рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр

Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр - раздел Образование, Ответы На Экзаменационные Билеты По Изф(1 Курс, 1 Семестр). ...

Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ(1 курс, 1 семестр).

Билет № 1

Эволюция гелиопольской теокосмогонии.

Чарвака как радикальная школа настики и ее основные тезисы.

Билет № 2

Памятник мемфисской теологии».

Джайнизм произошел от слова «победитель». Джайнизм возник в то же время что и буддизм(6-5 в до н.э). Основатель современного джайнизма – Джина…

Билет № 3

Соотношение понятий «джет» и «нехех» в древнеегипетской мысли.

Пять видов знания в джайнизме. Джайнская «доктрина неодносторонности»: найявада и сьядвада.

1)чувственно-логическое-мати(память, понимание, мысль) 2)авторитетное(восходящее к слову авторитета – шрута) 3)ясновидческое(авадхи)-связано с преодолением кармической зависимости. Способность к ясновидению врожденна у существ,…

Билет № 4

Представления древних египтян о человеческой природе и о человеческом уделе.

Джайнские этика и сотериология: «три жемчужины» добродетельной жизни и «пять великих обетов».

Билет № 5

Категория Маат в древнеегипетской мысли.

Доктринальные основоположения буддизма: «четыре благородные истины», «взаимозависимое возникновение», «срединность».

1)Все есть страдание (сарван-дукха). Рождение – страдание, неполучение чего-либо – страдание, смерть-страдание. У человека есть пятичленная… 2)причина страданий – желания. 3)отказ от желаний(ниропха-сатья).

Билет № 6

Сходства и различия фиванской теологии Амуна-Ра и амарнской теологии Атона.

Хинаяна: вайбхашика и саутрантика. Васубандху о дхармах и классификации дхарм, сансаре и нирване.

Хинаяна(малая колесница) – человек сам достигает нирваны и не помогает другим выйти из сансары. В Тибете существует совершенно иная школа буддизма – ваджараяна(алмазная колесница). В хинаяне основа школ - учение о том, что все дхармы есть. Вайбхашика – это комментаторская школа. В Вайбхашике есть дхармы прошлого, настоящего, будущего. Васу-Бандху – главный представитель этой школы. Для устранения аффектов нужно различать дхармы. Классификация дхарм происходит по трем основным параметрам. 1-ый параметр – скандха(собрание, разделы). Первая классификация дхарм – по группам. Существует 5 скандх. 5 групп дхарм это:

1)рупа(вид) – образ, также материя. Материя – это 5 органов чувств, 5 видов объектов – 5 соответствующих сфер функционирования органов чувств, а также непроявленное. 5 видов объектов:1)видимое(цвет и форма). Существует синий цвет и другие, остальные цвета представляют видоизменения основных. Форма 8-ми видов: длинная и другие, вплоть до неровной. Видимое может быть только цветом, формой или и тем и другим. Звук-восьми видов:1)звуки, порождаемые великими элементами(сознанием в качестве своей физической опоры)-звуки, производимые рукой или голосом.2)звуки-порождаемые сознанием – звуки ветра, леса, реки 3)звуки, произносимые одушевленными существами – звуки артикулируемой речи 4)звуки, производимые неодушевленным миром – все остальные звуки. Каждый вид звука разделен на приятные и неприятные.

2)вэдона – чувствительность

3)самжня – понятие-представление(идея)

4)самскара – воздействие

5)виджняна – распознавание

Материя наиболее грубая из всех групп элементов(т.к она обладает свойством непроницаемости). Плотная материя – это материя, состоящая из атомов. В сознание включена высшая дхарма – нирвана. Есть дхармы, обладающие свойством сопротивления. Большую роль в классификации вайбхашиков играют 5 органов чувств. Бхагаван сказал, что нужно обуздывать сознание. Объект не выше, чем воспринимающий его орган.

По источникам сознания 12 аятан: зрение, слух, ум и т.д. и 6 объектов, на которые они нацелены(чувства, добродетели и т.д).

Существуют дхармы с притоком(асрава) аффективности, они также являются причинно-обусловленными дхармами, есть дхармы без притока аффективности. Дхарма истина пути

является не обусловленной дхармой(без притока аффективности). Пространство также не обусловлено дхармой. Абхидхарма – это дхарма, направленная на постижение высшей дхармы(нирваны). Может быть уничтожение потока дхарм посредством знания и уничтожение не посредством знания. Разобщение с дхармами, подверженными притоку аффективности(т.е нирвана) – это уничтожение их существования посредством знания. Знание – это постижение 4-ех благородных истин. Уничтожение дхарм не посредством знания – абсолютное препятствие для их возникновения(орган зрения и разум сосредоточены на одном объекте, а другие объекты не воспринимаются и т.о достигается уничтожение потока чувственного сознания). Аффекты являются конфликтами, потому что они наносят вред как самому индивиду, так и другим

3-ий параметр классификации дхарм – по классам элементов. Существует 18 классов элементов.

