Вопрос 36Противоречие и его формы

Противоречие - отношение, сторонами которого являются различные силы и тенденции в состоянии борьбы,.

исключают друг друга - разрешение противоречия.

Классификация противоречий.

1. По характеру возникновения: необходимые, случайные.

2. По месту в системе: внутренние, внешние, хотя и внешние, и внутренние противоречия оказывают определенное влияние на процесс развития, главным источником развития является процесс разрешения внутренних противоречий. Это поло­жение диалектики имеет огромное практи­ческое значение: сталкиваясь с той или иной проблемой, следует прежде всего выявить внутренние противоречия и найти наиболее правильный способ их разрешения.

Вместе с тем важно помнить, что внутренние и внешние противоречия сами подчиняются диалектике взаимопероходов и взаимопревращений противоположностей. Проти­воречия, выступающие в одной ситуации как внешние, могут оказаться внутренними в другой.

3. По роли в развитии: основные (связаны с обменом веществ), неосновные. Противоречия, которые оказывают решающее влияние на про­цесс развития, разрешение которых приводит к возникновению принципиально новых явлений и процессов, называются основными. Все остальные противоречия яв­ляются второстепенными, неосновными.

4. От этапа хар-я: главные, неглавные.

5. По характеру разрешения: антагонистические (войны, восстания), неантагонистические (мирный путь) Отличительная черта антагонистических противоречий — крайняя степень остроты, невозможность примирить противоположные интересы, цели и позиции тех или иных социальных групп и клас­сов в рамках данного общества. Поэтому антагонистиче­ские противоречия разрешаются в упорной и ожесточен­ной борьбе и, как правило, завершаются уничтожением одной из борющихся сторон. Разрешение неантагонистических противоречий, в отличие от разрешения противоречий антагонистических, не требует уничтожения одной из противоположностей. Такие противоречия разрешаются, как правило, мирным путем на основе постепенного, последовательного и сознательного сближения позиций и интересов

6. Критерии по причинной обусловленности: необходимости, свободы.

7. По отношению к противоположностям: формально логические (не терпит противоречий), диалектика.

Еще можно сказать о законе диалектики: единства и борьбы противоположностей.

Главные понятия.

Тождество - философская категория, характеризующая отношение вещи к себе, к другим вещам, сторонами которых

являются свойства, тенденции, сила, совпадающие друг с другом.

Различие - философская категория, характеризующая отношение вещи к себе, к другим вещам, сторонами которых

являются силы и тенденции, свойства, не совпадающие друг с другом.

Противоположность - крайняя степень развития, сторонами которых являются силы и тенденции,

взаимоисключающие друг друга.

Противоречие - отношение, сторонами которого являются различные силы и тенденции в состоянии борьбы,.

исключают друг друга - разрешение противоречия.

Генезис становления и развития противоречия:

1. Тождество преобладает над развитием.

2. Различия преобладают над тождеством.

3. Борьба противоположностей —> противоречие —> развитие. Т.е. любое явление - борьба единства и противоположностей.

Проблемы связаны с тем, что борьба имеет абсолютный характер, т.к.:

1. новое - результат борьбы противоположностей.

2. борьба - внутренний источник.

3. борьба преодолевает единство и взаимоисключение, берет верх над взаимопроникновениями.

Единство носит относительный характер.

1. Момент совпадения, устойчивости.

2. Единство - возможность перехода от одной противоположности в другую.

3. Единство характеризует целостность материальных систем, связей, отношений.

Болезнь как противоречивое явление

В познании сущности болезни важное значение имеют понятия „патологический процесс"и „патологическое состояние", в которых отражены существенные связи и противоречивые тенденции жизни организма в ненормальных условиях.
Для того чтобы раскрыть содержание этих понятий, необходимо вначале остановиться на диалектическом понимании категорий „процесс" и „состояние".

Как противоположные стороны единого целого, процесс и состояние диалектически взаимосвязаны. Природа и каждая ее область есть всегда единство процесса и состояния, движения и покоя. Процесс имеет качественно различные состояния, состояние существует лишь как процесс. Процесс находится в единстве с определенным состоянием, т. е. он устойчив и относительно постоянен, состояние пребывает в процессе, т. е. оно изменчиво и преходяще.

Патологическое состояние, в отличие от патологического процесса, характеризует болезнь с точки зрения ее структурных, морфологических закономерностей, выражающих существенные и необходимые взаимосвязи между различными органами, тканями и системами целостного организма.
Таким образом, больной организм диалектически сочетает в себе противоречивые черты процесса и состояния. В каждом заболевании, независимо от того, как оно протекает (быстро или медленно, заметно или незаметно), имеет место единство изменчивости и устойчивости, движения и равновесия. Патологический процесс имеет различное состояние, он представляет собой последовательное прохождение различных патологических состояний. Патологическое состояние, в свою очередь, воплощая в себе изменение, выступает как момент, ступень процесса. Иначе говоря, изменение болезни, ее постоянное течение (патологический процесс) существует в неразрывной связи с ее сохранением и устойчивостью (патологическим состоянием).

