Авиценна

Уроженец Персии, Авиценна уже в юности увлекался изучением философии и медицины. Он написал более 100 сочинений о различных областях знания. Шесть из них посвящены медицине. Главный медицинский труд Авиценны — «Канон врачебной науки» в пяти книгах выдержал 29 изданий на латыни. Это медицинская энциклопедия по профилактике и лечению болезней. Первая книга содержит теоретические основы медицины и общие положения медицинской практики; вторая — сведения о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения: третья — описание «частных» или «местных» болезней органов человека; четвертая книга посвящена «общим» болезням тела — лихорадкам, опухолям, язвам, ожогам, ранениям, а также заразным болезням; пятая включает в себя описание способов изготовления и применения лекарств сложного состава — пилюль, таблеток, порошков, сиропов, противоядий, пластырей и т.д. В сочинениях Авиценны содержатся астрологические указания на зависимость состояния здоровья от лунных фаз, правила определения болезни по характерным изменениям пульса больного. Авиценна писал о «третьем состоянии» организма, промежуточном между здоровьем и болезнью. По его выражению, «это не здоровье и не болезнь, как это бывает с телом стариков или у выздоравливающих детей».

Исторические параллели: Симптомы и методы предупреждения этого «третьего состояния» организма, ослабляющего здоровье и часто приводящего к болезни, занимают и современную медицину. Речь идет о влиянии стрессов и хронической усталости, плохих экологических условий и авитаминоза, радиоизлучений, электромагнитных полей, компьютерной техники и других факторов на организм человека.

В XII в. Канон был переведен на латынь и в течение пяти столетий служил настольной книгой для врачей, затмив даже труды таких знаменитых предшественников, как Разес. После изобретения книгопечатания в XV в. он был в числе первых изданий. Во всех университетах Европы до середины XVII в. изучение и преподавание медицины основывалось на труде Авиценны.

12.Философия эпохи Возрождения о сущности человека. Натурфилософия и медицина Ренессанса

Новое миропонимание заключалось прежде всего в том, что мыслители ЭпохиВозрождения стали совершенно иначе, нежели христианские теологи, относитьсяк проблеме человека. В традиционном христианском понимании человек– этолишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизньюдоказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную.

С кон XIII - нач XIV в. сущность человеческой личности начинаетпониматься совершенно иначе. На смену христианскому теоцентризму приходитвозрожденческий антропоцентризм, когда человек, проблемы личности становятсяцентром и целью всякого познания, мышления в целом.

Уже Данте Алигьери в своей знаменитой "Комедии", названнойпозднее "Божественной", писал, что из всех проявлений Божественной мудрости,человек - величайшее чудо. В дальнейшем отношение к человеку, как к некомучуду, даже как к центру Вселенной вообще, сохраняется и становитсяопределяющим. "Чудо великоеесть человек".

Человек в Эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности -материальная природа человека интересовала мыслителей той поры не меньше чем его духовные качества. Наиболее ярко внимание к человеческому телупроявилось в искусстве Ренессанса. Возрождение интереса к красотечеловеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции человеческого тела - одна из характерных черт произведений искусства того времени. Поэтому втворчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и другихвыдающихся художников и скульпторов изображение человека как существаплотского, телесного и красивого в своей телесности становилось условием длявыражения духовного мира человеческой личности.

Мыслители Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развитиячеловека -- физического и духовного. И все же большее внимание они уделялиформированию духовной природы человеческой личности. В те времена считалось,что наиболее духовный мир развивают такие отрасли знания как литература,философия, история, риторика. Уже в XIV в. эти области человеческого знанияи творчества стали называть гуманитарными дисциплинами, а самихпреподавателей истории, литературы, философии, риторики - гуманистами. Позднее термин "гуманизм" приобретает более широкое значение. В общем смыслегуманизм - это стремление к человечности, к созданию условий длямаксимального развития способностей человеческой личности, а также условийдля достойной человека жизни.

Гуманистическую направленность можно выделить в различныхконкретных философских и социально-политических учениях разных времен иразных авторов.

Ренессансная натурфилософия («философия природы») решительно заявила о себе во второй половине Чинквеченто. Ее общим направлением стал пантеизм — от мистического до натуралистического. Оставляя за всевышним роль перводвигателя, давшего лишь изначальный толчок развитию природы, натурфилософия создавала новую картину мира. Главным предметом рассмотрения в натурфилософии XVI в. стала природа, наделенная атрибутами самого Бога. Крупнейшими представителями итальянской натурфилософии были Кардано, Телезио, Патрици, Бруно.

В XVI в. именно медицина была одной из наиболее успешно развивавшихся областей естествознания.

Джироламо Фракасторо ввел термин «инфекция», дал описание оспы, чумы, малярии и других заразных болезней и методов их лечения. Андреас Везалий в сочинении «О строении человеческого тела» исправил ошибки Галена и других своих предшественников в описании скелета человека, привел в систему анатомические знания, положив начало этой науке.

Наряду с Везалием Кардано был самым знаменитым итальянским медиком своего времени. Правда, оба они подвергались гонениям, им запрещалось преподавание медицины в университетах. Свои познания в области медицины Кардано изложил в сочинениях «Комментарии к Гиппократу» и «О противоречиях среди докторов».

Большинство трудов Кардано посвящено философским проблемам — «О тонких материях», «Об изменчивости вещей», «О мудрости» и ряд других. В своей натурфилософской концепции он исходил из пантеистических представлений с мистической окраской. Он признавал существование материи, полемизируя со схоластикой, утверждал тезис о вечности первоматерии Вселенной.

Кардано полагал, что космос наполнен «тончайшей материей», которая принимает разнообразные формы. Вселенную он рассматривал как единое целое, где «все вещи связаны между собой и сходятся в единстве». Единство же мироздания достигается, по его мнению, благодаря мировой душе — активному жизненному началу. Кардано считал необходимым при изучении природы искать прежде всего очевидные, непосредственные связи вещей и явлений, осуждал стремление возводить к Богу причину каждой вещи.

Продолжая традицию гуманистической антропологии, Кардано ставит человека в центр мироздания. Ум человека несет в себе частицу разлитого в природе божественного начала, что позволяет ему постигать ее глубинные тайны. Однако достоинство человека Кардано связывает не только с разумом, но и с другими физическими свойствами, с телесным здоровьем.