Нет понятия кала(время), есть понятие перехода от дхармы к дхарме.

Учение о сознании(виджнянавада). Вайбхашики признавали существование атомов. Разум не материален. Непроявленное порождено медитативным сосредоточением. Фундаментальные элементы: земля – твердость, вода – влажность, огонь – теплота, ветер – движение. Непроявленное существует, опираясь на великие элементы(землю, воду, огонь, ветер). Даже когда погибают великие элементы, непроявленное остается. Бхагаван сказал: «Пока остается хотя бы одна дхарма, которую мы не познали и в сущность которой мы не проникли, нельзя положить конец страданию». У живых существ бывает 3 вида заблуждений: одни заблуждаются относительно психических явлений, рассматривая их совокупность как Атман «я», другие относительно материи, третьи – относительно материи и сознания. Необусловленное не включено ни в одну группу дхарм. Саутрантика – 2-ая школа хинаяны. Основной представитель – Кумаралата. Саутрантики опираются на 2-ую корзину законов, для них реально лишь настоящее(для них реален миг). В саутрантике дхарма может вспыхнуть и уничтожиться(потухнуть). Дхарма существует только в данный миг. Послушник(шравака), протека-будда – достиг просветления, но не открыт всем(не проповедует учение). Саутрантика отрицала канонический статус «абхидхарма-питаки», считая, что философский дискурс, возводимый к Шакья Муни, полностью включен в Сутра-питаку. В отличие от вайбхашиков, саутрантики рассматривали причинно-необусловленные дхармы только как единицы языка описания, как чисто номинальные сущности. Саутрантики концентрировали свое внимание на анализе непосредственных актов сознания. Саутрантики разделяли дхармы на: обладающие онтологическим статусом и чисто номинальные. Сторонники хинаяны полагали, что для обретения мудрости достаточно устранить только аффективные препятствия в индивидуальной психике.

Билет № 7

Шумерские представления об устроении мира и о сотворении людей.

Мадхьямика как школа махаяны. Учение Нагарджуны о пустотности личности и дхарм, о профанической и высшей истинах, о сансаре и нирване, о трех «телах» Будды.

Махаяна – большая колесница. Ее последователи не только сами достигают освобождения, но и помогают другим достичь нирваны. Мадхьямику называют философией срединности. Мадхьямика(хуньявада), ее основатель – Нагарджуна(2 в н.э). Он является диалектическим логиком, чрезвычайно образован в полемике. В шуньяваде рационалистические тенденции раннего буддизма все больше вытесняются мистицизмом и интуитивизмом. Нагарджуна подвергает критике учения разных философских школ о реальности мира и сознания. Реальность является индивиду через его собственный поток дхарм, однако дхармы представляют собой поименованные объекты познания. Т.е они могут быть рассмотрены как номинальные сущности, которым в реальности соответствует нечто. Реальность не зависит от форм и способов ее наименования, а значит формы и способы пусты. Такой подход углублял общее для всей буддийской философии представление о «пустоте» Я(личности), дополняя его концепцией о «пустоте» дхарм. Одно из фундаментальных определений буддийской доктрины – «все невечно», было конкретизировано через понятие пустоты. Вещи обладают относительным бытием, обусловленным законом причинно-зависимого возникновения. Это временное бытие характеризуется возникновением, длительностью, уничтожением. («О вещах нельзя сказать ни что они существуют, ни что они не существуют»). То, что противоречит себе, не может существовать. Учение о двух видах истины: относительная истина(профанная истина-авидья(незнание)) и истина высшего смысла. Буддийское учение основано на этих 2-ух истинах. Относительная истина может быть рассмотрена в 3-ех аспектах.

1)Относит. истина в определенном смысле отождествляется с неведением, потому что она налагает на реальность некоторую форму, являющуюся лишь временным причинно-обусловленным фрагментом.

2)Предметом высказывания могут служить вещи, подчиненные в своем существовании причинам и условиям

3)Относительная истина может быть выражена только посредством слов и знаков, имеющих распространение в социальном мире, поэтому она основывается на чувственном восприятии и вербальном мышлении.

