Вопрос 40.Сущность и явление.

Категория «явление» отражает объективную внешнюю сторону ок­ружающих нас процессов и предметов, с которой мы сталкиваемся в практической, экспериментальной деятельно­сти. Эта внешняя сторона воспринимается нами непосред­ственно или через посредство приборов, инструментов, различной аппаратуры и т. д.

Категория «сущность», следовательно, отражает внутренние, глубинные свойства и связи, регулирующие процессы функционирования и развития изучаемых пред­метов и процессов. Она отражает всю совокупность внут­ренних закономерностей данного явления или группы явлений.

Примеры:

Немецкий философ И. Кант, пытаясь примирить эмпиризм и рационализм , утверждал, что с помощью наших органов чувств мы можем познать лишь явления — то, какими вещи нам кажутся. Сущность вещей, которую он называл «вещью в себе», мы познать не можем.

Гегель строит диалектич. понимание сущности и явления на основе концепции "объективности понятия", тождества мышления и бытия. Явление есть не субъективное выражение непостижимой "вещи в себе", а ее собств. Выражение. Вместе с тем в явлении сущность не только выражается, но и маскируется, представая часто в чуждом, "лишенном сущности" виде. Поэтому задача теоретич. познания состоит в том, чтобы критически осмыслить непосредств. видимость вещей и проникнуть в подлинное содержание действительности, постигнуть ее "идею", под которой Гегель понимает всеобщие определения действительности в их связи и единстве.

Последнее наиболее резко выражено в неопозитивизме, к-рый признает реальными только явления, "чувственные данные", а сущности отказывает в объективном существовании. Напр., Рассел считает вопрос о сущности чисто лингвистическим, т.к., по его мнению, сущность может иметь слово, а не вещь.

Клинический диагноз.

Рассматривая процесс постановки диагноза можно сказать, что клиническая картина болезни- есть ее явление, а причина породившая ее – сущность заболевания. Внутренняя, скрытая сторона (исток болезни) всегда обнаруживается через внешнюю, доступную наблюдению(симптомы), а внешняя обусловливается внутренней, имеет ее своей причиной. Вместе с тем категории «явление» и «сущность» выражают связь и зависимость этапов познания. Явление познается нами на уровне чувственного познания, живого созерцания. Сущность же открывается на этапе абстракт­ного мышления с помощью понятий и суждений. Познание сущности объекта связано с раскрытием законов его функционирования и развития.

Так, рассудив о симптомах заболевания, проведя обследование и клинические анализы, врач делает постановку диагноза – т. е устанавливает причину заболевания. Но в случае болезни не стоит забывать, что явление одной болезни, может быть сходным с проявлением другой, поэтому необходимо углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д.