Реферат Курсовая Конспект
Тема 1.1. Предмет этики. Моральные нормы и требования - Методические Указания, раздел Образование, Лекция по теме рабочего плана. Самостоятельное конспектирование материала по ходу лекции Этика (От Греч. ήθος - Нрав) Или Мораль (От Лат. M...
|
Этика (от греч. ήθος - нрав) или мораль (от лат. mos - нрав) в узком смысле слова значит учение о нравственном. Так как все стимулы, определяющие нравственные проявления человека, выводятся из тех или иных общих причин, то этика является учением об основных принципах нравственности. Поскольку эти принципы открываются в самом человеческом духе, этическое исследование имеет характер психологической дисциплины. С этой точки зрения мораль сводится к учению о так называемых добродетелях, совести или сознании долга. Поскольку же моральное определяется теми или иными положениями, имеющими характер правил, с которыми должны сообразоваться человеческие действия, Э. превращается в нормативную науку о законах или нормах человеческого поведения. Область Э. этим не ограничивается. Стремление рационально обосновать человеческую мораль и вывести ее из какого-либо единого безусловного принципа приводит этическое исследование к установлению и определению самых общих этических категорий, обозначаемых обыкновенно терминами: "высшее благо ", " добро ", " долженствующее быть". Так как категории эти ставятся в то же время конечными целями человеческого или даже мирового развития, то Э. получает при этом характер учения о конечных целях. Наряду с исследованием положительных моральных ценностей, в содержание этических систем входит обыкновенно определение отрицательных принципов морали, объединяемых в общем понятии зла. Находясь в неразрывной связи с основными гносеологическими и общефилософскими проблемами и восходя в своем исследовании к самым высшим философским обобщениям, Э. входит в состав человеческого знания как одна из философских дисциплин.
Все этические построения, по содержанию избранных принципов, сводятся к нескольким основным типам или направлениям. Такие типы могут быть установлены с различных точек зрения. Этические системы называются автономными, если они выводят нравственный закон из природы самого нравственно-действующего субъекта, причем этот закон обладает одной лишь внутренней санкцией и вполне свободен от какого-либо внешнего авторитета. В противоположность этому, гетерономной моралью признается та, в которой нравственные нормы оказываются по отношению к действующему субъекту чисто внешними установлениями, обоснованными на каком-либо внешнем авторитете (например, законы государства или заповеди религии). Признание нравственных норм прирожденными человеческому сознанию или вытекающими из первичных и независимых от опыта свойств человеческой природы характеризует так называемую априорную Э. Ей противополагается эмпирическая Э., утверждающая, что все формы и проявления нравственности возникают путем эволюции, на почве пережитого опыта. Столь же основным является различие между системами индивидуализма, полагающего моральные ценности в отдельных индивидуумах, и универсализма, ставящего целью морального поведения ту или иную общественную организацию или мировое целое. С психологической точки зрения может быть различаема мораль рефлексии или рассудочности и мораль чувства.
О возникновении Э., как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Э. не создается путем теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук, она обусловливается самым фактом общественной жизни. Мораль не возникает в человеческом обществе в определенный момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития. Везде и во все времена воля человека, живущего в обществе себе подобных, связывалась нравственными нормами самого разнообразного содержания, имеющими вид обычаев, религиозных или государственных установлений. В этом смысле мораль предшествует познанию и часто является даже могущественным стимулом его развития: по преимуществу в области морали зарождается философская мысль. Моральное, сознаваемое сначала как безотчетно-должное, требует с течением времени своего обоснования, как необходимого для достижения открывающихся разуму целей.
Таким образом,мораль (лат. moralis — нравственный, от mos, множественное число mores — обычаи, нравы, поведение), нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Структура морали. Имеет две относительно самостоятельные сферы:
- моральное сознание
- нравственная практика.
Моральное сознание представляет собой специфический синтез представлений, чувств, в котором особым образом выражаются основополагающие стороны человеческого существования – отношения индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом. Специфика морального сознания выражается в соответствующих понятиях:
- добро и зло
- справедливость
- совесть
- достоинство и честь.
В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное. Исходной точкой исследования морального сознания является конкретная личность, ее внутренний мир.
Со времен античности в человеческой душе выделяли три части:
- разумную
- волевую
- чувственную.
В соответствии с этим делением можно указать три базовых компонента индивидуального морального сознания:
1-й – понятия, представления о добре и зле, долге, совести, о высших ценностях и др.( рациональная часть сознания). Именно разум вырабатывает стратегию нравственного поведения, анализирует ситуацию и тактику конкретных действий.
2-й – чувства, в которых аккумулируется нравственный опыт человека. Именно они переводят намерения в конкретные поступки. (1 и 2 компонента вместе образуют моральные убеждения личности).
3-й – воля – проявляется в стойкости, решительности и готовности совершить те или иные поступки.
Общественное моральное сознание включает в себя
- обыденное сознание
- теоретическое сознание.
Первое – стихийно возникло ещё в первобытном обществе. Второе – складывается постепенно с разделением труда на физический и умственный и с появлением представителей профессионально изучающих проблемы нравственной жизни общества.
Нравственные чувства и представления проявляются в действиях людей, которые и есть нравственная практика. Её специфика выражается в следующем: В процессе Н.П. воплощаются нравственные ценности человека.
Нравственные отношения между людьми возникают не стихийно, а сознательно. Нравственные отношения не существуют сами по себе а являются составной частью различных общественных отношений.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
конспект лекций... Методические указания по изучению... Лекция по теме рабочего плана Самостоятельное конспектирование материала по ходу...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 1.1. Предмет этики. Моральные нормы и требования
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов