Философское определение человека

Человек сумел по-другому, по-новому наладить отношения с природой, со средой своего обитания. По сравнению с животным человек живет как бы в новом измерении реальности: вместо приспособления к природе человек приспосабливает ее к себе. Человек создает специфическую сферу своего бытия – культуру. В ней он опредмечивает и тем самым закрепляет свои способности. С помощью культуры человек усваивает и предшествующий опыт, накопленный человечеством. Определение человека как существа культурного имеет принципиальное значение и устанавливает не количественное, а именно качественное отличие человека от животных. Но это определение является формальным: выяснив, как содержит себя человеческая сущность, необходимо еще определить, что она из себя представляет.

Опытным путем доказано, что высшие животные могут совершать вполне умные действия. Старое представление о том, что животным присущи лишь инстинкт и память, не выдерживает критики. Животное – не механизм влечений. Оно может их определенным образом регулировать и в известных пределах даже избегать близкой выгоды ради достижения более отдаленных во времени, зато больших преимуществ. Чего действительно нет у животного, так это предпочтения в выборе самих ценностей, например, полезного в ущерб приятному. Очевидно, что специфика человека, или то, что можно назвать его особым положением, возвышается над техническим интеллектом и способностью к выбору. То, что делает человека человеком, есть принцип, который не сводим к естественной эволюции жизни. Для его обозначения можно употребить широкое по смыслу слово, которое заключает в себе и понятие разума, но наряду с ним охватывает и целый ряд ценностей и высших чувств. Это слово – дух. Таким образом, содержательное определение человека в том, что он есть духовное существо. Всякое животное – высоко- или низкоорганизованное – действует сообразно своим влечениям, каким бы хитроумным это действие ни было. Человек же, как духовное существо, вольно или невольно пропускает свои влечения через систему своих идей и ценностей и только потом действует сообразно своей духовности.

Только человеку присуще самосознание – как способность осознавать себя и отделять от окружающего мира. С возникновением самосознания появляется и представление о мировом пространстве. Необходимо различать понятия духа и души, первое из которых возвышается над жизнью, а второе представляет собой ее психическое проявление. То, что называется физиологическим и психическим, это две стороны одного и того же процесса – жизни. Духовность человека отличается от его психофизических проявлений. Она включает в себя принципы, которые не вырастают из жизни, а в определенном смысле даже противостоят ей. Отсюда вытекает особая проблема взаимосвязи природного и духовного в человеке.