Часть и целое. Типы целостности. Проблема целостности в медицине

Часть и целое -философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщённости. Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Категории часть и целое характеризуют также общее движение познания, которое обычно начинается с нерасчленённого представления о целом, затем переходит к анализу, расчленению целого на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного целого.

Проблема отношения Ч. и ц. была выдвинута в античности (Платон, Аристотель); она рассматривалась во всех значительных философских учениях. Материалистические концепции (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, французские материалисты 18 в.), ориентировавшиеся на науку, были связаны, как правило, с механистическим, суммарным пониманием целого, заимствованным из механики. Классическое естествознание стремилось познать целое лишь с точки зрения его состава, строения. В противовес этому идеалистические учения (Платон, средневековая схоластика, отчасти Г. Лейбниц) делали упор на несводимость целого к сумме частей; они рассматривали в качестве подлинно целостных лишь продукты духовной деятельности, а материальные образования трактовали как механически целые, мёртвые агрегаты. Разрыв и противопоставление этих двух сторон (механическая сумма частей — на одном полюсе; духовное, мистическое целое — на другом) приводит к антиномиям Ч. и ц., главные из которых таковы: 1. Положение — целое есть сумма частей. Противоположение — целое больше суммы частей. 2. Части предшествуют целому. Целое предшествует частям. 3. Целое причинно обусловлено частями. Целостный подход противоположен причинному и исключает его. 4. Целое познаётся через знание частей. Части как продукт расчленения целого могут познаваться лишь на основе знания о целом.

Немецкая классическая философия (Ф. Шеллинг, Г. Гегель) ввела различение неорганичного и органичного (саморазвивающегося) целого; однако органичное целое связывалось лишь с развитием духа, а не материи. В 19—20 вв. подобное толкование отношения Ч. и ц. развивалось в различных идеалистических концепциях (неовитализм, холизм, интуитивизм и др.).

Обобщая данные теоретических концепций и дисциплин, основанных на целостном подходе к объектам, диалектический материализм даёт рациональное объяснение диалектики Ч. и ц. Не только теоретически, но и на экспериментальном материале было показано, что в случае сложноорганизованных объектов целое несводимо к сумме частей. Была раскрыта недостаточность для решения проблемы формулы "целое больше суммы частей", поскольку она неявно исходит из предположения об аддитивности (суммарности, не образующей целостности) свойств целого: целостность выступает здесь как некий остаток от вычитания суммы частей из целого. Решение проблемы состоит в том, что целое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия в определённой системе связей.

1) Целое сводится к сумме своих частей. Элементаризм — целое сводится к своим элементам. Редукционизм — сложный человеческий организм сводится к его составляющим, то есть сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому. Механицизм — целое — просто сумма частей

2) Целое не сводится к сумме частей, а обладает качественной спецификой и предшествует частям. Холизм — познание частей происходит через познание целого. (Гегель, Платон, Аристотель)

По своему строению можно выделить следующие типы целостности:

1) Неорганизованная целостность ил конгломерат — свойства целого во многом совпадают со свойствами частей (куча камней)

2) Организованная целостность — связи между частями определяют характер целого, а его свойства могут быть отличными и даже противоположными (атом)

3) Органическое целое — внутренние связи настолько прочны для целого и частей, что раздел может привести к разрушению и целого, и частей (живой организм)

По типу связей между частями различают слежующие типы целостности:

1) структурный тип — связи строения (кристалл, архитекутрное сооружение)

2) генетический тип — связи развития (растения, эмбрион)

3) функциональный тип — связи функционирования (жизнь органа, завод)

Проблема целостности в медицине:

1) Механицизм (Вирхов) — абсолитизировал самостоятельную роль клетки — такая точка зрения получила название целлюляризма. Сторонники этого направления считают тождественными процессы, протекающие в изолированной клетке и внутри всего организма

2) Витализм — концепция, которая считает, что есть жизненная сила, которая оживляет неживое в организме. Жизненная сила рассматривается как нечто нематериальное.

Болезнь — это целостная реакция организма. Но целое не только не исключает относительной самостоятельности частей, но и предполагает их. Палов писал: «Животный организм есть целое, есть система» Клиническая практика показывает, что при заболевании нет как «абсолютно локальных», так и «абсолютно общих» процессов. Болезнь всегда включает в себя единство общего и местного, несмотря на то, что в каждом конкретном клиническом варианте их соотношение может быть весьма различнымв зависимости от характера, степени тяжести и осложнений болезни. Всякая болезнь — это местная или общая остановка жизни, без остановки кровообращения, без преграды движению внеклеточных жидкостей нет болезни. Не существует локальных заболеваний, болезей органов, болен всегда человек в целом. Поэтому процесс познания врача характеризуется движением мысли от общего к единичному и от него вновь к общему.