Истина высшего смысла связывалась с реализацией нирванического состояния сознания, не допускающего субъектно-объектного различения. Сознание, пребывающее в таком состоянии, полностью отрешено от ментального конструирования и его содержание не может быть вербализовано. Истина высшего смысла постигается сугубо индивидуально, хотя ее содержание полностью лишено какого бы то ни было субъективизма. Истина высшего смысла не может быть достигнута без предварительного изложения относительной истины. С точки зрения мирской истины существует различие между нирваной и сансарой. Но для того, кто реализовал истинное знание «не существует ни малейшего отличия нирваны от сансары. То, что выступает пределом нирваны, есть также предел сансары и между ними не существует ни малейшего оттенка различия». Диалектика используется Нагарджуной не в конструктивных, а в негативных целях, в целях разрушения позитивного знания. Он приходит посредством диалектики, к отрицанию реальности и истинности самого бытия и сознания, к провозглашению их видимостью, миражем.3 тела Будды: вселенское тело Будды, тело-божество (отражение в эмпирическом мире; тела, которые будда приобретает для изложения истины(приобретенные тела). Вещи возникают не без причины: «Где мы не находим собственного бытия, там мы не находим и другого бытия. Дхармы не возникают и поэтому не могут быть уничтожены. Теоретик махаяны пользовался принципом ситуативности. Он мог переходить на точку зрения оппонента, не изменяя собственным духовным замыслам. Махаянская идея пустотности(шунья-вада) – отсутствие собственной независимой природы или самосущего. Махаянские истины интуитивного знания: взаимозависимость, недвойственность, несубстанциональность. Нагарджуна отвергал существование всех дхармо-частиц. Нагарджуна отрицал средства достоверного познания. Мираж – одно из понятий мадхьямиковского учения об иллюзорности(майя-вада). Все существования пусты. «В ком созревает пустотность, в том созревают 4 благородные истины, в том созревают плоды монастырской практики, созревают все устремления. В ком созревают все устремления, в том созревают 3 драгоценности: Просветленный, закон и Община. «Пустотность, взаимозависимое происхождение и Срединный путь – равнозначны. Проблема нирваны остается самой значительной в мадхьямике. Нагарджуну не устраивали понятия – бытие, небытие, инобытие, собственное бытие. Те, кто видит эти понятия, не видит истины в учении будды.

Билет № 8

Тема сошествия в подземный мир в шумерской мифопоэтической мысли.

Виджнянавада как школа махаяны. Виджнянавадины о «только-сознании», о «бессамостности» личности и дхарм, о «сокровищнице-сознании».

Билет № 9

Шумерское сказание о потопе.

Логический реализм ньяи: учение о шестнадцати падартхах.

Билет № 10

Описание изначального состояния мира в аккадском теокосмогоническом эпосе «Энума элиш».

Источники достоверного познания (праманы) в ньяе.

1)свидетельства, относящиеся к воспринимаемым объектам(дриштарха) 2)свидетельства, относящиеся к невоспринимаемым объектам(адриштарха) По другому способу классификации шабда подразделяется на священное и обычное, (мирское) свидетельство.

Билет № 11

Конфликт новых богов и их прародителей в «Энума элиш»: его причины и последствия.

Базовые падартхи вайшешики.

Билет № 12

Бог Мардук как устроитель мира и абсолютный монарх в «Энума элиш».

Вайшешика об универсуме как комбинации четырех типов вечных атомов и «вездесущих» субстанций. Концепция творения и разрушения универсума.

Образование субстанций отлично от образований качеств и движений. При образовании будхи(познавательного акта) имеется зависимость контакта манаса и…

Билет № 13

Состав Авесты. Зороастрийский «Символ веры» и главные молитвенные формулы.

1. Вендидад(«Кодекс против дэвов»). Представляет собою свод законов и предписаний, направленных на отвращение злых сил и демонов(дэвов) и водворение… 2. Висперед(«Все владыки, т.е гении благих существ) содержит молитвенные… 3. «Ясна»(от авестийского – почитать, поклоняться, моление, ритуал) включает молитвы, произносимые при…

Санкхья и ее история. Понятия пракрити и пуруши в классической санкхье.

Учение о трех гунах.

Билет № 14

Описания Ахура-Мазды и Анхра-Манью в Авесте. Дуализм добра и зла. «Аша».

Санкхья о соприкосновении пракрити и пуруши как «старте» космической эволюции и об «игре» порожденных ею двадцати пяти начал. Учение о трех праманах.

Билет № 15

Зороастрийские эсхатология, сотериология и этика.

Классическая йога о пяти модификациях сознания (читты). Освобождение от колебаний читты: восемь средств йоги.