Врачебная деятельность должна сводиться не только к внешним факторам (лекарствам), но и к защитным факторам

среды.

Закон противоречий имеет значение 'для внутренней противоречивости болезни.

Норма, болезнь, здоровье (категории)

особое место в медико-биологических науках. Своеобразная триада, поодиночке не рассматриваются. Здоровье - нормальная жизнедеятельность организма. Болезнь - нарушение нормальной жизнедеятельности (снижение адаптации, снижение выполнения функций).

Аспекты подхода к здоровью и болезням:

1. Этиологический.

2. Патологический.

3. Социальный аспект.

Этиологический.

Боткин. Причина заболевания связана с внешней средой, которая действует непосредственно на организм или через

посредников.

Патологический.

Павлов —> патологическое явление - «поломка» органа —> нарушение норм деятельности —> включаются защитные

механизмы —> деятельность компенсаторная (в зависимости от органа).

В общебиологическом плане —>с сущности жизни и обмена веществ à специфические формы обмена.

Здоровье - гармонический обмен процессов.

Болезнь - нарушение обмена, дисгармония.

Снижение адаптации, защитных свойств, нарушение функциональных и других процессов.

Общее - нарушение обменных процессов.

Специфическое для человека - психоэмоциональный, психоинтеллектуальный (напр., йоги) наряд на обменные процессы.

Социально-трудовой аспект.

Т.е. насколько эффективно человек выполняет общественно-трудовые функции. Маркс: «Болезнь - стесненная в своейсвободе жизнь», т.е. болезнь имеет не только биологический характер, но и социально-трудовой.

Болезнь <-> здоровье. Если предпосылкой к выполнению функции является хорошее здоровье, то само здоровье

определяется обществом, условиями труда, качеством труда, условиями жизни.

37. Понятие закона. Закон и сущность. Классификация законов.

Закон -необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая связь есть З. Связь может быть необходимой и случайной. З. это необходимая связь. Он выражает существенную связь между сосуществующими в пространстве вещами. Это З. функционирования. Наряду и в единстве с З. функционирования существуют З. развития, выражающие тенденцию, направленность или порядок следования событий во времени. Так, общество закономерно развивается от одной общественно-экономической формации к другой. В системе объективного идеализма З. трактуется как выражение мирового разума, воплощённого в природе и обществе. С точки зрения субъективного идеализма З. привносится познающим субъектом в реальный мир: разум даёт законы природе. Диалектический материализм исходит из того, что З. носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей, а также их отражение в сознании.

1.Отдельные законы, действующими в ограниченной области и изучаемыми отдельными конкретными науками: физикой, химией, биологией (З. естественного отбора);

2.Особые законы, изучаемыми рядом областей знания (З. сохранения энергии);

3.Всеобщие, универсальные (переход количественных изменений в качественные), которые исследуются философией.

Одни З. выражают строгую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами (например, З. всемирного тяготения); другие З. не поддаются математическому выражению (например, З. естественного отбора). Различают также динамические и статистические З. Динамические З. выражают необходимую причинную связь, при которой взаимоотношение между причиной и следствием однозначно.(движение Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли). Статистическая закономерность представляет собой диалектическое единство необходимых и случайных событий. В этом случае из начального состояния системы её последующие состояния следуют не однозначно, а с определённой вероятностью, характеризующей меру осуществимости того или иного случайного события (выигрыш по лотерейному билету).

Реализация З. зависит от соответствующих необходимых условий, наличие которых обеспечивает переход следствий, вытекающих из З., из состояния возможности в действительность. В природе З. действуют как стихийная сила. Общественно-исторические З., есть законы самой человеческой деятельности: они создаются и реализуются только людьми. Но действие законов объективно: в основе исторического процесса лежит развитие способа производства.

На основании познания З. достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в практику. Посредством познанных З. оказывается возможным управление как природными, так и социальными процессами. Отражённые в мышлении З. составляют ядро науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объёмом и глубиной знания его З.

Диалектика опирается на три основных, универсальных закона: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

"Закон есть отношение... Отношение сущностей или между сущностями". Как существ. отношение З. осуществляется через сложнейшее диалектич. переплетение связей взаимодействия, причинных, функциональных и пр. связей. Установление закономерности явлений необходимо свидетельствует о наличии З. в их происхождении и развитии, но сама закономерность таким З. еще не является. Открытие закона есть дело дальнейшего развития науки путем проникновения в сущность явлений, охватываемых данной закономерностью.

Однопорядковость понятий З. и сущности определяется тем, что то и другое имеют своим содержанием такие отношения внутри определ. целого, которые характеризуют его как всеобщее, т.е. как систему, необходимо возникающую в процессе развития материального мира и устойчивую в силу своей необходимости. Но если понятие сущности характеризует взаимодействие внутри данной системы, то понятие З. отражает историю возникновения и развития данной системы взаимодействия и поэтому включает в себя принципы ее организации.