рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Лекция № 16 Методика проведения анализа детского рисунка

Лекция № 16 Методика проведения анализа детского рисунка - Лекция, раздел Образование, М П И И Лекция № 16 ...

М П И И

Лекция № 16

Методика проведения анализа детского рисунка,

возрастные этапы его развития

Вопросы

1. Возрастные этапы развития детского рисунка(2-7 лет).

2. Выбор используемых методов и средств анализа детского рисунка.

Возрастные этапы развития детского рисунка

С помощью детского рисунка можно лучше понять ребенка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам… На сегодняшний день существует ряд серьезных диагностических методик и тестов,…

Первые возрастные стадии в развитии рисования.

1. Стадия каракулей, примерно до 2х лет. Первая стадия до изобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые… Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает… Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает…

Ассоциативная стадия (образного мышления).

Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они "узнаются" в том, что нарисовано. Например,… Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точке мира он ни жил, становится изображение…

Выбор используемых методов и средств анализа детского рисунка.

Палитра – зеркало души . Цветовая гамма рисунка.

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в… Каждый из цветов имеет собственное символическое значение: темно-синий –… 2.2 Анализируем детали: расположение предметов и силуэтов на листе, их размер и другие элементы.

Анализируя детский рисунок нужно внимательно рассмотреть части тела рисованных персонажей.

Глаза – очень важный элемент фигур. Глаза выражают печаль, с помощью глаз люди плачут. Поэтому если малыш постоянно рисует людей с большим глазами - это, скорее всего, свидетельствует о внутренних тревогах и страхах. Взрослые как бы должны заметить эти большие глаза и защитить ребенка. Когда ребенок рисует с большими глазами только определенного человека – это означает, что, по мнению ребенка, он нуждается в помощи.

Губы выражают настроение персонажей: улыбку, грусть. Если герои рисунков: сам ребенок, родители, друзья – улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка. Если у нарисованного персонажа сильно выделен ротили вокруг рта нарисованы множественные линии – признак того, что этого человека ребенок воспринимает как словесного агрессора, такой человек не обязательно много говорит, он может, например, делать колкие замечания.А если взрослый часто ругает ребенка, он может оказаться на рисунке вообще безо рта.

Отсутствие любой части тела, если она есть у других персонажей, должна насторожить.

Головадля детей это символ ума, самые умные герои рисунков изображаются с большой головой.

Уши не всегда рисуется дошкольниками, поэтому отсутствие ушей у всех персонажей ни стоит никак рассматривать. Ушами люди слушают мнение других людей о себе. Поэтому, если у всех фигур есть уши, а у одного персонажа нет – он может не слушать критику о себе. Персонажи с очень большими ушами – должны больше слушать мнение окружающих.

Округлые фигуры людей, расставленные в разные стороны руки и ноги– это типичные рисунки малышей. Если ребенок рисует угловатые или вытянутые рисунки с прижатыми или спрятанными руками и ногами– это может указывать на скрытность и замкнутость, на то что ребенку не с кем поделиться и он скрывает в себе чувства.

Руки– это символ общения, ими люди держаться, и взаимодействуют с окружающими. Хороший признак, когда нарисованные фигуры протягивают друг другу руки и соприкасаются.Это означает, что ребенок воспринимает отношения дружественными. Иные изображение указывают на отсутствие сплоченности и взаимодействия. Маленькие, короткие, спрятанные ручки – символ слабости – «ничего не могу сделать, ничего не могу изменить в этом мире». Замкнутые необщительные дети могут нарисовать себе такие руки. Большие руки и множество пальцев – символизируют силу изображаемого персонажа.

Многие психологи считают поднятые вверх руки нехорошим признаком.Так может изображаться ссора. Ребенок изображающий себя в такой позе хочет, чтобы его боялись.

Ноги нужны людям для ходьбы, насколько хорошо человек передвигается, зависит от опоры. Если рисованные фигуры полностью опираются на твердую поверхность (пол, дорогу, землю, ковер) – это хороший признак, ребенок который себя изображает твердо стоящим – уверен в своих силах.

