Вера в себя

Про это написано бесчисленное количество книг, но все равно далеко не каждый человек полностью осознает, насколько это важно. То, что нужно верить в себя, понятно любому, но действительно верят в себя единицы. Остальные лишь говорят себе это, но карандаши дрожит в руках их, и линия крива.

Я хорошо помню одно из первых занятий по рисунку, когда мы еще только-только поступили. Так как до этого мы были почти год на подготовительных курсах, то в целом знали, на что способны, и как быстро можем что-то нарисовать. И вот тут мы встретили преподавателя, который утверждал, будто мы сможем сделать за три часа в три раза больший объем. Никто не верил, все жаловались и убеждали его, что не сможем. Но он продолжал стоять на своем и твердить нам, что мы просто не знаем, на что действительно способны. И вот, когда время подошло, все молча взяли очень толстые карандаши и без перерыва за три часа нарисовали столько, сколько обычно делали за месяц. Все были очень удивлены самим себе. Тот урок я запомнил навсегда. Целая толпа из тридцати человек не знает своих истинных возможностей и даже не хочет верить в них.

Знайте, вы тоже можете сделать больше и лучше, только делайте.


Когда я только-только поступил, я еще совершенно не знал, способен ли я на что-то. Это, впрочем, почти никто не знал о себе в том зале, где собрали всех поступивших. Но я верил в себя. Я обвел взглядом полный зал, где сидело больше ста таких же как я - бывшей школоты - и совершенно не испугался, что все они являются моими будущими конкурентами, а иногда и противниками. В конце концов, причин для страха было немало - очень многие из семей архитекторов, художников, дизайнеров, заканчивали художественные школы, в отличие от меня, и просто уже были подготовлены к архитектуре. Я же, по сути, понял, куда поступил, и чем мне придется вообще заниматься, лишь во время обучения на первом курсе. Вообще не понимаю, как можно было вот так поступать, совершенно не представляя ничего про будущую работу!

И вот я сидел в этом зале и не ощущал абсолютно никакого страха и чувства конкуренции, хотя впереди было шесть лет, во время которых мы волей-неволей должны были соревноваться между собой и группами, по качеству работ, бить друг друга по лицу... Но страха не было, а была лишь вера в себя и цели, что, несомненно, помогло.


Никогда не стоит думать о своих конкурентах, как о конкурентах в принципе. Перед вами всегда должна стоять цель сделать крутой проект, и не важно, что сейчас параллельно делает кто-то еще. Если, например, участвуя в конкурсе, вы сделаете крутой проект, то “победите” своего соперника, даже если не займете призовое место. О вашем проекте все равно будут говорить, если он будет хорош. Сконцентрируйтесь полностью на хорошем результате и не отвлекайтесь на то, что там делают другие. Не отвлекайтесь, и не тратьте на это время. Правда не путайте это просто с мониторингом всего нового, что происходит в мировой архитектуре или дизайне.

Вернемся к вере в себя. Слепая вера в свои, почти бесконечные, возможности может вас подвести. Так случилось со мной на первом занятии по живописи. Я с детства не любил рисовать красками, и, вполне вероятно, что это послужило одной из причин моего полного провала в ней. Как я ни старался и не переделывал десятки раз одну и ту же работу, она все равно не становилась лучше или хотя бы просто достойней. И уж далеко не такой живописной, как у ребят из семей художников, просто даже генетически лучше предрасположенных к восприятию цвета. И хоть в итоге я и поднялся с двоек до пятерок, я все равно видел, насколько моя живопись печальна. Поэтому в живописи лучшая моя участь была бы в зеленом секторе пирамиды Лебедева-Сивака, что, не так уж плохо.


Но никогда нельзя оценивать свои или чужие возможности по первым нескольким работам.
Если вы только поступили или только начали проектировать, и у вас получается г... (ну, блин, опять это слово), то это еще не повод паниковать и менять институт, хотя насторожиться стоит. Почему не сразу видно? Потому что первая моя композиция была "на тройку", и она была действительно ужасна. Это была самая первая творческая работа в институте - мы все ее очень ждали. Наконец-то мы могли посоревноваться в творчестве и показать, какие все из себя классные. И тут я получаю жесточайший удар по собственной самооценке, когда обнаруживаю, что за композицию у меня трояк. Позор на всю деревню!

Но что я еще мог получить тогда, если просто не знал, что такое композиция в принципе. В кружке по рисованию мне по-детски объяснили, что главное в композиции - это присутствие всех элементов в центре. Я так и сделал, и, разумеется, у меня получилась очень тупая композиция. Все три заданных элемента были в центре. Точно такая же композиция могла получиться бы, брось я их просто на лист, - ничего оригинального и интересного.
Похвастаюсь: чтобы понять, что же такое есть композиция, и как ее сделать крутой, мне хватило всего нескольких предложений от друзей. И уже все последующие мои работы смотрели все, кому не лень, и часто ставили в пример.
Конечно, обладатели таланта добьются результатов лучше и быстрее. Если же вы дико желаете добиться своей цели, то забудьте вообще о слове "талант". Это такой же миф, как и "вдохновение", а вы все равно добьетесь результатов со временем.

Действительно, было немало людей, которые находили себя в архитектуре или в чем-то очень близком (художники, модельеры, дизайнеры) на более старших курсах, когда уже никто от них ничего не ждал. Но это очень редкие исключения.

Времени на раскачку и определение вашего истинного потенциала на самом деле на так много. Если плохо на первых двух курсах, то еще ладно, а вот если по-прежнему страшно делается дальше, то уже ничего не спасет от "моего карающего луча". Продуцировать какашки на старших курсах уже должно быть стыдно. За пару лет человек по-любому должен уже приобрести неплохие навыки. Поэтому не стоит переживать, если у вас плохо получается в начале учебы, но стоит всерьез задуматься, если ваш дипломный проект не вызывает возбуждения у дам и приступа дикой зависти у сокурсников.

Самое удивительное, что очень часто, начиная делать неплохие проекты на первых курсах, студенты просто скатывались в полное <навоз> к шестому. Складывалось ощущение, что где-то в институте спрятан деградатор, который распространяет лучи на всех студентов, и к шестому курсу многие становятся тупее, чем к моменту поступления.
Разумеется, что многие забивают на диплом и последние проекты старших курсов, так как с головой погружаются в работу и начинают считать себя серьезными дядями и тетями, у которых есть дела и проекты поважней. Однако ужасно низкий уровень нельзя оправдать ничем, и это наводит на мысли, что деградатор существует и работает.

Если у вас плохо получается внешний вид здания или что-то другое, то не впадайте в панику, не волнуйтесь и не переживайте. Просто работайте над этим. Бейте себя туда, куда вам больней всего, и эскизируйте, эскизируйте, эскизируйте.