Йога тесно примыкает к системе санкхья. В йоге самое главное – это освобождение, это является целью жизни. Патанджали(2 в до н.э-2 в н.э) – основатель системы йога. Его произведение «Йога-сутра»(в ней 4 главы). Вьяса писал комментарии. Его произведение «Вьяса-Бхашья» было написано в 4 в н.э. Комментарии писал Аранья. «Йога» - можно перевести как прекращение модификаций сознания. Йога делится на 4 части – 1)саматхипада(учение о сосредоточении), посвящена природе, целям и формам йоги, в ней рассматриваются модификации сознания(читты) и различные методы достижения йоги. 2)садханапада посвящена йоге действия: средствам достижения сосредоточения.3)сибхутипада – дает описание внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, приобретаемых посредством применения ее на практике.4)кайвальяпада – посвящена описанию природы и форм освобождения. Я познает объекты мира благодаря превращениям сознания-читты. 5 видов(врити) колебаний(модификаций) сознания-читты: 1)истинное познание(прамана) 2)ложное познание(випарьяя) 3)знание слов 4) сон 5)память(смрити).В ложное познание входит сомнение или неопределенное знание. Знание слов – это просто словесная идея, порожденная словами, которым не соответствуют никакие реальные факты. Сон – это своебразная душевная модификация. Он возникает благодаря преобладанию в сознании-читте тамаса, а также следующему за этим прекращению бодрствующего состояния сознания и ощущению сновидений. Сон может быть глубоким, без сновидений. Сон предполагает наличие некоторого сознательного душевного состояния, процесса, в котором ощущается отсутствие познания. Когда читта переходит в то или иное сознательное душевное состояние, «я» отражается в нем и склоняется к тому, чтобы считать его слоим состоянием. «Я» отражается в сознании-читте, которое стоит перед ним, как зеркало перед человеком. До тех пор, пока в читте происходят изменения, или модификации, «я» отражается в нем, и при отсутствии умения отличить себя от всего остального мира, отождествляет себя с ним. Если мы хотим добиться освобождения, мы должны прекратить все модификации сознания-читты. Когда волны эмпирического сознания утихают и оставляют читту в состоянии совершенного спокойствия, «я» осознает себя как нечто отличное от комплекса «сознание-тело», как свободное, бессмертное, самосветящееся сознание. Целью йоги и является достижение этого состояния, посредством прекращения функций сознания-читты. Для очищения и просветления читты йога дает нам 8 средств: 1)яма-самоконтроль 2)нияма-самоограничение 3)асана-положение тела во время медитации 4)пранаяма-контроль за дыханием 5)пратьяхара-удаление чувств, индрии не действуют, «выключение», отвлечение индрий 6)дхарана-сосредоточенное внимание 7)дхьяна-созерцание 8)самадхи-экстаз или сосредоточение. При регулярном применении на практике этих средств с благоговением и бесстрашием они ведут к достижению йоги(т.е освобождения). Первое правило йоги(яма): воздержание от нанесения вреда живому, от лжи, воровства и скупости. 2-ая дисциплина(нияма) – суть ее заключается в культивировании следующих положительных навыков: очищение тела путем омовения и принятие чистой пищи, а также очищение сознания посредством воспитания хороших эмоций и чувств, умерщвление плоти, которое состоит в привычке переносить холод, жару и т.д., размышление о боге и смирение перед ним. Асаны – положения тела, рекомендованные в системе йоги, они являются эффективными методами, с помощью которых тело может быть частично предохранено от болезней и все члены его, в особенности нервная система, могут должным образом контролироваться, что предотвратит и нарушения деятельности сознания. Пранаяма состоит в приостановлении дыхательных процессов или после выдыхания или после вдыхания, или просто при задержании жизненного дыхания. Йога предписывает контроль дыхания для сосредоточения сознания, потому что это способствует устойчивости тела и сознания. До тех пор, пока продолжается дыхание, сознание испытывает колебания и замечает вдыхание и выдыхание воздуха. Когда же дыхание приостанавливается , сознание приходит в состояние ничем ненарушимого сосредоточения. С помощью упражнений в контроле за дыханием, йогин может приостанавливать дыхание на долгое время и тем самым продлить состояние сосредоточения. Пратьяхара состоит в удалении чувств от соотвествующих внешних объектов и сохранении их под контролем сознания. Когда чувства эффективно контролируются сознанием, ими руководят не соответствующие предметы, а само сознание. Поэтому в таком состоянии сознание не подвергается действиям зрительных образов и звуков, проникающих через глаза и уши, но подчиняет себе эти чувства и заставляет видеть и слышать свои собственные объекты. Достичь такого состояния очень трудно, но возможно. Вышеперечисленные 5 средств достижения освобождения, считаются внешними помощниками йоги. По сравнению с ними 3 остальные средства должны считаться внутренними, потому что они непосредственно относятся к некоторому роду йоги. Дхарана – это дисциплина сознания, состоящая в сосредоточении, фиксации сознания-читты на желаемом объекте. Способность прочно сосредоточивать внимание на некотором объекте является испытанием пригодности для перехода на следующую, высшую стадию йоги. Дхьяна – следующая ступень йоги. Она означает равномерное течение мысли около и даже вокруг объекта внимания. Это спокойное созерцание объекта без какого-либо перерыва или нарушения. В рез-те мы получаем ясное представление объекта, и прежде всего – его частей и аспектов. Но с момощью длительного размышления сознание может развить частичное представление об объекте в полное и живое его представление. Самадхи – это конечная ступень в практике йоги. На этой ступени сознание настолько глубоко поглощено объектом созерцания, что сознание теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о самом себе. В сознании только отчетливо остается объект мысли, и мы даже не знаем, происходит ли там также и процесс мышления. Эти последние 3 ступени должны иметь один и тот же объект, который прежде всего должен войти в сферу внимания, затем подвергнуться рассмотрению и явиться предметом сосредоточения. Объединенные таким образом, они составляют саньяму, весьма необходимую для достижения самадхи-йоги. Йогин не должен поддаваться соблазну обретения сверхъестественных сил.