Хорошо прорисованные острые элементы – могут быть символами агрессии.Это зубы и ногти, шипы и острые углы на заборе. На агрессивность указывают устрашающие позы фигур, враждебное выражение лиц, кулаки и оружие в руках.Однако, для того, чтобы сделать вывод, ребенка обязательно нужно подробно расспросить, для чего он это нарисовал, может быть, он так защищается от чего-то, например, от своих страхов.

Некрасивые, страшноватые фигуры символизируют, что ребенок себя чувствует неуютно в мире и нуждается в поддержке взрослых.

Характер нажима, штрихи, контуры

С 3,5-4х лет помимо свободного рисунка, который помогает увидеть предпочтительную цветовую гамму, соответствие определенной возрастной стадии и… Когда ребенок рисует себя (или просто человечка)следует особо обратить… Лицо рассматривает как символ социальной сферы, показатель самоуважения и адаптации в обществе.Когда совсем маленьким…

Организация рисования в целях тестирования состояния внутреннего мира ребенка

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и…

Домашняя иерархия

Оценка «манеры письма» Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются…  

Тест-рисунок «Моя семья».

Самый популярный тест «Рисунок семьи» (для маленького ребенка окружающий мир - это прежде всего семья), как и большинство других методик, можно проводить с ребенком старше 3-4 лет, который уже рисует «осознанно». Когда ребенок рисует человека уже не в виде «головоногих» (шарик с ручками и ножками), а отдельно изображает туловище и голову.

На таких рисунках важна последовательность – в каком порядке ребенок рисует членов семьи. Как правило, дети сначала рисуют себя – это хороший признак, т.к. ребенок рисует, прежде всего, себя в своем мире. Иногда ребенок рисует первым самого авторитетного в семье человека, потом себя, а последним наименее важного члена семьи. Плохо, если ребенок последним нарисует себя, т.к. это признак заниженной самооценки.

Считается, что эгоист, рисуя свою семью, нарисует только себя, но не знаю, бывают ли такие детские рисунки, сложно представить. Если ребенок не нарисовал себя среди членов семьи– это следствие трудностей в отношениях с близкими, ребенок чувствует себя всеми отвергнутым.На рисунках семьи также особое внимание следует уделить расположению фигур в вертикальной плоскости. Все дети считают себя уже почти большими, поэтому вполне нормально, когда все члены семьи нарисованы почти на одной линии. Если ребенок нарисовал себя значительно ниже других, скорее всего у него не получается проявлять свою индивидуальность и он чувствует себя излишне зависимым от взрослых. Провести общий анализ.

Тест-рисунок «В детском саду».

На таких рисунках в первую очередь нужно разобрать, что нарисовал ребенок.

Если на таком рисунке присутствует сам автор, другие дети, воспитатель, игровая площадка и игрушки – это хорошие знаки. Скорее всего, ребенку хорошо в детском саду, он дружит с детьми, для него важны отношения с воспитателем, ему интересно и для него значимо происходящее там.Но конечно, надо провести общий анализ, рассмотреть: цветовую гамму, проанализировать мимику и руки фигур, их расположение и прочее.

Если ребенок рисует только здание детского сада без людей– это означает, что он испытывает дискомфорт от пребывания там. В этом случае детский сад воспринимается ребенком неуютным и безликим, ему не интересно происходящее там и он не отожествляет себя с этим местом.

Важно для проведения теста:

1.Для рисования лучше всего предложить ребенку карандаши, которые позволяют при анализе рисунка учесть линии, силу нажима и штриховку.Для сюжетного анализа и анализа цветовой гаммы можно рисовать красками.

2.Предложите ребенку порисовать в обычный день, когда у ребенка «ровное» настроение. То есть не стоит тестировать ребенка, если он эмоционально перевозбужден, например, после праздничного дня или после посещения поликлиники, или если в семье произошла конфликтная ситуация. Такой рисунок может отражать ситуативное эмоциональное состояние.

