КАК ВЫРАЗИТЬ ЭТО СЛОВАМИ?

 

«Ум должен знать, что он не в силах

ухватить то, что я собираюсь описать.

Бесконечность воспринимает себя

из себя же в каждый момент, внутри каждой

частицы себя, повсюду и единовременное»

Сюзан Сигал

 

«Когда я говорю слово "ты",

То подразумеваю сотни вселенных».

Руми

 

Как выразить это словами? Это видно столь ясно, но тем, периферийным зрением: когда поворачиваешься в его сторону, чтобы ухватить с помощью концепции, вы­разить с помощью языка, оно исчезает. Все учителя, все древние мастера ходят вокруг да около: это заставляет меня улыбнуться всякий раз, когда я сталкиваюсь с чем-то, что косвенно указывает на это. Но выразить словами это невозможно. Оно гениально. За пределами гениаль­ности: абсолютное, ошеломляющее Сияние. «Божест­венный гипноз» есть Само-гипноз.

Вы когда-нибудь пытались сыграть в прятки с сами­ми собой? Не особенно увлекательно: вы всегда знаете, где искать, а притворяться, что не знаете, получается не слишком убедительно. Где я могу спрятаться от самого себя так, чтобы я не мог найти себя… до тех пор, пока не найду? Ответ вам известен. Вы просто не знаете, что знаете его.

Вы знаете, что с миром что-то не так, со всем его ус­тройством. Это подобно той самой занозе в вашем уме. Все это просто не складывается в единое целое: что-то не так с этой картинкой, но вы просто, хоть убей, не мо­жете понять, что именно. Вы ищете и рыщете, и боре­тесь, надеетесь, молитесь, слушаете и учитесь, и всякий раз, когда вам кажется, что вы что-то понимаете, оно ус­кользает от вас. И вам становится ясно, что это часть то­го, что идет не так; это безумие, это не должно даваться с таким трудом. Затем внезапно вы получаете то, что хо­тели, и вы понимаете, что это не должно быть настолько легко. Это не то, что вы на самом деле хотели. И вы сно­ва принимаетесь за поиски, исследования и борьбу. Не понимая, что больше искать нечего. Не только весь жизненный путь вашей собственной личной истории работает против вас, но и весь ваш опыт, мысли, воспоминания, беды, раны, привязанно­сти и победы, и все, чему, по вашему мнению, вы научи­лись, что приобрели и потеряли. Но еще тяжелее прихо­дится с перенятым грузом и инертным движением всего этого невероятного эксперимента, миллиардов тел-умов, подобных вашему, но отличных от вашего, одер­жимо стремящихся в одном и том же направлении, давая поддержку и опору и делясь общепринятыми зна­ниями и заверениями, чтобы увлечь вас с собой из ко­лыбели в могилу. Примкнете ли вы к революции или к Республиканской партии, или к Группе владельцев «харлей-дэвидсона», или к Католической церкви, или к Ис­ламскому джихаду, или к монастырю дзэн, или к НОЖ (Национальной организации женщин), или к АА, или к ААА, или к последователям Шри Рама, или к местной футбольной команде, или к Уэйт Уочерс[10], или к Волонтерам хосписа, или к Гринпису, или к Морской пехоте, — все это одно и то же. Все они будут побуждать вас делать то, что делают они, и думать так, как думают они, и вам захочется поверить им, но в какой-то момент вам станет ясно, что все это — чушь.

Здесь вы правы. Само исходное условие ложно. Ос­нова, на которой базируются все действительные пред­положения о жизни, вселенной и всего вокруг, на 180 градусов отстоят от цели. То, во что верят, чему учат, что поддерживают и награждают определениями «естест­венный», «нормальный», «правильный», «здоровый» и «здравый», «хороший», «истинный», «ценный», «полез­ный» и «заботливый», даже «священный» и «святой», ес­ли следовать им, уведут вас по садовой тропинке, и, да­же стараясь изо всей мочи, вы все равно останетесь спать крепким сном.

Нечто действительно удивительное во всем этом — понимание того, что вся человеческая традиция, исто­рия, движение и склонность к «духовности», «святости» и «священности» находятся совершенно вне правиль­ной дороги. Все это пребывает в полном заблуждении. Нет ничего святого, духовного, священного или божест­венного во Всем, Что Есть. Оно целиком а-теистично. Оно от начала и до конца, полностью и совершенно без-личностно. Человеческая склонность к благоговейному трепету, к тайному и сверхъестественному — просто склонность, часть запрограммированности организмов тела-ума.

Здесь нет ничего неправильного, ничего такого, чего следует остерегаться, что нужно избегать или исправ­лять. У непосредственно этого тела-ума, с его индейски­ми и романо-католическими истоками, в избытке пре­данности, свойственной бхакти, вызывающей слезы в глазах при пении баджан или чтении Руми; и как вы, возможно, заметили, изъясняться оно склонно сообраз­но. Это замечательно трогательное сновидческое качество этих штуковин тела-ума, и, на самом деле, оно мо­жет быть даже весьма прекрасным. Но дело лишь в их функционировании, в их точке зрения. По сути, нет ни­чего духовного или святого в понимании, что того, кто думает так, ощущает духовность или святость, не суще­ствует. Это просто то, Что Есть.