Билет № 16

Становление ведийских космогонических представлений. Понятие «Риты».

Пурва-миманса и ее учения о вечности и безличности Вед, о выполнении дхармы как средстве уничтожения кармы.

Билет № 17

Описание возникновения мира в «Пуруша-сукте».

Тройная основа» и три главные школы веданты. Обоснование адвайта-веданты

В «Мандукья-кариках» Гаудапады.

Билет № 18

Соотношение понятий «сущее», «не-сущее», «То Одно», «это всё» в «Насадия- сукте».

такое, кроме того, что оно есть. Такова первичная необусловленная деятельная основа всякого бытия. «Мрак был сокрыт мраком вначале. Неразличимая… пассивную пракрити, формирующее начало и хаотическую материю. Боги появились…

Адвайта-веданта Шанкары. «Недвойственность» и «наложение». Апофатическая и катафатическая трактовки Брахмана. Проблема возникновения феноменального

Множественного мира у Шанкары.

Билет № 19

Переоценка в Упанишадах ведийского ритуализма и обоснование необходимости «внутренней жертвы» и самососредоточения.

позднее (последние века до н. э. — позднее средневековье), наибольший интерес представляют Маханараяна и Ваджрасучика. Представители брахманских… практики и в безразличии к святости вед. В Брахманах в первую очередь внешняя… небо; чудесный огонь заключен внутри души. Душа человека — как замочная скважина, через которую виден ландшафт всей…

Вишишта-адвайта-веданта Рамануджи и его критика доктрины адвайтистов.

Билет № 20

Философский смысл «великих речений» Упанишад. Учение о Брахмане и Атмане в Упанишадах.

Кун Фу-цзы (Конфуций): этапы жизненного пути. «Лунь юй» о «Небе» и его «предопределении», о роли государя как «сына Неба», о благопристойности и человечности. Принципы конфуцианской антропологии и этики.