3.Не стоит делать выводов по одному рисунку и отдельному элементу, не связанному с другими элементами на рисунке. Каким бы информативным ни казался рисунок, тестирование желательно повторить два-три раза с разницей в 1-2 недели. Определенные выводы можно делать, если настораживающие вас элементы рисунка – это стиль рисования ребенка. Например, папа уехал в командировку и ребенок на рисунке семьи не нарисовал его. В этом случае естественно, что ребенку не хватает папы. И не стоит делать вывод о каких-то проблемах в отношениях, если обычно папа всегда присутствует на рисунках.

4.Во время рисования взрослый должен присутствовать, но, не вмешиваться в процесс рисования:не предлагать что-то или кого-то нарисовать, не задавать вопросы и не комментировать детский рисунок. Взрослый нужен для того, чтобы наблюдать за процессом создания картинки, чтобы увидеть, кого и что ребенок нарисовал сначала, в каком порядке, обратить внимание, если какие-то элементы не уместились, почему. Например, самые маленькие детки, если им предложить нарисовать свободный рисунок начинают рисовать маму, но потом могут начать рисовать всю семью и себя. В этом случае мама получается большая, а все остальные члены семьи значительно меньше. Конечно, для 3х летнего ребенка мама зачастую самый главный человек, но в этой ситуации большое значение имеет неумение соблюсти пропорции, и другие возрастные особенности.

5.После того, как ребенок закончил рисовать, попросите рассказать, что нарисовано на картинке и кто есть кто. Ребенок может дать логичное объяснение многим непонятным или настораживающим деталям рисунка.

Что не стоит делать:

1. Не стоит анализировать «шаблонные» рисунки: выполненные на детских занятиях и уроках рисования, картинки, срисованные с книжек и других образцов.

2. Не стоит пытаться интерпретировать непонятные для взрослых элементы, чтобы избежать ложных выводов.

3. Не стоит «расшифровывать» и обсуждать рисунки при ребенке, делать ему замечания при анализе выводов и задавать ребенку вопросы «почему ты так нарисовал?».

 

Примеры анализа конкретных рисунков:

Критерии оценки: Возрастной критерий. Эмоциональная характеристика. Особенности изображения. «Манера письма». Палитра

Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет). Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается…

Детский рисунок 2.

Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

Возрастной критерий Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный. Особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника. Интересно, что мальчику будто не хватает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его положение неустойчиво и изменчиво. Палитра Ребенок выбрал для себя фиолетовый цвет, что в сочетании с его неуверенным положением в семье (об этом было сказано выше) указывает на возможную психоэмоциональную нестабильность, частые перепады настроения. Для мамы маленький художник выбрал энергичный несколько хаотичный, желтый цвет. Папа – коричневый. В его образе внимание концентрируется на физическом теле. Такими ребенок видит своих родителей. «Манера письма» Фигуры крупные, угловатые – скорее всего, в общении ребенка присутствует некоторая прямолинейность и склонность к конфликтам (острые углы). Заметная штриховка и четко прорисованные зрачки дают основание предполагать наличие скрытой тревоги.

 

Детский рисунок 3

Петя, 6 лет.

Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к Пете. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения. Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь. Петя изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям. Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В рисунке Пети эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.

 

Детский рисунок 4

Полина, 7 лет.

Часто дети рисуют произвольно, без специального задания, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком случае мы наблюдаем несколько идеализированное представление ребенка о себе. Обратим внимание на рисунок Полины. Он расположен в верхней части листа, достаточно крупный и яркий. Можно говорить о позитивной самооценке ребенка, активности, эмоциональности. Вероятно, девочка отличается высоким самоконтролем, развитым интеллектом, общительностью. Но ей не хватает устойчивости (обратите внимание на акцентировано прорисованную линию земли и маленькие ножки ребенка). С психологической точки зрения речь идет о неуверенности в себе. Обычно так бывает в семье, где воспитывается один ребенок: ему уделяют, как это не парадоксально звучит, слишком много внимания, контролируют и направляют каждый шаг. Таким образом, ребенок лишен возможности как-то проявить самостоятельность. Постепенно привыкая к этой ситуации, ребенок боится сделать неверный шаг и ждет «ценных указаний». Может быть, Полине иногда стоит сделать свои собственные ошибки и учиться на них?

