимался как минимум каждый год, в фильмах не появлялся с 2008 года, так что его роли в "Людях в черном 3" фанаты ожидали просто с нетерпением.

С режиссером первоначально также не было понятно. Студия не могла договориться с Зонненфельдом, и шли разговоры о том, что франшизу отдадут в руки Майкла Бэя. Но, к счастью, в кресло все-таки сел старина Зонненфельд, что явно подняло градус интеллектуальности триквела.

Что с сюжетом? Им занимались аж четверо сценаристов, ни один из которых не работал над предыдущими фильмами. В результате картина из ироничной комедии заметно ушла в сторону фантастического приключенческого боевичка, но я бы не сказал, что ей это повредило, тем более что изрядную долю юмора и иронии в картине все-таки сохранили.

Впрочем, первоначальный подход оставили нетронутым: Земле по-прежнему угрожает смертельная опасность, спасти ее можно только с помощью некоего маленького гаджета-артефакта, который будет выпадать туда-сюда в самый последний момент, ну и, как обычно, есть центральный инопланетный Гад, которого остановить крайне сложно, но просто необходимо, ибо иначе будет глобальный Тип-Топ.

Ко всей этой милой истории явочным порядком приплели путешествия во времени - в основном чтобы заменить старпера Кея молодой крутотенью, - но с этим особенно не напрягались: пространственно-временной континуум был нарушен десятки раз, причинно-следственные связи были порваны с особым цинизмом, а для чувствительных зрителей припасли слезливую историю о глубинных связях Кея с Джеем, которая принципиально не клеится с предыдущими двумя частями.

Однако должен заметить, что даже разрывы логических линий сюжета не кажутся слишком существенными. В конце концов, это же не научная фантастика, а приключенческо-комедийный комикс. И когда смотришь на то, как Джей запускает машинку времени, уже никаких вопросов не остается, просто сидишь и ржешь.

Снято это все очень и очень бодренько. В сиквелах-триквелах часто бывает так, что создатели явно теряют былую легкость. Действие становится натужным, актеры не играют, а отыгрывают, так что смотреть на это все становится просто скучно.

В данном случае ничего подобного не произошло. И тут, конечно, немалая заслуга Уилла Смита, как, безусловно, главной звезды триквела, да и всей франшизы. Уилл зажигает по полной программе! Играет замечательно и с полной отдачей, классно хохмит и демонстрирует превосходную мимику. Смотреть - одно удовольствие, вот прям молодец, парень, хотя он и раньше-то никогда не халтурил.

Томми Ли Джонсу и по фильму полагается сохранять полнейшую невозмутимость и полное отсутствие каких-либо эмоций, да и эпизодов у него очень и очень немного. Однако он лишний раз продемонстрировал свою способность выглядеть смешным и забавным, будучи на экране совершенно серьезным.

А вот Джош Бролин в роли молодого Кея - шикарен! (Кстати, по фильму Джей отправляется на 43 года назад, а Бролин младше Томми Ли Джонса на 21 год. Но мы и на это не будем обращать внимание.) Бролина отлично стилизовали под молодого Кея, и он классно изображает знаменитый саркастичный взгляд Томми Ли Джонса. Так что очень понравился.

В картине значительную часть времени присутствует совершенно новый характер - прикольный инопланетянин Гриффин: персонаж чудаковатый и очень забавный. Его здорово изобразил Майкл Стулбарг - это актер, который одинаково хорошо играет как зачуханного преподавателя (фактически - Хоботова) из "Серьезного человека", так и знаменитого махинатора со стальным взглядом Арнольда Ротстина из "Подпольной империи". Стулбарг и здесь очень понравился - замечательный персонаж, очень смешная манера говорить. Да и со сценарной точки зрения идея интересная: инопланетный чудик, который одновременно живет в пяти измерениях и видит вероятностные параллели.

Роль Главгада Бориса Животное хотели предложить Саше Барону Коэну, но с ним что-то не сложилось, так что Бориса сыграл не слишком известный актер Джемейн Клемент, прославившийся в веках озвучкой роли мумрика Джерри в мультфильме "Гадкий я". Сыграл он его хорошо, но там основная прелесть персонажа - в спецэффектах и том, как его загримировали. Кстати, на российской пресс-конференции один из журналистов показал Зонненфельду и Смиту фотографию Бориса Гребенщикова и спросил, не его ли портретом вдохновлялись создатели фильма, на что Смит сказал про Гребенщикова: "Бедный парень, как его жизнь-то потрепала" - и заметил, что БГ может подать на них в суд за пародирование образа.

Что интересно, первоначально этого персонажа должны были звать Яз. Но дочка Зонненфельда сказала, что так называются ее противозачаточные таблетки, после чего Главгаду дали имя в честь внука Зонненфельда.

Начальника Кею с Джеем неожиданно сменили, и им стал... Эмма Томпсон, которую тут зовут О. Видимо, у зрителей должны были появиться ассоциации со знаменитой бондовской миссис М.

Отдельных теплых слов заслуживает Билл Хэйдер, который здесь блистательно сыграл Энди Уорхола. Зонненфельд, правда, долго думал, вводить ли этого персонажа в эпоху шестидесятых, - мол, молодежь уже понятия не имеет, кто это такой, так что будет ли смешно, - однако он зря переживал: даже если не знать, кто такой Энди Уорхолл и почему богатеи покупали его "картины" с изображением этикеток от консервов, все равно очень забавно посмотреть на этого персонажа. Ну и всегда приятно видеть звезду SNL неистового Билла Хэйдера, который сейчас, к счастью, все чаще и чаще появляется в большом кино.

Со спецэффектами и всяким мочиловом-стреляловом тут традиционно все очень даже здорово, причем, как я уже сказал, динамики тут явно добавилось. По-прежнему прекрасны всякие колоритнейшие инопланетяне, обалденно сделаны гироскопы-мотоциклы и погони на них, мотоцикл Бориса - внушает, однозначно, классно сделана сцена сражения в китайском ресторане, ну и прекрасно выглядит эпизод со стартом "Аполлона".

Кстати, "Мерседес" E-класса здесь заменили на двухдверный Ford Mondeo Titanium Black, который выглядел эффектно, однако никаких особых гаджетов в триквеле не демонстрировал. Впрочем, здесь еще фигурировал шикарный "Форд" из шестидесятых.

Надо сказать, что юмор с увеличением градуса приключений не растерялся: беседы Джея со старым и молодым Кеем, шикарная беседа Джея с парнем, у которого машина времени, роскошный момент с арестом Джея в шестидесятых, тусовка у Уорхола, осваивание гироскопического мотоцикла и так далее.

В общем, получил большое удовольствие. Ничуть не хуже второй части, как триквел - просто блеск!

Российская озвучка, в которой я и смотрел, сделана на очень неплохом уровне. И голоса хорошо подобрали, и перевод вроде сделан нормально - насколько я мог судить.

Единственное, что меня безмерно удивило, - это вполне отвратительный уровень 3D. (Я смотрел в зале с RealD.) Зонненфельд в интервью долго распинался по поводу того, какой крутейший 3D он замутил, причем на стадии уже постпродакшена, ну и в результате - полный пшик. В данном случае этот эффект 3D ни черта не дает, а только мешает: очки крадут яркость и контраст, а толку с этого - ноль. Так что лучше смотреть этот фильм в 2D, благо он будет прокатываться в двух вариантах.