Существуют древние китайские книги – Книга Песен, Книга Истории, Книга Перемен, Книга Обрядов и Летопись – это пятикнижье. Их написал Кун Фу Цзы(552 г до н.э-479 г до н.э.). Лунь-Юй был написан в 6-5 в до н.э. Конфуций так говорит о себе в Лунь Юе: «В 16 лет обратил помыслы к учебе, в 30 лет встал на ноги, в 40 лет освободился от сомнений, в 50 познал волю неба, в 60 лет научился отличать правду от неправды, в 70 лет следовал велению своего сердца. Благородный муж – сюнь цзы, человеколюбие-жэнь,тянь-ся-поднебесная,тянь-небо, правитель-тянь-цзы, ли-внешняя ритуальная сторона, культура-вэнь. Конфуций писал, что маленькие люди не знают предопределения неба, презрительно относятся к словам совершенномудрых. Конфуций ставит цель – воспитание народа на пути человеколюбия-жэнь-дао. Ли(ритуал) и жэнь(человеколюбие) – основа китайской антропологии. Человеческая природа этически нейтральна, можно преодолеть себя идя по внешнему пути(ритуал) или по внутреннему(жэнь). Государь – сын неба, он управляет всей Поднебесной. Поднебесная – это Китай. Государь проводит в жизнь волю неба. В правлении должна проявляться гармония. Джэн мин – исправление имен, чтобы слово не расходилось с делом. Конфуций рассматривал государство как большую семью, а политическую власть государя как аналог власти отца. Государь – «отец и мать народа». Таким образом, Конфуций заложил основу патриархальной теории в Китае. Все отношения в обществе должны регулироваться определенными нормами, призванными обеспечить неукоснительное подчинение младщих старшим, и подчинение всех подданных государю. В связи с этим человек в своем поведении должен всегда руководствоваться сложным комплексом различных этических принципов. Лунь-Юй – одна из первых книг, которую в школе наизусть выучивал китаец и руководствовался ею в своей жизни. Во второй главе Лунь-Юя говорится, каким должен быть правитель. Правитель должен править согласно ритуалу, править на основе добродетели. Если правитель будет с народом серьезен, то и народ станет почтителен. Правитель должен возвышать способных, наставлять неумелых, и тогда народ воодушевится. Правитель должен действовать, когда этого требует какая-либо ситуация. При исполнении ритуала бережливость предпочтительнее расточительности. Благородный муж ни в чем не состязается. Государь должен управлять подданными с помощью ритуала, а подданные – подчиняться государю. Мудрому человечность приносит пользу. Лишь тот, кто человечен, умеет и любить людей и испытывать к ним отвращение. «Благородный муж стремится к добродетели, малый человек тоскует по своей земле». Конфуций большое значение придает послушанию родителям. 4 достоинства, какими обладает благородный муж: вести себя благоговейно, с почтительностью служить старшим, быть благосклонным к простым людям и обходиться с ними справедливо. Нельзя дружить с тем, кого в тайне ненавидишь. Учитель сказал: «Хуэй мог по 3 месяца не разлучаться в своем сердце с человечностью, тогда как у других ее хватает на один день или месяц». Быть человечным – значит победить себя и обратиться к ритуалу. Конфуций считал, что лучшее правление – это правление династии Джоу. Он считал, что идеал находится в древности. Конфуций говорил, что богатство, нажитое нечестно, кажется ему проплывшим мимо облаком. Благородный муж спокоен, нестеснен, малых же людей всегда гнетут печали. «Страна в опасности – там не живи, в стране мятеж – ее не посещай». Когда в Поднебесной есть «путь», нужно быть на виду, а когда «пути» нет – скрываться. Стыдно быть бедным и незнатным когда в стране есть путь, и стыдно быть богатым и знатным, когда в стране нет пути. Не достоин уважения тот, кто не обрел известности, дожив до 40-50 лет. В своей деревне Конфуций казался простодушным и в речи безыскусным, а при дворе и храме предков он говорил красноречиво, но мало. Конфуций часто упоминает своего ученика Янь Юаня, он очень сожалел о смерти этого ученика. Жизнь и смерть зависят от небесного веления, родовитость и богатство посылаются с небес. Управлять государством хорошо, когда достаточно еды, оружия и есть доверие народа. Государю стоит лишь увлечься самому хорошими делами и весь народ тотчас же устремится ко всему хорошему. Таким образом, государь подает пример своему народу. «Если власть в стране в течение 100 лет будет принадлежать хорошим людям, то они смогут справиться с насилием и обойтись без казней». Бывает, что в благородном муже нет человечности, но не бывает, чтобы в малом человеке была человечность. «Плати за зло по справедливости, а за добро плати добром».

Билет № 21

Анализ сознания в «Мандукья упанишаде» и значение четвертой («турия») стопы Брахмана-Атмана.

Брахманом. Состояние турии выявляет позитивный аспект негативного, которое особенно подчеркивалось в состоянии глубокого сна. Турия выше блаженства,… Это символизируется «аумкарой», в его частях состояниях бодрствования, сна со…

Философские воззрения конфуцианцев Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

Сюнь-цзы(313-235 год до н.э), сочинение «Сюнь-цзы». Сочинения Сюнь-цзы занимают важное место в истории философской и общественно-политической мысли…

Билет № 22

Этические основоположения «Бхагавадгиты». Карма-йога, джняна-йога и бхакти-йога.

1)Несколько раз учение объявляется тайным 2)Учение не следует сообщать тем, кто лишен любви к Бхагавану, не обуздывает… 3)Тот, кто сообщает учение людям достойным, обретает единение с Бхагаваном; такой человек ему особенно дорог.

Дао дэ цзин». Дао как «безымянное» и как «именуемое». Проблема отпадения от Дао мира множественности. Генезис космоса как смерть хаоса (хунь-дуня) и как рождение мира.

Авторство «Дао дэ цзина» приписывается Лао-Цзы(4-5 в до н.э). Лао-цзы переводится как «старик-младенец, или мудрый старик». Дао дэ цзин состоит из двух частей, пяти тысяч слов. Некоторые исследователи считают, что Дао дэ цзин был создан в 4-3 в до н.э и не имеет никакого отношения к Лао цзы. И эта версия представляется наиболее убедительной. Даосское учение можно охарактеризовать как целостную мировоззренческую систему. Даосская религиозная практика включала в себя 2 компонента: «упражнения для тела» и «упражнения для духа».

«Дао рождает одно.

Одно рождает два.

Два рождает три.

Три рождает все сущее(«десять тысяч вещей»)

Все сущее несет на себе инь и обнимает ян.