 

Детский рисунок 5

Александра, 4 года.

Рисунок динамичный, яркий, несколько хаотичный. Эмоциональным центром семьи, несомненно, является мама: вокруг нее сосредоточены тепло (солнце), ребенок, собака. Ее платье украшено рисунком. Обратите внимание, что себя Саша рисует как равную со взрослыми и только ножки до земли не дотягиваются. Характер у девочки, вероятно, боевой, импульсивный, мальчишеский. Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.

 

Детский рисунок 6

Петя, 4 года 6 месяцев

Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа. Обратите внимание на то, как различается штриховка одежды у членов семьи. У папы – в строго определенном направлении, костюм официальный. Вероятно и в жизни папа очень организованный, деловой человек. Фигуры на рисунке изображены очень плотно. Это может указывать на столь же тесные отношения и в реальности. Но нашему главному герою, похоже, необходимо для активной жизни большее физическое и психологическое пространство. На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило лучше не откладывать визит к специалисту.

 

Вопросы для контроля знаний

1. Возрастные этапы развития детского рисунка(2-6 лет).

2. Выбор используемых методов и средств анализа детского рисунка.

3. Критерии оценки результатов тестирования-рисования.

4. Каковы требования к проведению тестирования-рисования.

 

 

Изобразительная деятельность дошкольников, ее использование в подготовке к

Обучению в школе

Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. К изобразительной… Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок… Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на…

Вопросы для контроля знаний

5. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам. Общие положения.

6. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «изобразительное искусство».

7. Формы контроля результатов учебной деятельности.

8. Показатели оценки результатов учебной деятельности.

9. Каковы требования к уровню подготовки учащихся.

 

– Конец работы –

Используемые теги: Лекция, Методика, проведения, анализа, детского, рисунка0.096

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция № 16 Методика проведения анализа детского рисунка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ЛЕКЦИЯ № 1. Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ № 2. Обеспечение водой ЛЕКЦИЯ № 3. Обеспечение питанием ЛЕКЦИИ по ОБЖ
КЛАСС Содержание Стр I четверть ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной среде ЛЕКЦИЯ... ЛЕКЦИЯ Факторы выживания в природной... ЛЕКЦИЯ Обеспечение питанием...

Лекции 1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ. 2 ЛЕКЦИИ 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. 12 ЛЕКЦИЯ 3. АППАРАТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ. 20 ЛЕКЦИЯ 4. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ.. 49 Широко распространён также англоязычный вар
gl ОГЛАВЛЕНИЕ... Лекции ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЯ ИНФОРМАТИКИ... ЛЕКЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ...

Лекция первая. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Лекция третья. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА ЛЕКЦИИ
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

Учебная программа курса. 4. Лекция 1. История психологии как наука. 5. Лекция 2. Античная философия и психология. 6. Лекция 3. Развитие психологии в Средневековый период. 19. Лекция 16. Тревога и защита
Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

ЛЕКЦИЯ 5. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПЛАН ЛЕКЦИИ: Соотношение биологического и социального в процессе формирования личности
ПЛАН ЛЕКЦИИ... Соотношение биологического и социального в процессе формирования... Социализация и ее значение Агенты и средства социализации...

ЛЕКЦИИ Лекция первая.ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Библиотека
Библиотека... Учебной и научной литературы...

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Методика обучения анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках природоведения
II. Беседа и рассказ учителя как методика обучению анализу и сравнению объектов и явлений природы в процессе проведения экскурсий на уроках… Педагоги, психологи, методисты убедительно доказали, что процесс формирования… Цель этих уроков ознакомить учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдения, самостоятельной…

ЛЕКЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ ЛЕКЦИЯ №1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования... Самарский государственный технический университет... ЛЕКЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ...

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам