Современные теории элит.

Макиавеллистская школа признает

· элитарность любого общества, что вытекает из естественной природы человека и общества.

· элите свойственны особые психологические качества, связанные с одаренностью и воспитанием

· групповая сплоченность

· легитимность элиты, признание массами ее права на политическое руководство

· структурное постоянство элиты; ее отношения господства неизменны

· формирование и смена элит в ходе борьбы за власть

Ценностные теории стараются приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных демократических государств. Они имеют ряд установок:

· элита обладает наиболее высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего государства сферах деятельности

· господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества, поскольку это наиболее продуктивная и инициативная часть населения

· формирование элиты не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей

· элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит современной представительной демократии.

Теории демократического элитизма рассматривают руководящий слой не только как группу, обладающими необходимыми для управления качествами, но и как защитницу демократических ценностей. Элиты, согласно данной теории, способны держать часто присущий массам идеологический и политический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.

Концепции плюрализма элит базируются на

· отрицании элиты как единой, привилегированной и сплоченной группы; влияние каждой из них ограничено специфической для нее областью деятельности

· с помощью выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. можно ограничить или вообще предотвратить действие закона олигархических тенденций и удержать элиты под влиянием масс

· конкуренция элит делает возможной подотчетность элит массам; это предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы

· в современном демократическом обществе власть распылена между многообразными общественными группами и институтами

· различия между элитой и массой относительны и условны

Леволиберальным концепциям свойственно признание единой, относительно сплоченной привилегированной властвующей элиты, ее структурного постоянства, группового самосознания и т.д. Однако внутри правящей элиты существуют сложные иерархические отношения. Сторонники леволиберальной теории элиты обычно отрицают прямую связь экономической элиты с политическими руководителями. Последние согласны с основными принципами существующей рыночной системы и видят в ней оптимальную для своего общества форму социальной организации.

Партократическая теория элиты получила реальное воплощение в странах тоталитарного социализма. Ее основополагающие черты:

· глобальный, мессианский характер политической элиты; ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму.

· всеобъемлющий характер политического руководства всеми сферами общества: экономикой, распределением материальных и духовных благ, решением кадровых вопросов и т.д.

· происхождение из социальных низов и прежде всего пролетариата как определяющий критерий вхождения в политическую элиту

· приверженность одной идеологии является гарантией успешного руководства обществом

· жесткая иерархичность элиты и милитаризация ее внутренних отношений