Эти пневмы(ци) взаимодействуют и образуют гармонию»

Одно-это порождаемая Дао «изначальная пневма», Два-отрицательная пневма инь и положительная пневма ян, на которые разделяется единая недифференцированная субстанция юань ци, три- те же инь и ян, а также продукт их соединения, соотносимые обычно с Небом,Землей, Человеком. Дао бывает безымянным и именуемым. Безымянное и постоянное полагает начало космосу в целом. Именуемое и непостоянное взращивает как мать-кормилица, всю совокупность вещей. Эта теория двух Дао постоянно используется в даосской традиции. «Тончайшее»(и), «Тишайшее»(си), «Неуловимое»(вэй)-это 3 ипостаси Дао, пребывающие в неразрывном единстве. Это единство оказывается четвертым(и важнейшим) измерением Дао. Обозначается оно идеологемой «хаос»(хунь-дунь). Космогенез в даосских текстах интерпретируется двояко. С одной стороны-это смерть хаоса как нечто изначально целого, с другой - это рождение мира. В Чжуан-цзы содержится миф о хаосе. В нем рассказывается, что императора Хаоса посещают императоры севера и юга, Хаос обильно угощает их, и они в благодарность решают сделать безвидному Хаосу 7 отверстий, как у всех живых существ. Они делают по одному отверстию в день, а на седьмой день Хаос умирает. Посленебесный мир(вселенная десяти тысяч вещей) рассматривается как универсум извращенного порядка, отпавший от изначальной гармонии и единства. Бессмертие воспринимается как восстановление «прежденебесного» порядка микрокосма адепта и его полная тождественность с изначально простым единством хаоса. В Дао дэ Дзине, как и в даосизме в целом, космогония выполняет функции онтологии и занимает место онтологии. Важнейший космологический аспект учения Дао дэ Дзина – космогония, поскольку в соответствии с нормами мифологического мышления генетическое объяснение заменяло объяснение причинное. Космогонический процесс рассматривался в Дао дэ Дзине как процесс саморазвертывания Дао. В процессе это развертывания Дао выявило 4 свои ипстаси, аспекта, формируя таким образом гармоничное мировое целое. В силу некоей не названной причины от этого исходного единства отпадает мир десяти тысяч вещей, уже не единый по природе, но лишь сохранивший причастность к единству, что и является фундаментальным условием самого его существования.

Билет № 23

Учения «Гиты» о «двух пракрити», майе, «трех гунах» и «трех пурушах».

Земля, ветер, огонь и воды, манас, буддхи, пространство, самость это, Партха, Моя природа,

Соотношение Дао и дэ в «Дао дэ цзине». Принцип самоестественности Дао и мифологема «уподобления младенцу» в даосизме. Философский смысл даосской концепции недеяния (у вэй).

Дао дэ цзин написана ритмически. Дао-небесная закономерность сущего. Самоестественность Дао, оно связано с концепцией у-вэй. Бесконечная неисчерпаемость Дао. Все сущее вливается в Дао(возвращается к своему истоку). Дэ-благодать, Дао-дающее благо. «Крепко держащегося за благую силу-дэ, можно сравнить с младенцем. Ядовитые гады его не жалят, хищные птицы его не уносят. Кости у него мягкие, мышцы слабые, но хватает он крепко. Весь день кричит и вопит, но не теряет голос. Он пребывает в совершенной гармонии».

Всякая целостность и единство выступает как благо, тогда как деятельность, ведущая к энтропии, квалифицируется как зло(отсюда принцип недеяния-у вэй). Дао в Дао дэ Дзине неоднократно называется матерью, матерью Поднебесной, Сокровенной самкой. Дао постоянно уподобляется материнскому лону, вмещающему в себя все сущее в его потенции, порождающему и питающему его через свою благую силу-дэ. Но это рождение является и отпадением, и потому мудрец должен стремиться к возвращению в материнскую утробу Дао-матери поднебесной. Исходным и высшим космологическим началом является Дао(«путь»). Даосская сотериология нацелена на восстановление исходного единства и переживание такового(описываемое через мифологему «возвращение в утробу матери», «уподобление младенцу»); она имеет аналогию в социальной доктрине в виде учения о возвращении к простоте и естественности «золотого века». Реализуется это возвращение через персону совершенномудрого монарха, достигшего единения с Дао и уподобившегося последнему. Упорядочивая мир на основе не-деяния(отсутствия целеполагающей субъективистской деятельности) и спонтанной естественности, этот сакрализованный монарх возвращает общество к состоянию первозданной гармонии и простоты. Грехопадение – время крушения «золотого века» и утрату изначального единства в государстве, основанном на неравенстве и социальном эгоизме, о чем повествуется в даосской утопии. Даосизм сравнивают с греческим гностицизмом(особенно с концепцией гностика Валентина). Важный аспект, который роднит гностические учения и даосизм- отсутствие идеи всеобщего спасения. Даосская сотериология – учение о возвращении к Дао и обретении бессмертия. Непосредственное приближение миров бессмертных к рядовому последователю даосизма делало даосское учение в его глазах более досторверным, интимно близким и способствовало распространению даосизма и укреплению его позиций в том числе и среди простого народа. Это позволяет констатировать наличие функциональной связи между космологией, утопией и сотериологией в даосизме. В Дао дэ цзине говорится, что пусть будут мирные отношения с соседними странами, но пусть люди не переходят из одной страны в другую. В Дао дэ цзине сказано о вреде учения для народа. Правитель должен заботься, чтобы народ был сыт и жил в достатке. Все переходит в свою противоположность. Если человек не стремится к почету, то он его получит. Если нечто ущербно, то оно обретет целостность, если чего-то недостаток, то будет прибавлено. Подданные берут пример с правителя. В Дао дэ цзине критикуются конфуцианские добродетели: гуманность, человеколюбие. Сказано, что эти добродетели появляются после отклонения от Дао и после отклонения от дэ. «Ю»-наличие, «у»-отстутствие. В даосизме есть элемент таинственности, а в конфуцианстве нет. Даосизм повлиял на чань-буддизм.