 

«Видите ли, поиск уводит вас от самих себя; он идет в противоположном направлении; здесь нет никакой взаимосвязи. Поиск всегда ведется в не­верном направлении, поэтому все, что вы считае­те очень глубоким, все, что вы считаете священ­ным, — лишь загрязнение в этом сознании. Воз­можно, вам не нравится слово "загрязнение", од­нако все, что вы считаете священным, святым и глубоким, является загрязнением». (У. Г. Кришнамурти)

 

Истина противоположна всему, что вы знаете. Вещи не являются тем, чем кажутся, и тем, чем вас научили их считать. Думание — не есть ваше нормальное состояние. Личная вовлеченность — не есть ваше естественное со­стояние. Даже то «священное» и возвышенное, что вы называете «любовью», не является вашим естественным состоянием. Стараться, заботиться, жадно стремиться, желать, иметь убеждения, иметь мнения, необходимость отстаивать эти свои позиции, необходимость вообще в чем-либо — ничто из этого не является вашей изначаль­ной природой, вашей истинной сущностью. Все это — приобретенные, обусловленные паттерны поведения, гипноз, призванный поддерживать ваше пребывание во сне. Обусловленность проникает столь глубоко, что вы считаете ее своей истинной природой, но я уверяю вас, это не так. Отступите. Ваше Я первично по отношению ко всему, что вы считаете истинным и реальным.

И когда Я, эта Истина, это ни-что вашей изначаль­ной природы взорвет и уничтожит вашу сновидческую осознанность, вы поймете, что это всегда было ближе к вам, чем что-либо, известное вам.

 

«Я сказал вам все, что составляет самую суть Ис­тины: нет ни вас, ни меня, ни Высшего Существа, ни ученика, ни гуру». (Даттатрея)

 

Нигилизм? Вы называете это нигилизмом? Вы даже не представляете себе, насколько это выходит за пределы нигилизма. Вам все понятно здесь? Я говорю что-то та­кое, что невозможно выразить словами? Разумеется, нет.

 

«Существование мира подобно сновидческому миру спящего. Мы ощущаем мир как реальный, потому что мы ощущаем свое тело как реально су­ществующее, и наоборот. Это фундаментальная иллюзия. Люди считают, что мир уходит корнями в древность. На самом деле, он возникает с вашим сознанием.

Видимое есть отражение вашего собственного со­знания.

Вы видите себя в мире, в то время как я вижу мир в себе. Вам кажется, что вы рождаетесь и умирае­те; в то время как для меня мир возникает и исче­зает». (Нисаргадатта Махарадж)

 

Видите? Вспышку, возможно, мгновенный проблеск. Впрочем, это бессмысленно, потому что вы знаете не­выразимое так же, как знаю его я. Вы есть Я. Мы опять там, с чего начали.

Здесь всегда происходит только одно. Знаю, я всегда говорю, что ничего не происходит. Разницы нет. Это вы­глядит поразительно, бесконечно сложно, кажется, что несметное количество вещей взаимодействуют и замыс­ловато связаны между собой, но это не так. Все абсолют­но просто. Вы знаете это. Всегда происходит только од­но, один танец, «единственный танец, который сущест­вует», и это танец Я. И этот танец есть Недвижимость.

Однажды я провел несколько послеполуденных ча­сов, слушая, как один учитель объясняет реальность примерно следующим образом: Допустим, всю свою жизнь вы посвятили рассматриванию фотографии дере­ва. Красивой, полноцветной, с высоким разрешением. И вы решили, что это все, что есть: эта красивая фото­графия дерева — то, что вы считаете реальностью. Но я, говорит он, здесь, чтобы помочь вам сделать шаг назад, к тому, что было до фотографии. (Он читал Махараджа.) Я покажу вам негатив, с которого была сделана фотогра­фия (это было до появления цифровых фотоаппаратов), и вы неожиданно поймете, что вся ваша реальность име­ет обратную сторону. Здесь, в дуальности, всякая вещь имеет свою противоположность, существующую с ней наравне. Если вы поместите негатив на фотографию, то обнаружите, что они сводят друг друга на нет. То, что имеет темный цвет на фотографии, является световыми пятнами на негативе, и наоборот. Даже цвета противо­положны друг другу. Поэтому то, что вы получаете, ког­да совмещаете их, есть ничто. Позитивное сводит на нет негативное и наоборот, так что не остается ни позитив­ного, ни негативного, остается ничто. Пустота. И это то, чем на самом деле является реальность. Не тем, чем вы всегда ее считали, и не ее противоположностью, но од­новременным существованием и не-существованием обеих.

В конце концов, я поднялся и вышел. То, что он говорил, было, конечно, верно. Так что же? В чем проблема?

В дереве, идиот! Господи, ты сам сделай шаг назад! На улице растет дерево, под дождем и под солнцем, с корнями в земле, с листвой на ветру, на которое кто-то навел фотоаппарат, чтобы сделать тот негатив и снимок. А жизненная правда этого дерева настолько далека от всей этой вдалбливаемой логики фотографии, ее нега­тива и ничто, получаемого путем их совмещения, что вы даже представить себе не можете. А разговоры о пещере Платона! Проснитесь! Все эти разговоры бесполезны. Истина того, Что Есть, настолько далека от того, что вы воспринимаете, думаете и теоретизируете, что это дей­ствительно совершенно бесполезно. Но вы тоже об этом знаете.

 

«То, что у нас теперь есть, —

не фантазия.

Это не горе,

Не радость, не состояние суждения,

Не ликование и не грусть.

Они приходят и уходят.

Неизменно только Присутствие.

 

Что можно еще желать?

То, чем мы сейчас являемся,

сотворило тела, клетка за клеткой,

вселенную, звезда за звездой.

Тело и вся вселенная

возникли из этого;

это ни из чего

не возникло».

 

(Руми)