Билет № 24

Брахман и Атман в «Гите». Тема «жертвоприношения Брахмана» (IV,24). Апофатика и катафатика в «Гите»: проблема «божественных имен».

Брахма́н (от brh «расти, нарастать» и man, «отражать, верить, мыслить, разум») — понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, «душу…

Эволюция даосизма в «Чжуан-цзы» и в «Хуайнань-цзы».

помощью в толпу колодников, ожидающих лишь своей очереди положить голову на плаху. Но он и снисходительно смеется над ними, ведь их величественные… против узды для лошадей, ярма для буйволов, клеток для птиц, конформизма в… на логико-грамматические категории или исторические прецеденты. В этом суть даосской критики мысли — критики…

– Конец работы –

Используемые теги: Ответы, экзаменационные, Билеты, ИЗФ1, курс, семестр0.095

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Ответы на экзаменационные билеты по ИЗФ1 курс, 1 семестр
Билет Эволюция гелиопольской теокосмогонии... Билет Памятник мемфисской... Билет Соотношение понятий джет и нехех в древнеегипетской...

Краткий курс механики в качестве программы и методических указаний по изучению курса Физика Краткий курс механики: Программа и методические указания по изучению курса Физика / С
Федеральное агентство железнодорожного транспорта... Омский государственный университет путей сообщения...

ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ по курсу Уголовное право: Общая часть
Понятие и признаки преступления Категории классификация преступлений по УК г... Каждое деяние признанное преступным посягает на установленный правопорядок в... Ныне практически нет ни одной отрасли права общественно опасные нарушения норм которой прямо или косвенно не входили...

Действия населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера - экзаменационные билеты за первый семестр 2001 года
Что такое плотина? Какие действия необходимо выполнить пассажиру, чтобы избежать получения травм при крушении или экстренном торможении поезда? Зав.… В каких регионах России наиболее часто происходит сход лавин? Приведите… Дайте определение понятия «болезни растений». Укажите способы повышения устойчивости электроснабжения.

Экзаменационные вопросы и билеты по биржевому делу за первый семестр 2001 года
Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету БИРЖЕВОЕ ДЕЛО Билет № 3 5. Как классифицируются товарные биржи по масштабу действия и по характеру… Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету БИРЖЕВОЕ ДЕЛО Билет № 4 9. В… Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету БИРЖЕВОЕ ДЕЛО Билет № 8 25. Что значит термин «стеллаж» и что значит…

Экзаменационные вопросы и билеты по безопасности жизнедеятельности за первый семестр 2001 года
На ком лежит ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии? 58. Причины возникновения термического ожога, меры первой помощи.… Экзаменационный билет по предмету БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Билет № 1… От чего зависит выживание человека в автономных условиях.

Экзаменационные билеты по ценообразованию за весенний семестр 2001 года

Экзаменационные вопросы и билеты за первый семестр 2001 года по гостиничному бизнесу
Как клубы классифицируются с точки зрения их месторасположения? 98.Охарактеризуйте городские клубы. 99.Охарактеризуйте ландшафтные клубы. 100.Как… Экзаменационный билет по предмету ИГОРНЫЙ БИЗНЕС Билет № 1 130.Взаимосвязь… Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ИГОРНЫЙ БИЗНЕС Билет № 4 142.Расскажите о науке, которая своим…

Экзаменационные вопросы и билеты по финансовому менеджменту за весенний семестр 2001 года
Экзаменационный билет по предмету ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Билет № 1 121.Экономический смысл коэффициента трансформации. 122.Учет состояния рынка… Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Билет №… Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Билет № 3 133.Использование БРЭИ для оценки…

Экзаменационные билеты по эвристике за весенний семестр 2001 года

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам